Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть N 11 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН России по Республике Коми) поданную 5 апреля 2024 г, на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 29 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15 января 2024 г, по административному делу N 2а-457/2023 по административному исковому заявлению Усольцева Юрия Владимировича о признании действий должностных лиц ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Усольцев Ю.В. обратился в Тункинский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России выразившихся в непроведении профилактических медицинских осмотров в период отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому Автономному округу в период с 09.02.2012 по 19.12.2020, затем был этапирован для дальнейшего отбытия наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, о взыскании компенсации в размере 350 000 руб.
В обоснование требований указано, что 09.02.2012 по 19.12.2020 Усольцев Ю.В. отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В указанном учреждении медицинскую помощь осужденным оказывает МЧ-9, которая является филиалом ФКУЗ ИК-18 ФСИН России. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.10.2005 N утвержден порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. В соответствии с которым основными задачами медицинской части также является, организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризация, прохождение профилактических осмотров два раза в год. График прохождения осмотров утверждается начальником исправительного учреждения. Усольцев Ю.В. за время отбывания наказания в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу ни разу не проходил медицинские профилактическое осмотры в полном объеме. Обязательные ежегодные медицинские профилактические осмотры являются составной частью комплекса медицинских мероприятий, направленных не только на обеспечение прав осужденных по охране здоровья, но и на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, а их не выполнение и нарушение является грубым нарушением гарантированных прав Усольцева Ю.В. О том, что не проведение медицинских осмотров осужденных является нарушением условий содержания Усольцеву Ю.В. стало известно 03.06.2022, после принятия решения Советско-Гаванским городским судом Хабаровского края по иску ФИО5 Указанным решением ФИО6 присуждена компенсация в размере 50 000 руб.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 29.09.2023 административные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие в период отбывания Усольцевым Юрием Владимировичем наказания с 09.02.2012 по 19.12.2020 в ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, медицинской части ФГУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому Автономному округу в период с 09.02.2012 по 31.12.2013, выразившиеся в не проведении профилактических медицинских осмотров два раза в год с обязательным участием психиатра и стоматолога (зубного врача), а также определения остроты зрения и слуха, анализа крови, общего анализа мочи; флюорография (рентгенография) органов грудной клетки 1 раз в 6 месяцев; МЧ N 9 ФКУЗ МСЧ N 11 ФСИН России с 01.01.2014 по 19.12.2020, выразившиеся в не проведении профилактических медицинских осмотров два раза в год в 2014 году с обязательным участием психиатра и стоматолога (зубного врача), а также определения остроты зрения и слуха, анализа крови, общего анализа мочи, флюорография (рентгенография) органов грудной клетки 1 раз в 6 месяцев в 2015, 2016 годах в соответствии с пунктами 43, 45 Порядка N, и не проведении лабораторных исследований (общий анализ крови, мочи) 2 раза в год в 2018, 2019 и 2020 годах; а также не проведении осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера 2 раза в год в 2018, 2019 и 2020 годах, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 285; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Усольцева Ю.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 30 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15.01.2024 решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 29.09.2023 изменено, сумма взысканной компенсации снижена до 5 000 руб, в остальной части решение оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 по кассационной жалобе Усольцев Ю.В, решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 29.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 15.01.2024 отменены, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных требований Усольцеву Ю.В.
В кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.
В обоснование жалобы настаивают на отсутствие оснований для взыскания компенсации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На момент рассмотрения кассационной жалобы ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, решение и апелляционное определение, которые являются предметом обжалования, уже отменено.
В соответствии с частью 1 статьи 318 КАС РФ в суд кассационной инстанции могут быть обжалованы вступившие в законную силу судебные акты.
Полномочия суда кассационной инстанции установлены статьей 329 КАС РФ и предусматривают право: 1) оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей; 3) отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по административному делу; 4) оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов; 5) отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права; 6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в случае когда после вынесения кассационного определения поступили кассационные жалоба, представление от других лиц, которым был восстановлен срок кассационного обжалования, суд кассационной инстанции принимает такие жалобу, представление к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 35 КАС РФ.
Если при рассмотрении вновь поступивших кассационных жалобы, представления суд придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного акта суда первой и (или) апелляционной инстанций, то такой судебный акт отменяется вместе с ранее вынесенным кассационным определением и выносится новое кассационное определение (часть 4 статьи 2, статья 312 КАС РФ).
Из указанных норм процессуального права в их правовой взаимосвязи, а также их разъяснений следует, что предметом судебной проверки в суде кассационной инстанции являются вступившие в законную силу судебные акты.
На момент рассмотрения кассационной жалобы ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми кассационным определением решение суда первой инстанции и апелляционное определение были отменены, по делу принят новый судебный акт, предмет проверки в суде кассационной инстанции отсутствует. Процессуальных оснований для повторного разрешения вопроса о законности решения и апелляционного определения не имеется.
С учетом изложенного, в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что процессуальные основания для рассмотрения кассационной жалобы ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми отсутствуют, кассационная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми оставить без рассмотрения по существу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.