Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Горошко Виталия Васильевича, поданной через суд первой инстанции 18 апреля 2024 года, на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 года по административному делу N 2а-4131/2023 по административному исковому заявлению Горошко Виталия Васильевича к мэрии г. Новосибирска об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Горошко В.В. обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика, выраженное в письме от 3 июля 2023 года N 31/18/09740, о возврате его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать устранить допущенные нарушения путем направления ему решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указывая на нарушение своих прав, как собственника гаража N, расположенного на испрашиваемом земельном участке в гаражном кооперативе КСК "КАМЕНКА-1" по адресу: "адрес", на получение данного земельного участка.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Горошко В.В. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, настаивая на том, что предоставление схемы испрашиваемого земельного участка требуется только при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок. Такой проект межевания территории, в пределах которой располагается испрашиваемый земельный участок, имеется, поэтому отсутствуют основания для возложения на заявителя обязанности предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также указывает на применение судами к возникшим спорным правоотношениям закона, не подлежащего применению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Горошко В.В. является собственником гаражного бокса N, общей площадью 26, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (ГСК "КАМЕНКА-1").
9 июня 2023 года Горошко В.В. обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен гараж N, в гаражном кооперативе ГСК "КАМЕНКА-1", находящемся по адресу: г. "адрес", для использования в целях эксплуатации гаража, возведенного до 29 декабря 2004 года, приложив копию свидетельства о регистрации права, копию плана земельного участка, согласие на обработку персональных данных, копию паспорта.
Письмом мэрии г. Новосибирска от 3 июля 2023 года N 31/18/09740 заявление Горошко В.В. возвращено на основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду несоблюдения требований пункта 2 поименованной нормы о приложении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Несогласие Горошко В.В. с указанным решением мэрии г. Новосибирска послужило поводом для его обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая административный спор, суды исходили из того, что оспариваемое решение о возврате документов принято уполномоченным органом, в предусмотренный законом срок с соблюдением процедуры.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Горошко В.В. правомерно возвращено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность на том основании, что к заявлению не была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка, тогда как спорный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой 29 декабря 2021 года постановлением мэрии г. Новосибирска N 4798 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Бориса Богаткова, ул. Кошурникова, перспективным продолжением ул. Фрунзе и перспективным продолжением ул. Доватора, в Дзержинском районе, в границах которой образование испрашиваемого истцом земельного участка проектом не предусмотрено. Следовательно, в целях предварительного согласования предоставления земельного участка без проведения торгов истцу необходимо предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку земельный участок под гаражом административного истца не прошел процедуру межевания.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3.1 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137- ФЗ "О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), дополнительно указал, что поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок располагается в границах территории общего пользования, в пределах которой предполагается размещение парков, скверов, бульваров, иных озелененных территорий общего пользования, а доказательств расположения испрашиваемого истцом земельного участка на территории, обозначенных на чертежах, в отношении которой утвержден проект межевания, не представлено, то предварительное согласование предоставления земельного участка в данном случае возможно только на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем судами не учтено следующее.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)
В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Согласно пункту 2 статьи 39.15 ЗК РФ и Перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", утвержденного приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года N П/0321, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе, схема расположения земельного участка, если участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания соответствующей территории (кроме случаев образования земельных участков из земельного участка, предоставленного для размещения гаражей в границах территории гаражного назначения).
Статьей 3.7 Федерального закона 137-ФЗ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (9 июня 2023 года) определено, что предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).
Согласно части 2 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ, до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях: 1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям; 2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 6 апреля 2020 года N 1144 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, которым предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем (пункт 2.7)
На основании пункта 6 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ и пункта 2.7.6 вышеуказанного регламента в перечень документов, прилагаемых к заявлению гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения гаража, которые заявитель должен представить самостоятельно, включена схема расположения земельного участка по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок).
В соответствии с пунктами 2.11, 2.11.3 административного регламента основанием для отказа в приеме документов является не приложение документов, указанных в подпунктах 2.7.2 - 2.7.8 административного регламента.
Исходя из приведенного правового регулирования, действующего на момент обращения административного истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в рамках "гаражной амнистии", схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предоставляется заявителем в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Наличие проекта планировки с проектом межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, подтверждено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком.
Административным ответчиком не принято во внимание, что возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является самостоятельной административной процедурой, отличной от процедуры рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка по существу.
Учитывая, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка административным истцом были приложены необходимые документы, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежало рассмотрению административным ответчиком по существу.
При таком положении являются неверными выводы судов о том, что административным ответчиком правомерно возвращено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с его несоответствием требованиям действующего законодательства, поскольку к заявлению Горошко В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка не приложен документ, предусмотренный административным регламентом предоставления муниципальной услуги, - схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ).
В приведенной связи являются необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого решения, подкрепленные ссылками на положения пункта 3.1 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которому образование земельного участка, на котором расположен гараж, отвечающий требованиям пункта 2 настоящей статьи, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания территории не предусматривает образование такого земельного участка
Названная норма закона введена Федеральным законом от 24 июля 2023 года N 338-ФЗ, вступившим в силу с 1 октября 2023 года, и не действовала на момент обращения административного истца 9 июня 2023 года с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.
Таким образом, административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для возвращения заявления заявителю, поскольку действующим на момент обращения Горошко В.В. законодательством не предусматривалось обязательное предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, которым предусмотрено образование земельного участка, и в том случае, если образование земельного участка в конкретных обстоятельствах возможно только на основе проекта межевания.
Материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого уполномоченным органом решения по возвращению заявления и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого отказа незаконным, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований с принятием нового решения об их удовлетворении.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признавая спорное решение незаконным, судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Горошко В.В. от 9 июня 2023 года о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под гаражом N в ГСК "Каменка-1".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 января 2024 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Признать незаконным решение мэрии г. Новосибирска, выраженное в письме от 3 июля 2023 года N 31/18/09740, о возврате заявления Горошко В.В. от 9 июня 2023 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в гаражном кооперативе ГСК "КАМЕНКА-1", находящемся по адресу: "адрес", для использования в целях эксплуатации принадлежащего Горошко В.В. гаража N
Обязать мэрию г. Новосибирска повторно рассмотреть заявление Горошко В.В. от 9 июня 2023 года о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.