Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, поданную 7 мая 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 4 апреля 2024 г, по административному делу N 2а-4384/2023 по административному исковому заявлению Серкова Алексея Викторовича о признании распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска незаконными.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска Крамских В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Серкова А.В, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Серков А.В. обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными распоряжении Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 07.06.2023 N, от 26.06.2023 N и от 13.09.2023 N.
В обоснование требований указано, что Серков А.В. является собственником "адрес" в "адрес", проживает по указанному адресу. Право собственности на квартиру возникло на основании заочного решения Первомайского районного суда г. Омска от 25.03.2010, вынесенного по иску группы лиц, в том числе Серкова А.В. к ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД", в соответствии с которым признан действительным договор долевого участия в строительстве жилого дома в районе поликлиники Омского района по адресу: "адрес" (адрес строительный), заключенный 05.09.2006 между Серковым А.В. и ООО "ПКФ "СМУ-1 "КПД". Возведенное строение признано многоквартирным жилым домом. За Серковым А.В. признано право собственности на двухкомнатную "адрес", расположенную на шестом этаже "адрес" в "адрес".
В соответствии с распоряжением главы Администрации Советского административного округа г. Омска от 09.12.2010 N адрес названного дома изменен на "адрес".
07.06.2023 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение N 610 "О сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N", на основании которого принято решение о сносе самовольной постройки - незавершенного строительством объекта площадью 85 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, местоположение которого установлено примерно в 300 м. юго-восточнее относительно 9-этажного жилого дома с почтовым адресом: "адрес", в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Установлен срок для сноса самовольной постройки лицами, указанными в части 6 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), - три месяца со дня истечения двух месяцев с момента размещения на официальном сайте Администрации "адрес" в сети "Интернет сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
26.06.2023 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение N "О сносе самовольной постройки, расположенной восточнее многоквартирного дома с почтовым адресом: "адрес" Советском административном округе г. Омска". Согласно указанному распоряжению принято решение о сносе самовольной постройки - незавершенного строительства руинированного объекта площадью 90 кв.м, расположенного на землях, государственная собственность на которые не разграничена, местоположение которой установлено восточнее многоквартирного дома в САО г. Омска, в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ. Установлен срок для сноса самовольной постройки лицами, указанными в части 6 статьи 55.32 ГрК РФ, - три месяца со дня истечения двух месяцев с момента размещения на официальном сайте Администрации "адрес" в сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
13.09.2023 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение N 1030 "Об осуществлении сноса самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N". Согласно указанному распоряжению принято решение о сносе самовольной постройки - незавершенного строительством объекта площадью 85 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, местоположение которого установлено примерно в 300 м. юго-восточнее относительно 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: "адрес", в связи с истечением срока, указанного в подпункте 1 части 13 статьи 55.32 ГрК РФ, для выявления лиц, создавших самовольную постройку.
Указано, что Администрацией г. Омска техническая экспертиза по вопросу сноса объектов не проводилась, снос частей здания может повлечь разрушение всего здания, гибель его жителей, утрату имущества, поскольку части здания (литеры А1, А2, АЗ) были построены на едином фундаменте и согласно выписке из ЕГРН от 23.08.2023 являются частями многоквартирного жилого дома, отображенными на поэтажном плане 1 этажа многоквартирного "адрес" в "адрес", для которого установлен запрет на применение внесудебной процедуры сноса самовольной постройки.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 08.11.2023 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 04.04.2024, решение Центрального районного суда г. Омска от 08.11.2023 отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении требований, признаны незаконным распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 07.06.2023 N 610 "О сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N и распоряжение от 13.09.2023 N 1030 "Об осуществлении сноса самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части удовлетворения требований, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении обстоятельств по делу.
В обоснование жалобы, ссылаясь на Решение Арбитражного суда Омской области от 04.09.2017 по делу А46-5426/2017, указывают на несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что выявленный органами местного самоуправления объект незавершенного строительства общей площадью 85 кв.м, возведенный на отметке 3, 30 м. между торговым комплексом и многоквартирным домом, представляющий собой кирпичное строение с перекрытием из железобетонных плит, фактически является пристройкой многоквартирного дома с почтовым адресом... ", поскольку установлено, что основания для признания объекта права собственности, за каким - либо лицом отсутствуют, незавершенный объект строительства не соответствует проектной документации, отсутствует согласие собственников помещений многоквартирного жилого дома (далее - МКД) на уменьшение земельного участка - общего имущества в МКД. Указывают, что на момент принятия оспариваемых распоряжений о сносе самовольных построек Департаменту архитектуры и градостроительства администрации "адрес" не было известно о реестровых ошибках, допущенных при постановке на государственный кадастровый учет помещения 2П с кадастровым номером N, которое на тот момент было учтено в составе торгового комплекса по адресу: "адрес". Самовольные постройки, в том числе самовольно обустроенная входная группа, не отображены на поэтажном плане подвала указанного нежилого помещения, соответственно, площадь входной группы также не учтена в общей площади нежилого помещения 2П, т.е. право собственности не зарегистрировано, паспорт цветового решения фасадов здания по адресу: "адрес" корпус 2 (адрес МКД) Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска не согласовывался. Настаивают, что у Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска имелись достаточные основания для принятия оспариваемых распоряжений, нарушений порядка их принятия не допущено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ установлено, что суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Учитывая указанные требования процессуального закона, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проверяет законность судебных актов только в той части, в которой они обжалуется.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, административного истца обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных заинтересованным лицом Астаповым Е.Л, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанций в обжалуемой части.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 26 статьи 9 Устава города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, предусмотрены аналогичные полномочия по вопросам местного значения.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, в сфере архитектуры и градостроительства Департамент организует работу по выявлению объектов самовольного строительства на территории города Омска и ведет реестр капитальных объектов самовольного строительства.
Кроме того, согласно подпунктам 34, 35 пункта 18 указанного Положения Департамент принимает уведомления о планируемом сносе объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Омска, уведомления о завершении сноса таких объектов и совершает действия, предусмотренные частями 11, 14 статьи 55.31 ГрК РФ; рассматривает уведомления о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, и по результатам такого рассмотрения, в частности совершает действия, предусмотренные пунктами 1, 3 части 2 статьи 55.32 ГрК РФ, в отношении являющихся самовольными постройками объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Омска, за исключением объектов, размещенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, капитальных гаражей, погребов.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 55.32 ГрК РФ решении о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ.
В силу части 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.
Согласно части 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Судами установлено и следует из материалов дела, Серков А.В. является собственником "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55-А N от 29.06.2011.
Вопрос о признании права собственности на недвижимое имущество - объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: "адрес", являлся предметом рассмотрения в Арбитражном суду Омской области по делу N А46-5426/2017 по иску конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Строительно-монтажное управление-1 крупнопанельного домостроения" (далее - ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД) о признании прав на объект незавершенного строительства, являющегося самовольной постройкой.
Арбитражным судом Омской области было установлено, что распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 11.12.2006 N-р земельный участок с кадастровым номером N площадью 5 418 кв.м. был предоставлен ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" в аренду сроком на 3 года для строительства торгового комплекса.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" выдано разрешение от 25.01.2008 N на строительство торгового комплекса, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Распоряжением Департамента строительства Администрации г. Омска от 29.08.2008 N-р ООО ПКФ "СМУ-1 КПД" выдано разрешение N на ввод в эксплуатацию законченного строительством 5-6-этажного торгового комплекса по "адрес" в "адрес" (строительный объем по проекту 18 060 куб.м, фактический объем 20 049 куб.м, надземный объем по проекту 13 258 куб.м, фактический объем 16 866 куб.м, площадь помещений по проекту 6 020 кв.м, фактически 4 841 кв.м, количество зданий -1).
Между тем, как установлено Арбитражным судом Омской области ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД", являясь застройщиком, не имея разрешительных документов и земельного отвода для строительства жилого дома, заключило с физическими лицами, в том числе с Серковым А.В, договоры долевого участия, осуществив строительство многоквартирного дома, впоследствии получив разрешение на строительство и земельный участок для строительства иного объекта - торгового комплекса, который в соответствии с планом застройки должен был быть построен на месте уже возводимого многоквартирного дома, по окончании строительства получив разрешение на ввод в эксплуатацию торгового комплекса.
Установлено также, что на предоставленном для строительства земельном участке ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" фактически были возведены торговый комплекс и жилой дом, изначально проектируемый как торговый комплекс, между которыми застройщик начал строительство еще и торгово-офисного здания, которое на момент обращения конкурсного управляющего ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" в суд представляло собой объект незавершенного строительства на отметке 3, 3 м, расположенный по адресу: "адрес".
В предоставлении разрешения на строительство указанного объекта Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска застройщику было отказано.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.09.2017 по указанному делу в удовлетворении иска конкурсного управляющего ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" о признании права собственности на объект незавершенного строительства на отметке 3, 3 м, расположенный по строительному адресу: "адрес", отказано.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" на основании определения Арбитражного суда Омской области от 05.08.2019 прекращена в связи с ликвидацией юридического лица.
Выводы о фактическом строительстве ООО "ПКФ "СМУ-1 КПД" двух отдельно стоящих объектов недвижимости - 6-этажного многоквартирного дома со встроенным помещением (по адресу: "адрес") и 4-этажного здания торгового комплекса (по адресу: "адрес") при наличии разрешительной документации только в отношении торгового комплекса содержатся также в заочном решении Первомайского районного суда г. Омска от 25.03.2010, вынесенном по делу N 2-10/2010 по исковому заявлению участников долевого строительства многоквартирного дома, в том числе Серкова А.В.
Распоряжением главы Администрации Советского административного округа г. Омска от 09.12.2010 N почтовый адрес многоквартирного дома изменен на почтовый адрес: "адрес".
Установлено также, что заинтересованное лицо Астапов Е.Л. является собственником помещения 2П, расположенного в цокольном этаже многоквартирного дома по "адрес". В ранее оформленных на его имя документах указывался адрес помещения 2П как "адрес". Изменения внесены в связи с исправлением реестровой ошибки.
В результате натурного обследования земельного участка с кадастровым номером N государственная собственность на который не разграничена, произведенного 18.04.2023 сотрудниками отдела муниципального земельного контроля департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, установлено, что между торговым комплексом с почтовым адресом: "адрес", и многоквартирным домом с почтовым адресом: "адрес", на отметке 3, 30 м расположен объект незавершенного строительства - литера А1, для возведения которого разрешительные документы уполномоченные органы не выдавали. Обозначенный объект представляет собой неоконченное строительством кирпичное строение с перекрытием из железобетонных плит площадью по наружному обмеру 85 кв.м. На момент обследования участка объект незавершенного строительства не используется, в строение осуществлен навал строительного и бытового мусора. Информация об объекте незавершенного строительства с указанными характеристиками в ЕГРП отсутствует.
Аналогичные сведения получены при осмотре и инструментальном обследовании земельного участка с кадастровым номером N, осуществленного 23.05.2023 сотрудниками отдела муниципального земельного контроля департамента имущественных отношений Администрации г. Омска.
Ранее принадлежащее Астапову Е.Л. на праве собственности помещение 2П с кадастровым номером N входило в состав здания с кадастровым номером N. На основании заявления Астапова Е.Л. Управлением Росреестра по Омской области внесены изменения в связи с исправлением реестровой ошибки, указанный объект входит в состав здания - многоквартирного дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Технический паспорт по состоянию на 01.04.2011 содержит сведения о наличии по адресу: "адрес", холодной пристройки - литера А (2П), используемой Астаповым Е.Л. в качестве входной группы в помещение, принадлежащее Астапову Е.Л.
Выявление самовольной постройки площадью 85 кв.м, включающей объект, используемый в качестве входной группы, явилось основанием для направления уведомления от 23.05.2023 N, и принятия распоряжения от 07.06.2023 N "О сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N" с размещением на спорном объекте информационного сообщения об издании распоряжения.
В связи с истечением установленного распоряжением от 07.06.2023 N срока самостоятельного сноса незавершенного строительством объекта площадью 85 кв.м. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска издано распоряжение от 13.09.2023 N "Об осуществлении сноса самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N которым принято решение о сносе самовольной постройки.
Отменяя решение районного суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными распоряжений от 07.06.2023 N и от 13.09.2023 N, суд апелляционной инстанции, изучив представленные в деле фотоматериалы и протоколы осмотров, инструментального обследования земельного участка с кадастровым номером N принимая во внимание размещение объектов на едином земельном участке, наличие общей наружной стены, использование части постройки в качестве входной группы в нежилое помещение многоквартирного дома, а также принимая во внимание выводы о планируемом строительстве административно-офисного помещения в здании МКД, содержащиеся в решении Арбитражного суда Омской области от 04.09.2017 по делу N А46-5426/2017, пришел к выводу о том, что выявленный органами местного самоуправления объект незавершенного строительства общей площадью 85 кв.м, возведенный на отметке 3, 30 м. между торговым комплексом с почтовым адресом: "адрес", и многоквартирным домом с почтовым адресом: "адрес", представляющий собой кирпичное строение с перекрытием из железобетонных плит, фактически является пристройкой многоквартирного дома с почтовым адресом: "адрес", в связи с чем вопрос о сносе может быть разрешен только в судебном порядке, что явилось основанием для удовлетворения требований в указанной части.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения в обжалуемой части, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения в обжалуемой части, поскольку основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 4 апреля 2024 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.