Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеева О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса), поданную 15 мая 2024 г, на решение Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 г, по административному делу N 3а-323/2023 по административному исковому заявлению Суворкина Виктора Александровича о признании нормативных правовых актов недействующими.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя РЭК Кузбасса Кондерской И.Э, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Рубана А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
постановлением РЭК Кузбасса от 28.02.2023 N 14 утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения на территории Кемеровской области - Кузбасса (далее - Постановление N 14).
Постановление РЭК Кузбасса от 28.02.2023 N 15 утверждены нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области - Кузбасса (далее - Постановление N 15).
Суворкин В.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив требования, о признании недействующими Постановления N 14 и Постановления 15, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование требований указано, что применение оспариваемых нормативных правовых актов привело к тому, что оплата за воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, собственником помещения в котором он является, превышает их потребление в 142 раза.
Решением Кемеровского областного суда от 17.08.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30.11.2023, требования удовлетворены, постановления признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе РЭК Кузбасса ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права и процессуального права, настаивает принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают, что судом, не принято во внимание содержание исходных сведений для определения нормативов, что повлекло неправильные выводы о наличии неких обстоятельств, на основании которых РЭК Кузбасса должна была применить дополнительные обоснования своей позиции. Судами не принята во внимание разница исходных данных для расчёта нормативов методом аналогов и расчётным методом. Неверно оценено применение представленных суду разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Настаивают, что для расчета нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях может быть применен метод аналогов или расчетный метод. Полагают необоснованно судом отклонены показания высококвалифицированного свидетеля-начальника технического отдела РЭК - Кузбасса. Указывают, что Правила не содержат положений, обязывающих уполномоченный орган дополнять категории многоквартирных домов, указанные в приложении N, 2 к Правилам N 306, а соответствующие формулы расчета оспариваемых нормативов не предусматривают возможность учета показателя степени износа внутридомовых инженерных сетей, вместе с тем, указывают, что отсутствие реализации прав не означает несоответствия оспариваемых постановлений нормам Правил N 306. Ссылаясь на нарушение судом положений статьи 77 КАС РФ, указывают, что суд не обладая, специальными математическими познаниями, не назначил экспертизу, не привлек к участию в деле, специалиста, обладающего специальными познаниями, вместе с тем, суд первой инстанции сделал вывод о неправильности произведенного РЭК Кузбасса расчета, однако, судом исследование правильности расчётов при рассмотрении дела не проводилось, административный иск соответствующих требований не содержал.
Возражения РЭК Кузбасса об отсутствии нарушения права и законных интересов административного истца, не были рассмотрены судом, в то время, как доводы административного истца о "переплатах", по мнению заявителя, основаны на его несогласии с порядком начислении платы за пользование коммунальными ресурсами, при котором не обеспечена реальность потребления, и отсутствует учет показаний коллективных (общедомовых) приборов. Настаивают, что при рассмотрении материалов настоящего дела Кемеровским областным судом не были учтены во взаимосвязи отмеченные выше положения ст. 11, 12 ГК РФ, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, а также Правил N 491 применительно к оспариваемым нормативным правовым актам, в виду чего судами не было установлено отсутствия причинно-следственной связи между постановлениями РЭК Кузбасса от 28.02.2023 N 14 и N 15 и обстоятельствами, заложенными в основу заявленных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и их представителей, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Суворкиным В.А, прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 4(1) Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Пунктом 3.65 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 N 142, к полномочиям Комиссии отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Кемеровской области были утверждены постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 67 от 19.05.2017 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области" и N 82 от 30.05.2017 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области".
Решением Кемеровского областного суда от 24.06.2022 признаны недействующими пункт 1 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии от 19.05.2017 N 67 в части установления нормативов потребления воды и отведения сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажности от 1 до 5; пункт 1 приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 N 82, которым утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие указанные постановления в отмененной части.
28.02.2023 во исполнении решения Кемеровского областного суда от 24.06.2022 приняты оспариваемые в настоящем административном деле Постановления NN 14 и 15.
Судами установлено, Суворкин В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" и потребителем коммунальных услуг, нормативы потребления которых установлены оспариваемыми нормативными правовым актами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь, положениями пункта 11 Правил N 306, пунктами 27, 37 приложения к Правилам N 306, установив, что оспариваемые постановления N 14 и N 15 приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном сайте "Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кузбасса" http://www.recko.ru, и по этим основаниям не обжалуются, пришел к выводу, что экспертные заключения тарифного органа подготовлены исключительно на основании данных по многоквартирным домам на основании сведений, полученных не от всех управляющих организаций, доля которых по данным Государственной жилищной инспекции Кузбасса составляет 70, 46 % от общей площади многоквартирных домов в Кузбассе, без учета домов блокированной застройки, в то время как нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам. Исключений, допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов, входящих в соответствующую группу, Правила N 306 не содержат, в связи с чем объем информации, полученной административным ответчиком от организаций, обслуживающих многоквартирные дома, чья площадь в сумме составляет 70, 46% от площади многоквартирных домов в Кузбассе, не позволяет сделать вывод о достаточной полноте применительно к категориям многоквартирных домов в отношении которых рассчитаны и применяются оспариваемые нормативы.
Суды пришли к выводу, что регулирующий орган не использовал предоставленные ему пунктом 9.1 Правил N 306 полномочия и не предпринял мер по истребованию от органов местного самоуправления, управляющих компаний, недостающих сведений в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг, не установив оснований полагать, что изменение количества многоквартирных домов в расчетах существенно не повлияло на итоговую величину оспариваемых нормативов. Кроме того, не соблюдены требования Правил N 306, устанавливающих необходимость учитывать износ внутридомовых инженерных систем.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для применения положений Правил N 306, изложенных в кассационной жалобе, внесенных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2022 N 1598 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", и подлежащих применению с 01.03.2022, не имеется, доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 КАС РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для назначения по делу экспертизы или привлечения специалиста, не могу повлечь отмену судебных актов, поскольку разрешенные судом вопросы носят правовой характер, нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств судами не допущено. Кроме того, из материалов дела следует, что о получении дополнительных доказательств, административный истец не заявлял.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба РЭК Кузбасса удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.