Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, поданную 8 мая 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 31 января 2024 г, по административному делу N 2а-3300/2023 по административному исковому заявлению Сухоруковой Раисы Яковлевны о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений администрации г. Омска (далее- Департамент), возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Сухорукова Р.Я. обратилась в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента от 31.05.2023 N 928 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в Кировском административном округе города Омска", возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N
В обоснование требований указано, что Сухорукова Р.Я. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 627, 4 кв.м, размещенного на земельном участке с кадастровым номером N. Земельный участок предоставлен на основании договора аренды N N от 15.05.2013, заключенного между Департаментом и индивидуальным предпринимателем Соломенниковым В.М, о переходе прав по договору аренды к Сухоруковой Р.Я. заключено соглашение от 26.01.2022.
21.11.2022 Сухорукова Р.Я. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:3198 площадью 11 398 кв.м. в собственность за плату без проведения торгов.
Распоряжение Департамента от 01.12.2022 N N, которым в предоставлении земельного участка в собственность отказано, было признано незаконным (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 26.04.2023 по административному делу (2a-530/2023).
При повторном рассмотрении заявления Сухоруковой Р.Я. распоряжением Департамента от 31.05.2023 N в предоставлении земельного участка в собственность вновь отказано.
Распоряжение полагает незаконным, нарушающим права.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 29.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 31.01.2024, административные требования удовлетворены частично, признано незаконным распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 31.05.2023 N N об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в Кировском административном округе города Омска; на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, возложена обязанность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N направить проект договора для подписания Сухоруковой Раисе Яковлевне. В остальной части в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений администрации г. Омска ставит вопрос об отмене судебных актов в части удовлетворения требований, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый земельный участок расположен в подзоне (П-1, 2) производственной зоны (П-1). Для указанной территориальной зоны установлен минимальный процент застройки земельного участка с указанным видом разрешенного использования - 20%. Из положений пункта 8 статьи 4 "Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" следует, что установленный настоящими Правилами минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На земельном участке расположено 3-этажное нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 627, 4 кв.м, площадь пятна застройки здания составляет 226 кв.м.), что соответствует 2% застройки. Указанное свидетельствует об отсутствии возможности предоставления земельного участка в собственность. Кроме того, указывают, что договор аренды заключался для "размещения производственных, административных зданий... ". Согласно пункту 1.3 договора какие-либо здания на участке отсутствовали. Настаивают, что исполнили решение по ранее рассмотренному делу 2а-530/2023, заявление Сухоруковой Р.Я. Департаментом повторно рассмотрено, распоряжение содержит подробное указание причины невозможности предоставления земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ установлено, что суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных административным истцом, отзыва на кассационную жалобу, представленного заинтересованным лицом Тиренко Е.А, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в обжалованной части в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Судами установлено и следует из материалов дела, 10.01.2022 Сухоруковой Р.Я. на основании договора купли-продажи приобретен в собственность незавершенный строительством объект недвижимости площадью 245, 1 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Право собственности зарегистрировано 12.01.2022.
Заочным решением Кировского районного суда г. Омска от 10.08.2022, вступившим в законную силу 18.10.2022, удовлетворены требования Сухоруковой Р.Я. о сохранении в реконструированном состоянии нежилого здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 627, 4 кв.м, за Сухоруковой Р.Я. признано право собственности на указанный объект, прекращено право собственности Сухоруковой Р.Я. на незавершенный строительством объект недвижимости площадью 245, 1 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N образован в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений администрации г. Омска от 22.04.2011 N 1493-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно нежилого строения по "адрес" Кировском административном округе города Омска" и поставлен на кадастровый учет 26.05.2011. Земельный участок имеет площадь 11 398 +/-37, отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение: производственная база (Литера АМ). Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Распоряжением от 10.03.2012 N 292-р утвержден градостроительный план земельного участка.
Согласно Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области, входящей в состав Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах функциональной зоны: производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур (существующая).
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ "адрес", утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной подзоне П-1.2/38 территориальной производственной зоны П-1.
Производственная зона (П-1) предназначена для формирования комплексов производственных коммунальных предприятий, складских объектов, деятельность которых связана с высоким уровнем шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта.
На основании решения Арбитражного суда Омской области от 25.02.2013 по делу N А46-31500/2012, по иску предпринимателя Соломенникова В.М. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о понуждении к заключению договора аренды земельного участка, между Департаментом и ФИО5 был заключен договор аренды земельного участка N Д N от 15.05.2013, на основании которого предоставлен земельный участок с кадастровым номером N на 49 лет для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок производственная база. Согласно мотивировочной части решения суда, установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 11 398?37 кв.м. необходим заявителю для использования принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (строительство объекта, расположенного по адресу: "адрес", завершено; объект поименован как производственная база, общая площадью объекта составляет 563, 2 кв.м.).
26.01.2022 между Департаментом и Сухоруковой Р.Я. заключено соглашение к договору аренды N N от 15.05.2013, на основании которого к Сухоруковой Р.Я. перешли права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером N с 12.01.2022. Соглашение было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Омской области 27.01.2022.
21.11.2022 Сухорукова обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 01.12.2022 N N в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность отказано на основании подпунктов 1, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Процент застройки земельного участка, относительно площади расположенного на нем объекта недвижимости, ниже нормативного показателя процента застройки.
Указанное распоряжение было признано незаконным апелляционным определением Омского областного суда от 26.04.2023 по административному делу N 2а-530/2023, на Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сухоруковой Р.Я.
Сухорукова Р.Я. 19.05.2023 вновь обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Распоряжением Департамента от 31.05.2023 N 928 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность отказано. В обоснование указано на положения пункта 19 статьи 39.16, статей 39.17, 39.20 ЗК РФ - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; минимальный процент застройки земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования составляет 20% Процент застройки испрашиваемого земельного участка составляет 2%. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру земельного участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N.
Из заключения от 13.01.2023 N, подготовленного ООО "СтандартПроект" по итогам выездного обследования земельного участка, следует, что с учетом осуществленных расчетов максимально возможная площадь при формировании земельного участка для размещения нежилого здания и производственной базы составляет не более 30 501 кв.м. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилым зданием и производственной базой сформирован земельный участок площадью 11 398 кв.м, что меньше максимально рассчитанной площади. В соответствии с СП 42.13330.2016 Свод правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в том числе таблицей Д.1 "Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков" в приложении Д, площадь для размещения данного вида производственной деятельности составляет от 5 200 до 12 000 кв.м. В соответствии с положениями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-Г1 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", приложения 11 "Показатели минимальной плотности застройки площадок промышленных предприятий", для категории "Лесная и деревообрабатывающая промышленность производственной мощностью до 400 тыс. куб.м./год" - минимальная плотность застройки составляет 28%. К зданию примыкают открытые стоянки автомобильной и рабочей техники, на территории базы располагаются сооружения Лесопилки с пилорамой (2 шт.) и погрузочно-разгрузочные открытые площадки пиломатериалов материалов. К зданию, сооружениям и площадкам пиломатериалов должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей, минимальная ширина пожарного проезда 3, 5 метра, пожарный проезд должен располагаться на расстоянии 5-8 метров от здания или сооружения. Также необходима разворотная площадка для пожарной техники 15м х 15м при тупиковом проезде.
Общая застроенная площадь под расположенным на земельном участке нежилым зданием - 267, 7 кв.м. Здание предназначено для сотрудников производственной базы, для ведения хозяйственной деятельности (лесопереработка, производстве изделий из древесины, пиломатериалы). Временные объекты: трансформаторная подстанция - площадь застройки 11, 4 кв.м, назначение - электроснабжение производственной базы; контрольно-пропускной пункт - площадь застройки 16, 3 кв.м, назначение - пост охраны; лесопилка с пилорамой N 1 - площадь застройки 156, 6 кв.м, назначение - сооружение для производственной деятельности; лесопилка с пилорамой N 2 - площадь застройки 196 кв.м, назначение - сооружение для производственной деятельности; площадка для складирования пиломатериалов (10 шт.) - площадь 4 102 кв.м, назначение - хранение пиломатериалов для производственной деятельности (сырье, готовая продукция); площадка для резервуаров - площадь 422 кв.м, назначение - сооружение для производственной деятельности; навес для отдыха сотрудников - площадь застройки 24 кв.м. Общая площадь временных объектов - 4 913, 3 кв.м. Организация проездов, проходов для ведения хозяйственной деятельности (с асфальтным покрытием, гравийно-песчаным покрытием) ? 4 823 кв.м. Автомобильная стоянка для сотрудников на 17 маш. мест - площадь 502 кв.м.; автомобильная стоянка для рабочей техники на 14 маш. мест - площадь 683 кв.м.; разворотная площадка для большегрузной техники, а также пожарная разворотная площадка 25м. х 25м. - 625 кв.м. Благоустройство территории (тротуары, газоны) - площадь 1 081 кв.м, (тротуарная плитка - площадь 235 кв.м.; газон - площадь 846 кв.м.). На участке также расположены сети инженерно-технического обеспечения: сети газопровода; сети водопровода, сети электроснабжения и освещения; сети канализации с выгребной ямой, необходимые для осуществления производственной деятельности базы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь статьями 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 ЗК РФ, положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность, на которые не разграничена, на территории города Омска в собственность, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации г. Омска от 23.01.2020 N 17-п, оценив представленные доводы и доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, принимая во внимание, что каких - либо доказательств в обоснование принятого распоряжения административным ответчиком представлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, установив, что административный истец имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости, испрашиваемый земельный участок фактически используется в соответствии с его площадью, которая является необходимой для осуществления производства, что явилось основанием для удовлетворения требований и возложения обязанности подготовить и направить проект договора купли - продажи земельного участка.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, отклонив доводы административного ответчика и заинтересованных лиц об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в испрашиваемой площади в собственность, а равно доводы о создании препятствий в использовании смежных земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов в обжалуемой части правильными.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной оценки в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены. Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, оценка которым дана в соответствии нормами процессуального права и материального права подлежащего применению к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, получили правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанции, и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 31 января 2024 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.