Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки, назначении мер социальной поддержки по кассационной жалобе Николаевой С.В, поступившей с делом 6 марта 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав объяснения истца Николаевой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, просившей отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева С.В. обратилась в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также ОСФР по Ростовской области, орган социальной поддержки) о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки и назначении мер социальной поддержки, указав, что решением ОСФР по Ростовской области от 30 марта 2023 года ей отказано в назначении (предоставлении) меры социальной поддержки - ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, в полном размере (100 %) на каждого из ее четырех детей. Отказ мотивирован тем, что совокупный размер ежемесячного пособия меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода семьи, получаемых в отношении каждого ребенка, поскольку органом социальной поддержки при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается общее количество детей, заявленных на установление пособия, в результате чего совокупный размер ежемесячного пособия меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода семьи.
Ссылаясь на то, что подход ОСФР по Ростовской области, применяемый при расчете среднедушевого дохода семьи, при котором учитывается общее количество детей в семье, не соответствует положениям пункта 7 Правил к Порядку и условиям выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, Николаева С.В. просила суд:
- признать незаконным отказ ОСФР по Ростовской области в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки от 30 марта 2023 года N 0001.001521\2023-0170548;
- обязать орган социальной поддержки назначить (предоставить) с 1 марта 2023 года меры социальной поддержки - ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, в полном размере (100 %) на каждого из ее четырех детей.
Решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 4 сентября 2023 года иск удовлетворен, отказ ОСФР по Ростовской области в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки N 0001.001521/2023-0170548 от 30 марта 2023 года признан незаконным, на ОСФР по Ростовской области возложена обязанность назначить Николаевой С.В. с 1 марта 2023 года ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330 в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей в отношении: Мишаревой Снежаны, 13 октября 2009 года рождения, Мишаревой Карины, 21 ноября 2012 года рождения, Мишарева Константина, 1 мая 2015 года и Мишарева Дмитрия, 1 марта 2015 года рождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 года решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 4 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе Николаевой С.В. в удовлетворении заявленных к ОСФР по Ростовской области исковых требований.
В кассационной жалобе истец Николаева С.В. просит об отмене апелляционного определения, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, с оставлением в законной силе решения суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неверное применение судом апелляционной инстанции пункта 7 Правил к Порядку и условиям выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, при котором при расчете среднедушевого дохода семьи с учетом выплаты ежемесячного пособия данная выплата умножается на общее количество детей в семье, в то время как указанным пунктом Порядка не предусмотрено при расчете среднедушевого дохода семьи учитывать общее количество детей, заявленных на установление пособия. Полагает, что в пункте 7 Правил отсутствует указание на то, что выплату ежемесячного пособия в размере 75% величины прожиточного минимума для детей необходимо умножить на всех членов семьи. Пункт 45 Правил, определяющий, кто относится к членам семьи, не взаимосвязан с пунктом 7 Правил, а имеет отношение к пункту 48 Правил, согласно которому среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Также судом апелляционной инстанции подпункт "м" пункта 31 Порядка изложен в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года N 2010 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330", которая еще не применялась на момент возникновения спорных взаимоотношений. При рассмотрении апелляционной жалобы нарушены процессуальные нормы, поскольку отсутствовали прения сторон.
На кассационную жалобу истца поступили письменные возражения, в которых ОСФР по Ростовской области просит оставить решение суда апелляционной инстанции без изменения.
Представитель ответчика - ОСФР по Ростовской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Николаевой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, просившей отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы, изложенные в письменных возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 27 марта 2023 года Николаева С.В. направила в ОСФР по Ростовской области через многофункциональный центр заявление о назначении (предоставлении) меры социальной поддержки - ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, в полном размере (100 %) на каждого ребенка: Мишареву Снежану, 13 октября 2009 года рождения, Мишареву Карину, 21 ноября 2012 года рождения, Мишарева Константина, 1 мая 2015 года и Мишарева Дмитрия, 1 марта 2015 года рождения.
Решением ОСФР по Ростовской области N 0001.001521/2023-0170548 от 30 марта 2023 года Николаевой С.В. со ссылкой на подпункт "м" пункта 31 Правил к Порядку и условиям выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N2330, отказано в назначении пособия в полном (100 %) размере.
Отказ мотивирован тем, что совокупный размер ежемесячного пособия меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода семьи, получаемых в отношении ребенка, на которого подано заявление о назначении ежемесячного пособия, поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается общее количество детей (четверо детей), заявленных на установление пособия.
ОСФР по Ростовской области при оценке представленных заявителем сведений установил, что доходы Николаевой С.В. за заявленный период составили 214 571, 61 руб, доходы ее супруга - 463 521, 36 руб. Среднедушевой доход семьи на дату обращения с заявлением составил 9 417, 96 руб. (678 092, 97 (214 571, 61 + 463 521, 36) : 12 месяцев: 6 (количество членов семьи: родители и четверо детей), а ежемесячное пособие на детей - 6 879, 5 руб. (13 759 руб. (величина прожиточного минимума для детей в регионе) * 50%).
Полагая, что имеет право на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет в размере 100 % от величины прожиточного минимума для детей, Николаева С.В. обратилась за судебной защитой.
Рассматривая заявленные Николаевой С.В. исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка", исходил из того, что ОСФР по Ростовской области неверно произведен расчет среднедушевого дохода семьи Николаевой С.В. для назначения ежемесячной денежной выплаты по ее заявлению, поскольку среднедушевой доход ее семьи в месяц необходимо рассчитывать с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75 % величины прожиточного минимума для детей и он меньше величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ростовской области на 1 января 2023 года в размере 13 513 руб. (678 092, 97 руб. (суммарный доход семьи) : 12 месяцев + 10 319, 25 руб. (ежемесячное пособие в размере 75 % величины прожиточного минимума для детей) : 6 членов семьи = 11 137, 83 руб.), в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения ОСФР по Ростовской области N 0001.001521/2023-0170548 от 30 марта 2023 года, удовлетворил иск в полном объеме и обязал ОСФР по Ростовской области назначить Николаевой С.В. с 1 марта 2023 года ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330 в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей в отношении четырех детей Николаевой С.В.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда первой инстанции отменил и принял по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Николаевой С.В. отказал в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при назначении пособия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" от 16 декабря 2022 года N 2330 одновременно в отношении нескольких детей при определении совокупного размера мер социальной поддержки с учетом оценки среднедушевого дохода такие меры учитываются в отношении всех детей. Расчет среднедушевого доход семьи Николаевой С.В, произведенный судом первой инстанции с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75 % величины прожиточного минимума для детей, выполнен без учета подпункта "м" пункта 31 и пункта 48 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330, согласно которым при определении совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых и получаемых в отношении ребенка, на которого подано заявление о назначении ежемесячного пособия, в случае, если заявление подано в отношении нескольких детей, при расчете следует использовать совокупный размер получаемых всеми детьми мер социальной поддержки.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции указал в апелляционном определении, что среднедушевой доход семьи Николаевой С.В, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50 %, составляет 14 004, 29 руб. (678 092, 97 + (6879, 5 * 4 (количество детей) * 12 месяцев) : 12 месяцев : 6 (количество членов семьи), что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в 13 513 руб, установленную в регионе, а потому, пришел к выводу об отсутствии у Николаевой С.В. права на получение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей, решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении иска отказал.
Проверяя законность состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о законности апелляционного определения, поскольку выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
В соответствии с действующим правовым регулированием с 1 января 2023 года нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает, если рассчитанный в установленном порядке размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением пособия (статья 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Среднедушевой доход семьи, как правило, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия, путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть 2 статьи 3, часть 6 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ; пункты 48, 49 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330 (далее - Правила от 16 декабря 2022 года N 2330).
В состав семьи включаются заявитель, его супруг (супруга), а также не состоящие в браке его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) (части 7, 8 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 31 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330 одним из оснований для отказа в назначении ежемесячного пособия является случай, когда совокупный размер ежемесячного пособия, определенный в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящих Правил, меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода и получаемых в отношении детей и (или) заявителя, на которых подано заявление о назначении ежемесячного пособия.
При этом, согласно пункту 7 указанных Правил ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в размере, в том числе:
- 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
- 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
- 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка (пункт 17 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330).
Постановлением Правительства Ростовской области от 19 декабря 2022 года N 1113 установлена величина прожиточного минимума в Ростовской области на 2023 год в расчете на душу населения в сумме 13 513 руб, для трудоспособного населения - 14 729 руб, пенсионеров - 11 621 руб. и детей - 13 759 руб.
Таким образом, исходя из совокупности указанных законоположений в их системном единстве применительно к обстоятельствам настоящего дела с учетом заявленных Николаевой С.Н. требований об установлении ежемесячного пособия на детей в возрасте до 17 лет в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей, к юридически значимым обстоятельствам по делу относится установление размера среднедушевого дохода семьи Николаевой С.Н, состоящей из шести человек (двое родителей и четверо детей), рассчитанного с учетом выплаты ежемесячного пособия на каждого ребенка в процентном отношении от величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области, равного 13 759 руб.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным Николаевой С.В. в подтверждение ее права на получение ежемесячной выплаты документам, произвел соответствующие расчеты и пришел к обоснованному выводу о том, что Николаева С.В. не вправе претендовать на получение ежемесячного пособия на детей в размере 100 % величины прожиточного минимума для детей, поскольку размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50 % процентов величины прожиточного минимума для детей, уже превышает величину прожиточного минимума на душу населения в 13 513 руб. и составляет 14 004, 29 руб. (678 092, 97 (суммарный доход членов семьи) + (6879, 5 руб. (50 % от величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области равного 13 759 руб.) * 4 (количество детей в семье) * 12 месяцев) : 12 месяцев : 6 (количество членов семьи) = 14 004, 29 руб.).
Вопреки доводам кассационной жалобы, пункт 7 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330 устанавливает различный размер ежемесячного пособия на детей в возрасте до 17-ти лет (50 %, 75 % и 100 %), определение и выплата которого устанавливается с учетом размера среднедушевого дохода семьи, в состав которой включаются заявитель, его супруг (супруга) и несовершеннолетние дети, исходя из того, насколько семья нуждается в государственной поддержке (50 % - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, 75 % - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения и 100 % - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75 %, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения).
В силу приведенного выше нормативного регулирования при наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка и, если, совокупный размер ежемесячного пособия на каждого ребенка в семье меньше совокупного размера мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом оценки среднедушевого дохода и получаемых в отношении детей и (или) заявителя, на которых подано заявление о назначении ежемесячного пособия, то в предоставлении мер социальной поддержки отказывается.
Среднедушевой доход семьи рассчитывается исходя из суммы дохода всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в рассматриваемой ситуации суммарный доход членов семьи составил 678 092, 97 руб.) путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи, что применительно к рассматриваемой ситуации составляет: 330 216 руб. (сумма ежемесячного пособия за 12 месяцев, выплаченного каждому ребенку в семье Николаевой С.Н. (50 % от 13 759 руб. (от величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области) * 4 (количество детей в семье) * 12 месяцев = 330 216 руб.) : 12 месяцев : 6 (количество членов семьи) = 14 004, 29 руб.
Такой подход при подсчете среднедушевого дохода семьи прямо предусмотрен частью 2 статьи 3, части 6 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ и пунктами 48, 49 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330.
Что касается доводов Николаевой С.Н. о том, что пункт 45 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330, определяющий, кто относится к членам семьи, применяется только к пункту 48 Правил, то, проверяя указанные доводы, судебная коллегия признает их несостоятельными, поскольку никаких исключений в применении пункт 45 Правил не содержит, напротив, согласно названному пункту он содержит определение состава семьи, применяемое при реализации всего Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330.
Если говорить о том, что суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области, применил подпункт "м" пункта 31 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330 в редакции от 28 ноября 2023 года N 2010, то указанные доводы кассационной жалобы также необоснованны.
Согласно апелляционному определению, судом апелляционной инстанции указанная норма применена в редакции, действующей на момент обращения Николаевой С.Н. с заявлением об установлении ежемесячного пособия на детей в размере 100 % величины прожиточного минимума, а ссылка на новую редакцию названной правовой нормы приведена в обоснование правильности истолкования данной правовой нормы, примененного судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела, со ссылкой на то, что на момент возникших между сторонами правоотношений подпункт "м" пункта 31 Правил от 16 декабря 2022 года N 2330 в редакции от 28 ноября 2023 года N 2010 хоть и не применялся, но впоследствии Правительством Российской Федерации устранена правовая неопределенность в вопросе расчета среднедушевого дохода семьи и получаемых в отношении детей и (или) заявителя мер социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии при апелляционном рассмотрении дела стадии прений сторон противоречат материалам дела, в том числе протоколу судебного заседания от 30 ноября 2023 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, дана им надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, а результаты оценки отражены в судебном постановлении.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а также существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Николаевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.