Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Тимченко Алексея Вадимовича, поданной через суд первой инстанции 13 мая 2024 года, на решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года по административному делу N 2а-13847/2023 по административному исковому заявлению Тимченко Алексея Вадимовича к военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя административного Груздевой О.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тимченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Советского и Центрального районов г. Красноярска, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края", в котором просил признать незаконным решение временно исполняющего обязанности военного комиссара Советского и Центрального районов г. Красноярска Белова В.Н. N 2/6907 от 17 августа 2023 года об отказе в снятии с воинского учета, обязать военного комиссара Советского и Центрального районов г. Красноярска снять Тимченко А.В. с воинского учета, указывая, что личное участие заявителя для принятия данного решения в соответствии с действующим законодательством не требуется, его доверенным лицом, полномочия которого были оформлены нотариально, при обращении к военному комиссару были представлены все необходимые документы.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 5 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Тимченко А.В. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на наличии законных оснований для снятия его с воинского учета без личного участия, поскольку вступившие в силу изменения в закон допускают такую возможность, соответствующее заявление подписано им собственноручно и передано представителем в уполномоченный орган, необходимость обращения с которым ранее отсутствовала, поскольку на территории Республики Казахстан Тимченко А.В. работает с 2022 года, к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил воинского учета не привлекался.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Тимченко А.В. состоит на воинском учете в Советском и Центральном районе г. Красноярска.
9 августа 2023 года Тимченко А.В. через своего представителя Тимченко В.Ю, действующего на основании доверенности, обратился в военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска с заявлением о снятии с воинского учета в связи постоянным проживанием за пределами Российской Федерации - в Республике Казахстан, "адрес"
17 августа 2023 года временно исполняющим обязанности военного комиссара Советского и Центрального района г. Красноярска Беловым В.Н. дан ответ N 2/6907 об отказе в удовлетворении заявления о снятии Тимченко А.В. с воинского учета по причине того, что приложенные доверителем к заявлению документы не подтверждают, что Тимченко А.В. является лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации; Тимченко А.В. разъяснено об обязанности лично явиться в военный комиссариат для решения вопроса о снятии его с воинского учета при наличии к тому законных оснований.
Из материалов дела также следует, что Тимченко А.В. состоит в трудовых отношениях с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) с 12 марта 2012 года, является сотрудником представительства банка в г. Алматы на основании постоянного контракта. Текущим адресом пребывания Тимченко А.В. является: Республика Казахстан, "адрес"
Полагая, что в снятии с воинского учета отказано незаконно, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь статьей 8, 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года N 700, исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает права Тимченко А.В, поскольку отсутствуют основания для снятия его с воинского учета в связи с выездом за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.
Приходя к такому выводу, суд, проведя анализ представленных административным истцом документов, указал, что они выданы на срок осуществления им трудовой деятельности в Европейском банке реконструкции и развития с ограниченным сроком действия, что при наличии постоянной регистрации в г. Красноярске не может свидетельствовать о его постоянном месте жительства в Республике Казахстан.
Кроме того, суд учитывал, что действующим законодательством на Тимченко А.В. возложена обязанность в течении двухнедельного срока с момента наступления указанных в абз. 4 пункта 1 статьи 10 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" событий, при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме, лично явиться в военный комиссариат, которая Тимченко А.В. не была исполнена, а подача заявления о снятии с воинского учета через представителя не подтверждает факта личного написания Тимченко А.В. такого заявления. Иного порядка подачи заявления, при отсутствии соответствующего уведомления военного комиссариата в автоматическом режиме, законом не предусмотрено.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
Как установлено положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 8 Закона о воинской обязанности и военной службе, граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, исполняют также иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 утверждено Положение о воинском учете (далее - Положение о воинском учете).
На основании подпункту "д" пункта 15 Положения о воинском учете (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент подачи административным истцом заявления о снятии с воинского учета) не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности; обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию (подпункты "г", "д" пункта 50 Положения о воинском учете).
Согласно подпункту 5 пункта 22 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года N 700, при снятии граждан, убывающих на постоянное проживание за пределы Российской Федерации или приобретших иностранное гражданство, с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации; военного билета офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; временного удостоверения, выданного взамен военного билета); персональной электронной карты (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетона с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); заявления о снятии с воинского учета; отрывной части уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
При снятии граждан, убывающих за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев, с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: - паспорт гражданина Российской Федерации, военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие их выезд за пределы Российской Федерации; заявление о снятии с воинского учета (подпункт 6 пункта 22 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета сотрудники военного комиссариата при приеме документов воинского учета граждан проверяют отсутствие признаков подделки (подчистки, химического травления текста, дописки, допечатки или исправления отдельных букв, слов; замены фотографий, страниц; подделки подписей, оттисков печатей и штампов) представленного удостоверения личности военнослужащего (военного билета офицера запаса; военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, справки взамен военного билета, персональной электронной карты), наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил (при наличии соответствующей отметки в документах воинского учета о его присвоении) и отметки о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства (месту пребывания).
В силу пункта 1.2 статьи 8 Закона о воинской обязанности и военной службе постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 14 апреля 2023 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.
Правильно применив приведенное правовое регулирование, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Тимченко А.В. не исполнил предусмотренную законом обязанность и не явился лично в военный комиссариат для снятия с воинского учета, необходимые документы, подтверждающие его постоянное проживание за пределами Российской Федерации не представил; военным комиссариатом незаконных действий (бездействия) не допущено, на обращения административного истца даны ответы в установленный срок, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в настоящем случае разрешение вопроса о снятии административного истца с воинского учета без личной явки в порядке, установленном пунктом 1.2 статьи 8 Закона о воинской обязанности и военной службе, не представлялось возможным, поскольку на момент дачи ответа военным комиссариатом не имелось сведений о том, что Реестр воинского учета сформирован и в нем содержится информация относительно Тимченко А.В.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.