Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ООО "Вострово Лес" Безугляка В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2023 г., решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае от 17 октября 2023 г., решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г., вынесенные в отношении ООО "Вострово Лес" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.27, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2023 г, оставленным без изменения и решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае от 17 октября 2023 г, ООО "Вострово Лес" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.27, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2024 г, оставленным без изменения и решением судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г, постановление по делу об административном правонарушении и решение вышестоящего должностного лица изменены, путем снижения размера назначенного административного наказания в виде штрафа до 300 000 рублей.
В жалобе защитник просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше решения отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Из материалов дела следует, что ООО "Вострово Лес" на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины N осуществляет заготовку древесины на территории "адрес"
31 мая 2023 г. отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству проведен заключительный осмотр лесосек на основании ч. 8 ст. 23.2 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с Порядком заключительного осмотра лесосеки, утвержденным приказом Минприроды России от 17 января 2022 г. N23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, форма акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки" в лесных участках, арендатором которых является ООО "Вострово Лес". В ходе осмотра установлено:
- в квартале N 70, выделе N 1 "адрес", где располагается лесосека N площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание;
- в квартале N 70, выделе N 2 "адрес", где располагается лесосека N, площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья;
- в квартале N 70, выделе N 4 "адрес", где располагается лесосека N, площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание. При сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся несрубленных деревьев;
- в квартале N 70, выделе N 8 "адрес", где располагается лесосека N, площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание. При сжигании порубочных остатков не обеспечена сохранность имеющихся несрубленных деревьев;
- в квартале N 71, выделе N 5 "адрес", где располагается лесосека N, площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание;
- в квартале N 71, выделе N 7 "адрес", где располагается лесосека N, площадью "данные изъяты" га, вид рубки ОБН, год рубки 2022 установлено, что при проведении рубки ухода за лесом в лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. При сжигании порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание.
Указанные нарушения выявлены должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в ходе заключительных осмотров лесосек 31 мая 2023 г.
Виновность ООО "Вострово Лес" в совершении указанных административных правонарушений подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актами осмотров лесосек, фототаблицами, технологическими картами лесосечных работ, копиями договоров аренды лесных участков, лесных деклараций, отчетов об использовании лесов и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ООО "Вострово Лес" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах должностные лица административного органа и судебные инстанции пришли к правильному выводу о виновности ООО "Вострово Лес" в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.27, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доказательства, положенные в основу выводов о виновности ООО "Вострово Лес" в совершении вмененных правонарушений, получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы повлечь признание их недопустимыми, из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы со ссылкой на положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ о том, что возбуждение дела об административном правонарушении за несоблюдение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), допускается только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 названного Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта 18 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 г. N 152 (в редакции, действующей во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), в области лесных отношений Министерство наделено полномочиями по обеспечению государственного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; организует использование лесов, их охрану.
Как следует из материалов дела, нарушения обязательных требований были выявлены должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в ходе заключительных осмотров лесосек, проведенных в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 января 2022 г. N 23. При этом мероприятия, предусмотренные Федеральными законами NN 248-ФЗ и 294-ФЗ, не проводились.
При наличии основания, предусмотренного частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом указанного административного органа возбуждено настоящее дело об административном правонарушении.
Оснований для вывода о нарушении уполномоченным должностным лицом порядка возбуждения дела об административном правонарушении не имеется.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" необоснованна. В рассматриваемом случае требования данного акта неприменимы, указанные в нем контрольные (надзорные) мероприятия не подлежали проведению, настоящее дело возбуждено в отношении ООО "Вострово Лес" в ином установленном законом порядке.
Доводы жалобы не опровергают обоснованность выводов о виновности ООО "Вострово Лес" в совершении вмененных ему административных правонарушений, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводам жалоб, имеющим значение для разрешения данного дела, дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2023 г, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае от 17 октября 2023 г, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2024 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 17 апреля 2024 г, вынесенные в отношении ООО "Вострово Лес" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.27, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Вострово Лес" Безугляка В.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что организация нарушила требования лесного законодательства, не обеспечив вырубку сухостойных деревьев и полное сгорание порубочных остатков. В результате ей был назначен штраф, который впоследствии был снижен. Судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность привлечения к ответственности, отклонив доводы защиты о нарушении порядка возбуждения дела.