Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Макаровой Е.В. и Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Варакиной Е.А. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску Варакиной Елены Александровны к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, отделу по управлению поселками администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности принять меры по организации централизованной системы холодного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Варакина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация), отделу по управлению поселками администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, в котором просила возложить на ответчиков обязанность принять меры по организации централизованной системы холодного водоснабжения к земельному участку истца, расположенному по адресу: "адрес".
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 1 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что на территории поселка Краснооктябрьский в г. Волжском Волгоградской области отсутствует холодное водоснабжение и водоотведение, а также отсутствует контроль над качеством питьевой воды, что не контролируется органами местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено, что Варакина Е.А. является собственником земельного участка, отнесенного к категории земель: земли населенных пунктов - для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1 957 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
16 апреля 2015 года администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области утвержден градостроительный план земельного участка с проектируемым зданием.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N 8668 от 28 ноября 2014 года утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского округа - город Волжский Волгоградской области на период до 2027 года.
На территории городского округа - город Волжский Волгоградской области бесперебойную работу систем водоснабжения и водоотведения обеспечивает МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский.
11 декабря 2015 года Варакиной Е.А. в МУП "Водоканал" подана заявка на выдачу технических условий на подключение к сетям хозяйственно-питьевого водопровода по адресу: "адрес".
16 декабря 2015 года МУП "Водоканал" Варакиной Е.А. выданы технические условия N 817 на подключение к системе централизованного холодного водоснабжения объекта: индивидуальное домовладение, расположенное по адресу: "адрес". Срок действия технических условий - 3 года.
28 мая 2019 года Варакина Е.А. обратилась в отдел по управлению посёлками администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о проведении по ул. Северная в пос. Краснооктябрьский г. Волжского Волгоградской области централизованного водоснабжения с питьевой водой до границ ее земельного участка с целью последующей организации водоснабжения ее земельного участка.
Из ответа отдела по управлению посёлками администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N 30/118 от 18 июня 2019 года, направленного в адрес Варакиной Е.А, следует, что на ул. Северная в пос. Краснооктябрьский г. Волжского Волгоградской области отсутствует муниципальный водопровод системы централизованного водоснабжения городского округа.
Имеющаяся водопроводная линия диаметром 90 мм построена в 2017 году за счет собственных средств правообладателя земельного участка исключительно для подключения личного домовладения и на баланс города линия не передана. Возможная точка подключения к централизованной системе холодного водоснабжения - действующий питьевой водовод диаметром 160мм по ул. Радужной в районе пересечения с ул. Северной. Действующей инвестиционной программой МУП "Водоканал" на 2017 - 2019 годы, разработанной на основании технического задания администрации городского округа - город Волжский, строительство водопроводных линий на территории пос. Краснооктябрьский не предусмотрено. Финансирование инвестиционной программы осуществляется исключительно за счет платы за подключение, вносимой заявителями на подключение объектов.
Также заявителю разъяснено, что подключение домовладений по ул. Северной возможно на основании заключения договора о подключении (технологическом присоединении) с внесением платы за подключение: за подключаемую нагрузку и за протяженность строительства сети от точки подключения к действующей централизованной системе водоснабжения до её земельного участка. Ориентировочная протяженность линии диаметром 100 мм на ул. Северной с учетом закольцовки и обеспечения пропуска противопожарных расходов - 540 м, ориентировочная стоимость строительства линии составляет 2, 5 млн. руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Варакиной Е.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что централизованное водоснабжение в пос. Краснооктябрьский г. Волжского Волгоградской области обеспечено, Варакиной Е.А. по её заявке были выданы технические условия на подключение к системе централизованного холодного водоснабжения, однако, по вопросу заключения договора о подключении (технологическом присоединении) её домовладения к системе централизованного холодного водоснабжения она в МУП "Водоканал" не обращалась.
Указанное, согласно выводу суда, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на администрацию обязанности принять меры по организации централизованной системы холодного водоснабжения к земельному участку, расположенному по адресу: "адрес".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что, разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали должную правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статьи 67 ГПК РФ.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 18).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3 статьи 18).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (пункт 4 статьи 18).
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2130 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с п.п. "а" п. 9 Правил с запросом о выдаче технических условий к исполнителю вправе обратиться правообладатель земельного участка и (или) подключаемого объекта.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в следующем порядке направление исполнителю запроса о выдаче технических условий (при необходимости) и выдача таким лицам технических условий в случаях и в порядке, которые установлены Правилами; направление заявителем исполнителю заявления о подключении; заключение договора о подключении; выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных договором о подключении; подписание заявителем и исполнителем акта о подключении.
Таким образом, совокупность приведенных положений свидетельствует о том, что подключение (технологическое присоединение) новых потребителей к системе централизованного водоснабжения осуществляется на основании договора на подключение с внесением заявителем платы за подключаемую нагрузку и за протяженность строительства сети от точки подключения к действующей централизованной системе водоснабжения до земельного участка заявителя.
При рассмотрении настоящего дела достоверно установлено, что населенный пункт обеспечен питьевой водой согласно утвержденному проекту централизованного холодного водоснабжения.
Еще 16 декабря 2015 года МУП "Водоканал" Варакиной Е.А. выданы технические условия N 817 на подключение к системе централизованного холодного водоснабжения объекта: индивидуальное домовладение, расположенное по адресу: "адрес". Срок действия технических условий - 3 года.
Между тем, в соответствии с пунктом 21 Правил Варакина Е.А. с заявлением о подключении к исполнителю не обращалась.
При этом, иного порядка подключения принадлежащего ей объекта по адресу: "адрес" системе централизованного холодного водоснабжения не предусмотрено.
Обязанность же по подключению каждого частного домовладения к централизованному водоснабжению на администрацию законом не возложена.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судов, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объема доказательств по спору.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
О.П. Богатых Е.В. Макарова А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.