Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Пальцева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0013-01-2023-002437-85 (2-1922/2023) по иску Рудофилова Виктора Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Рудофилова Виктора Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Рудофилов В.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее- ОСФР оп Кемеровской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что 20 апреля 2023 г. он обратился в ОСФР по Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Кемеровской области от 21 июня 2023 г. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как у него не имеется требуемого 10 -летнего стажа на соответствующих видах работ, страхового стажа 20 лет. На дату обращения его трудовой стаж, по оценке ответчика, составил 9 лет 4 месяца 13 дней, стаж на соответствующих видах работ 6 лет 5 месяцев 25 дней. Спорные периоды не учтены.
Просил суд признать незаконным решение ответчика от 21 июня 2023 г. N, возложить на ответчика обязанность включить в страховой (общий трудовой) стаж истца периоды работы с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МПФ "Стиль" республики Казахстан, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря-сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" Республики Казахстан, с 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан, возложить на ответчика обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ по основаниям, предусмотренным п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2003 г, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2004 г, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 15 апреля 2007 г, с 1 мая 2007 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан и назначении пенсии с 19 мая 2023 г.
Также истец просил возместить ему судебные расходы в размере 20 000 руб.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение ОСФР по Кемеровской области от 21 июня 2023 г. N в части невключения в общий страховой стаж истца периодов работы с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МПФ "Стиль" Республики Казахстан, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря - сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" Республики Казахстан, со 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО ""Испат- Кармет" Республики Казахстан, и в части невключения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2003 г, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2004 г, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 15 апреля 2007 г, с 1 мая 2007 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат- Кармет" Республики Казахстан.
Суд возложил на ОСФР по Кемеровской области обязанность включить в общий страховой стаж периоды работы: с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МПФ "Стиль" республики Казахстан, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря-сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" Республики Казахстан, со 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО ""Испат-Кармет" Республики Казахстан; в стаж на соответствующих видах работ по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" - периоды работы с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2003 г, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2004 г, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 15 апреля 2007 г, с 1 мая 2007 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан.
Суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 мая 2023 г, взыскав с ответчика в пользу истца 3 000 руб. по оплате юридической помощи адвоката за составление искового заявления, 7 000 руб. на оплату услуг представителя по участию в суде первой инстанции.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд первой инстанции отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2023 года отменено в части признания незаконным решения ОСФР по Кемеровской области от 21 июня 2023 г. N в части невключения в стаж истца, соответствующий п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. подземным горным матером на шахте "Казахстанская", в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж истца, соответствующий п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. подземным горным матером на шахте "Казахстанская", с принятием в отмененной части нового решения, которым в удовлетворении указанных требований отказано.
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2023 г. в части даты назначения пенсии истцу изменено, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", с 27 февраля 2024 г.
В остальной части решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 19 октября 2023 г. суд апелляционной инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Рудофилов В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 20 апреля 2023 г. Рудофилов В.В. обратился в ОСФР по Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу от 21 июня 2023 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения за пенсией страховой стаж, по подсчетам пенсионного органа, составил 9 лет 4 месяца 13 дней (с учетом периода обучения), стаж на соответствующих видах работ составил 6 лет 5 месяцев 25 дней.
При этом, в страховой стаж и стаж на соответствующих видах не включены следующие периоды:
с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МПФ "Стиль" Республики Казахстан;
с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря-сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан;
с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" Республики Казахстан;
с 5 февраля 2001 г. по 2 мая 2001 г. - 2 месяца 27 дней, подземный горнорабочий в ТОО "Трансэнерго" шахта Долинская";
с 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. - 13 лет 11 месяцев 8 дней, подземный проходчик, в Шахте "Казахстанская" Угольный департамент АО "Испат- Кармет", Республика Казахстан.
Отказ ответчика мотивирован тем, что на формуляр "Запрос", направленный в компетентный орган Республики Казахстан, поступил отрицательный ответ, кроме того, с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан отменены льготные пенсии.
Согласно данным о стаже, содержащимся в пенсионном деле истца, сведения о включении спорных периодов работы истца в страховой стаж и стаж на соответствующих видах отсутствуют.
Согласно архивной справке от 19 августа 2016 г. Рудофилов В.В. принят в ТОО "Трансэнерго" шахты "Долинская" в качестве подземного горнорабочего с 5 февраля 2001 г, откуда уволен 2 мая 2001 г. по собственному желанию.
Согласно архивной справке от 15 июля 2019 г. Рудофилов В.В. принят на шахту "Казахстанская" в качестве слесаря-сантехника 4 октября 1993 г, с 5 мая 1994 г. переведен электрогазосварщиком, с 3 января 1995 г. уволен по собственному желанию.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда для назначения льготной пенсии, от 23 августа 2019 г, Рудофилов В.В. работал полный рабочий день на подземных работах во вредных и тяжелых условиях труда в производстве: шахта "Долинская" производственного объединения по добыче угля "Карагандауголь" с 2 мая 2001 г. по 24 сентября 2001 г. в качестве подземного горного мастера.
Согласно архивным справкам от 6 сентября 2019 г. Рудофилов В.В. работал на шахте Казахстанская Угольного департамента ОАО Испат Кармет с 2 мая 2002 г. подземным проходчиком 4 разряда; с 1 апреля 2003 г. подземным проходчиком 5 разряда; с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. подземным горным мастером Список N 1 раздел N 1 подраздел N 1 позиция 1010100а, N 1010100г-23239, за время работы проходил обучение 1 месяц 24 дня, предоставлены отпуска без содержания 18 дней: с 17 декабря 2004 г. по 19 декабря 2004 г, с 16 апреля 2007 г. до 30 апреля 2007 г.
Данные сведения также отражены в трудовой книжке.
Из документов (обороты по транзитным счетам вкладчика), представленным Центральным филиалом НК АО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения республики Казахстан, следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г, в базе данных имеются сведения, что на Рудофилова В.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 21 июня 2002 г. по 24 мая 2016 г.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" на основании анализа представленных и исследованных доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж вышеуказанных периодов работы истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для включения в страховой стаж периодов работы истца с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МПФ "Стиль" Республики Казахстан, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря-сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" республики Казахстан, со 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО ""Испат-Кармет" Республики Казахстан и в части включения в стаж, соответствующий п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2003 г, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2004 г, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 31 марта 2005 г.
Отклоняя ссылки ответчика на отмену с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан института досрочных пенсий, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действительно, с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан назначение льготных пенсий отменено, с 1 января 2000 г. действует Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. N 4-1 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке N 1, 2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19 декабря 1999 г. N 1930.
Между тем, отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий, по мнению суда апелляционной инстанции не имеет значения для рассмотрения заявленных требований, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Из пенсионного законодательства прямо следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж работы с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Факт работы истца в периоды с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. в качестве электросварщика в Малом предприятии МИФ "Стиль" Республики Казахстан, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. в качестве слесаря-сантехника на шахте "Казахстанская" Карагандинского п/о по добыче угля Республики Казахстан, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. в качестве грузчика в Брокерской конторе "САШ-АРК" Республики Казахстан, со 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО ""Испат-Кармет" Республики Казахстан подтверждены представленными доказательствами, и ответчиком не опровергнуты.
Соответствие условий труда и характера работы Рудофилова В.В. в периоды с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2002 г, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2003г, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 31 марта 2003 г. законодательству Российской Федерации, позволяющему включить данные периоды в стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено на основании оценки совокупности представленных доказательств.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в страховой стаж Рудофилова В.В. по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. периодов работы 1 апреля 2005 г. по 15 апреля 2007 г, с 1 мая 2007 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве подземного проходчика на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан исходя из следующего.
Из материалов дела (трудовая книжка - л.д. 11 - 15, справка, уточняющая характер работы или условия труда - л.д. 20) следует, что в период с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. истец работал подземным горным мастером на шахте "Казахстанская" на участке подготовительных работ.
Поскольку периоды работы истца с 1 апреля 2005 г. по 15 апреля 2007 г. и с 1 мая 2007 г. по 31 декабря 2012 г. имели место после 1 января 1992 г, применению подлежит Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными, и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Разделом 1 "Горные работы" указанного Списка под кодом 10101000 предусмотрены "Подземные работы: в шахтах, на рудниках, и на приисках по добыче полезных ископаемых, в геологоразведке, на строительстве шахт, рудников, приисков".
"Мастера горные" включены в п. "г" Раздела 1 "Горные работы" Списка N 1, при этом, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии имеют мастера горные производственных участков, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) (1010100 г-23239).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что участок подготовительных работ является подземным, вспомогательным участком, к производственным не относится.
Кроме того, материалы дела не содержат ни одного доказательства нахождения Рудофилова В.В. в подземных условиях 50% и более рабочего времени в году, как того требует позиция 1010100 г-23239 Списка N 1.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. подземным горным матером на шахте "Казахстанская" в стаж, соответствующий п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела пенсионным органом в бесспорном порядке в общий страховой стаж включены периоды, составляющие 9 лет 4 месяца 13 дней, в стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учтено 6 лет 5 месяцев 25 дней.
Страховой (общий) стаж, установленный судом, составляет 18 лет 8 месяцев 26 дней (с 18 сентября 1992 г. по 16 сентября 1993 г. - 11 месяцев 29 дней, с 4 октября 1993 г. по 3 января 1995 г. - 1 год 2 месяца 29 дней, с 9 сентября 1996 г. по 30 декабря 1998 г. - 2 года 3 месяца 22 дня, с 2 мая 2002 г. по 10 апреля 2016 г. - 13 лет 11 месяцев 9 дней), стаж на соответствующих работах, установленный судом, составляет 2 года 7 месяцев 27 дней (с 2 мая 2002 г. по 18 октября 2002 г. - 5 месяцев 17 дней, с 24 октября 2002 г. по 23 января 2003 г. - 2 месяца 29 дней, с 12 февраля 2003 г. по 18 января 2004 г. ? 10 месяцев 29 дней, с 11 февраля 2004 г. по 30 мая 2004 г. - 3 месяца 20 дней, с 7 июня 2004 г. по 16 декабря 2004 г. - 6 месяцев 10 дней, с 20 декабря 2004 г. по 31 марта 2005 г. - 3 месяца 12 дней).
С учетом суммирования спорных и бесспорных периодов, стаж работы истца по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по мнению суда апелляционной инстанции, составляет 9 лет 1 месяц 22 дня, что менее требуемых 10 лет, необходимых для назначения пенсии в 50 лет.
Пункт 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" позволяет назначить страховую пенсию с уменьшением общего возраста выхода на пенсию на один год за каждый полный год такой работы при условии, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока (5 лет), имеют требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет) и необходимый размер ИПК (в 2024 г. он составил 28, 2).
Как следует из материалов дела Рудофилов В.В. имеет страховой стаж 28 лет 1 месяц 9 дней (9.4.13 - бесспорный + 18.8.26 - установленный судом), размер ИПК на 7 февраля 2024 г. - 62, 943, проработал в условиях, соответствующих п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на пенсию возникает у Рудофилова В.В. в 51 год.
На момент обращения в пенсионный орган 20 апреля 2023 г. Рудофилову В.В. исполнилось 50 лет, оснований для назначения досрочной пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у пенсионного органа не было.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право на досрочную пенсию у Рудофилова В.В. возникает либо при достижении возраста 51 год - 19 мая 2024 г, либо при отработке в профессии, соответствующей п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 10 месяцев 8 дней (достижение стажа 10 лет).
Судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда с целью установления обстоятельств, имеющих значение дела рассмотрения настоящего спора, в ПАО "Южный Кузбасс" истребованы сведения о работе истца на данном предприятии в настоящее время.
Как следует из справки ПАО "Южный Кузбасс" Рудофилов В.В. с 3 сентября 2020 г. по настоящее время работает в ПАО "Южный Кузбасс" подземным горным мастером, сведения в пенсионный орган передаются по коду профессии 10101006 по Списку N 1. Отвлечений от работы за период с 20 апреля 2023 г. по настоящее время не было.
Таким образом, право на досрочную пенсию у истца возникает 27 февраля 2024 г. (20 апреля 2023 г. (стаж пенсионным органом установлен на 20 апреля 2023 г.) + 10 месяцев 8 дней (стаж, необходимый для достижения 10 лет).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части назначения пенсии, возложив на ОСФР по Кемеровской области обязанность назначить истцу пенсию по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 февраля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции, нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
До 1 января 2023 г. вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и прекратило действие в отношениях Российской Федерацией с другими участниками с 1 января 2023 г. (Официальное сообщение МИД России).
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "0 страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и г. льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с Разделом 1 "Горные работы" вышеуказанного Списка N 1 под кодом 10101000 предусмотрены "Подземные работы: в шахтах, на рудниках, и на приисках по добыче полезных ископаемых, в геологоразведке, на строительстве шахт, рудников, приисков".
"Мастера горные" включены в пункт "г" Раздела 1 "Горные работы" Списка N 1. При этом, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии имеют мастера горные производственных участков, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) (1010100 г-23239).
Установив, что участок подготовительных работ являлся подземным, вспомогательным участком, к производственным не относится, что доказательств нахождения истца в подземных условиях 50% и более рабочего времени в году, как того требует позиция 1010100 г-23239 Списка N 1, не имеется, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу об отсутствии оснований для включения периода работы Рудофилова В.В. с 1 апреля 2005 г. по 10 апреля 2016 г. подземным горным матером на шахте "Казахстанская" в стаж, соответствующий п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения досрочной пенсии необходима совокупность следующих условий: возраст (не менее 50 лет), страховой стаж (не менее 20 лет), специальный стаж (не менее 10 лет) индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 1 ст. 30 названного закона - не менее 30).
Исходя из положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента, позволяющего назначить пенсию, в 2023 году составляет 25, 8, в 2024 г. - 28, 2. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 указанного Федерального закона, определяется на день установления этой страховой пенсии.
Установив, с учетом суммирования спорных и бесспорных периодов, стаж работы истца по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право на досрочную пенсию у истца возникает 27 февраля 2024 г, изменив решение суда первой инстанции в указанной части.
Доводы кассатора о том, что участок подготовительных работ относится к основным производственным участкам, что это проходческий участок, а не вспомогательный, как указано судом апелляционной инстанции, что в деле имеется справка, уточняющая характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданная непосредственно работодателем - шахтой "Казахстанская", где указан код профессии - 1010100 -23239 (подземный горный мастер), не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку суд апелляционной инстанции, приходя к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж исходил также из отсутствия доказательства нахождения Рудофилова В.В. в подземных условиях 50% и более рабочего времени в году, как того требует позиция 1010100 г-23239 Списка N 1.
Иных доводов в кассационной жалобе не приведено.
Несогласие кассатора с оценкой судом представленных доказательств, не может послужить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции дана оценка совокупности представленных доказательств по делу, включая наименование должностей истца в спорный период, документов, представленные работодателем, который в соответствии с законодательством несет ответственность за предоставление достоверных сведений в данном случае.
В силу положений ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судом второй инстанции или были им опровергнуты.
Выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рудофилова Виктора Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.