Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Новосибирской области, поданное 8 мая 2024 г, на решение Новосибирского областного суда 27 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2024 г, по административному делу N 3а-89/2023 по административному исковому заявлению прокурора Новосибирской области о признании нормативного правового акта не действующим в части, Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения прокурора Кадошникова С.О, поддержавшего доводы кассационного представления, председателя Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Боровских О.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 04.07.2018 N 2 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
Решение опубликовано в газете Новосибирского района "ПриОбская правда", 17.01.2018 N 1 (1455).
Решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.07.2023 N 2 в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 2 от 04.07.2018 (далее - Решение от 25.07.2023).
Решение от 25.07.2023 опубликовано в газете "Моё Село" N 7/3 (130/3).
Заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.1, 1.4-1.6 Решения от 25.07.2023, которыми изменено содержание абзаца 1 пункта 1.2, пункта 2.1 Положения о порядке проведения конкурса, добавлен в пункт 3.1 подпункт 13, пункт 5.4 изложен в новой редакции, раздел 5 дополнен пунктом 5.5, подпункт 6.1 Положения о порядке проведения конкурса исключен.
В обоснование заявленных требований указано, что Положение о порядке проведения конкурса в редакции Решения от 25.07.2023 не отвечает критериям точности, ясности и недвусмысленности, что выражается в отсутствии конкретных критериев оценки участников конкурса по отбору кандидатов на должность главы Барышевского сельсовета. Нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Новосибирского областного суда от 27.10.2023 административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.02.2024, решение Новосибирского областного суда от 27.10.2023 изменено, абзац второй резолютивной части решения суда изложен следующим образом: "Признать недействующими с даты вступления решения в законную силу пункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 решения Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.07.2023 N 2 "О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области", утвержденное решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 2 от 04.07.2018. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Новосибирской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, направлении административного дела на новое рассмотрение. В обоснование указывает на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права. Указано, что оспариваемое положение было применено административным ответчиком в нарушение судебного запрета на его применение в период рассмотрения судом административного дела, применение признанного в дальнейшем недействующим нормативного правового акта является незаконным и невозможно считать реализацией прав и свобод граждан и организаций в смысле, придаваемом этому действию в пункте 38 Постановления Пленума N 50, в связи с чем нормативный акт подлежал признанию не действующими с момента принятия, т.е. с 25.07.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационного представления, возражений, представленных Советом депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Оснований для выхода за пределы доводов кассационного представления судебная коллегия кассационного суда не установила.
Не оспаривая законности принятых судебных актов по существу выводов о признании оспариваемого нормативного акта недействующим, прокурор Новосибирской области полагает необоснованными выводы апелляционного суда об определении момента, с которого нормативный акт признан недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены или изменения апелляционного определения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
Изменяя решение областного суда, судебная коллегия апелляционного суда указала, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся и права граждан были реализованы, то с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемые положения подлежат признанию не действующими с даты вступления решения в законную силу.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют нормам процессуального права и разъяснениям об их применении.
Доводы кассационного представления нарушение норм процессуального права не подтверждают. Фактически доводы кассационного представления направлены на определение обстоятельств, связанных с применением оспариваемого нормативного акта в правоотношениях, связанных с проведением конкурса на должность Главы Барышевского сельсовета Новосибирской области Новосибирской области, объявленного решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.07.2023, а также оценки правовых последствий неисполнения определения суда о применении мер предварительной защиты по настоящему делу, однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права при реализации полномочий, установленных статьей 215 КАС РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены или изменения апелляционного определения в обжалованной части, кассационное представление прокуратуры Новосибирской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2024 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Новосибирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.