Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой К.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Афанасьевой К.Л, поступившей с делом 18 марта 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьева К.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 4 апреля 2023 г. N 65945/23 незаконным; возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить пенсию с момента обращения, с 10 февраля 2023 г.
Иск мотивирован тем, что 10 февраля 2023 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако, решением ответчика от 4 апреля 2023 г. ей отказано в назначении досрочной пенсии. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку необходимый 30 летний стаж выработан ею 14 июня 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Афанасьевой К.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Полагает, что в основу решения суда первой инстанции принят неправильно произведенный расчет выработки её 30 летнего стажа. По подсчетам истца, 30 летняя выслуга приходилась на 5 февраля 2020 г, соответственно право на досрочную пенсию у нее возникло 5 февраля 2022 г. и пенсия должна быть назначена с момента обращения за ее назначением, то есть с 10 февраля 2023 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Афанасьева К.Л. неоднократно (6 мая 2019 г, 27 мая 2021 г, 13 апреля 2022 г.) обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в чем пенсионным органам решениями пенсионного органа N 319430/19 от 28 июня 2019 г.; N 181378/21 от 6 сентября 2021 г.; N 133181/22 от 15 августа 2022 г. было отказано.
10 февраля 2023 г. Афанасьева К.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вновь обратилась в отдел установления пенсий с учетом специального стажа N 2 Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".
Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа N 2 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым N 65945/23 от 4 апреля 2023 года Афанасьевой К.Л. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии, поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть реализовано по истечении 36 месяцев с даты приобретения требуемого специального стажа.
Согласно указанного выше решения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионным органом учтены периоды работы в следующем порядке:
в кратном исчислении (как 1 год и 6 месяцев): с 8 августа 1989 г. по 31 декабря 1997 г.;
в календарном порядке: с 1 января 1998 г. по 1 февраля 2003 г, с 4 февраля 2003 г. по 31 мая 2010 г, с 11 ноября 2013 г. по 16 декабря 2013 г, с 17 декабря 2013 г. по 15 июня 2014 г, с 16 июня 2014 г. по 31 августа 2014 г, с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 октября 2015 г. по 25 июня 2020 г, с 2 июля 2020 г. по 31 декабря 2022 г.;
за исключением: отпуска по уходу за ребенком с 2 ноября 1992 г. по 31 августа 1994 г.; отпуска без сохранения заработной платы 12 ноября 1998 г, с 11 сентября 2014 г. по 24 сентября 2014 г, с 5 октября 2015 г. по 25 октября 2015 г.; нерабочих (праздничных) дней, установленных органами государственной власти Республики Крым: 2 мая 2021 г, 18 марта 2022 г, 25 апреля 2022 г, 11 июля 2022 г.
В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включен также период работы с 1 июня 2010 г. по 15 мая 2013 г. в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ЧП "Мой стоматолог", поскольку учреждение не поименовано Списком N781.
Общий страховой стаж Афанасьевой К.Л. пенсионным органом определен в 34 года 07 месяцев 18 дней, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию - 31 год 03 месяца 07 дней. Требуемый стаж приобретен на 21 сентября 2021 г.
Разрешая спор и отказывая Афанасьевой К.Л. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию с учетом повышения возраста, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возникнет не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть с 21 сентября 2024 г.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 2 апреля 2019 г. N 854-0, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (пункты 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 г. и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), то есть ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости. При этом период, когда пенсия по старости им не назначается, по срокам синхронизирован с повышением общеустановленного пенсионного возраста. Для каждого из таких лиц, имеющих необходимый для приобретения права на пенсию специальный страховой стаж, это, по сути, означает увеличение фактического возраста досрочного назначения страховой пенсии по старости в общей сложности на 60 месяцев.
Таким образом, в настоящее время пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначается только по истечении определенного срока с момента возникновения права на пенсию.
В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию но старости независимо от возраста) назначается не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2021 году.
Судом с учетом имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что с учетом всех подлежащих включению в специальный стаж периодов работы, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, у Афанасьевой К.Л. на 31 декабря 2022 г. составляет - 31 год 03 месяца 07 дней и приобретен на 21 сентября 2021 г. (т. 1 л. д. 47).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно приложению 7, введенному Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", при возникновении права на страховую пенсию в 2021 году пенсия по старости назначается не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть право на назначение пенсии у истца возникнет, как правильно указал суд, только 21 сентября 2024 г.
Доводы кассационной жалобы, что по состоянию на 25 июня 2020 г. страховой стаж Афанасьевой К.Л. составлял 30 лет 4 месяца 20 дней, а 30 летняя выслуга приходилась на 5 февраля 2020 г. судебная коллегия отклоняет, как основанный на неправильном применении норм материального права, и неправильно произведенном расчете продолжительности специального стажа истца.
Из представленного истцом арифметического расчета выработки 30 летнего стажа в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" судом апелляционной инстанции установлено, что при расчете продолжительности специального стажа Афанасьевой К.Л. стороной истца включены периоды, учтенные пенсионным органом в общий, а не в специальный стаж работы, при этом, иных исковых требований, в том числе о возложении на пенсионный орган обязанности включить какие-либо периоды работы истца в ее специальный стаж не заявлялись.
На день обращения Афанасьевой К.Л. к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400 от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" - 10 февраля 2023 г, она имела стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 31 год 03 месяца 07 дней, срок в 36 месяцев, установленный приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", к указанному времени не истек, в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии, обоснованы.
Право на досрочную страховую пенсию по старости у истца возникает не ранее 21 сентября 2024 г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Афанасьевой К.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.