Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1660/2023 (УИД 24RS0033-01-2023-001170-75) по исковому заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах Голова Владимира Александровича, Голова Александра Владимировича к администрации г. Лесосибирска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, по кассационному представлению прокурора Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Лесосибирска в интересах Голова Владимира Александровича (далее по тексту - Голов В.А.), Голова Александра Владимировича (далее по тексту - Голов А.В.) обратился в Лесосибирский городской суд Красноярского края к администрации г. Лесосибирска, Министерству строительства Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета на двоих человек, включив в сводный список граждан на 2023 год; выдаче государственного жилищного сертификата на сумму 4 513 973, 1 рублей из расчета на двух человек без учета права на дополнительную площадь; взыскании ущерба от преступления в размере 3 224 266, 85 рублей; взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, денежную сумму в размере 500 000 рублей каждому.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Челнокова Виктория Викторовна (далее по тексту - Челнокова В.В.).
Протокольным определением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 22 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 октября 2023 г. уточненные исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Голова В.А, Голова А.В. к администрации г. Лесосибирска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены. Признано за Головым В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 30 декабря 2017 г.), из расчета на двух человек, включив в сводный список граждан на 2023 год. На Министерство строительства Красноярского края возложена обязанность выдать Голову В.А. государственный жилищный сертификат на сумму 4 513 973, 10 рублей из расчета на двух человек без учета права на дополнительную площадь. С администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В. взыскан ущерб, причиненный преступлением, в размере 3 224 266, 85 рублей в равных долях. С администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В, в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, взыскана денежная сумма в размере 50 000 рублей, по 25 000 рублей каждому.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2024 г. решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 октября 2023 г. в части взыскания с администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В. ущерба, причиненного преступлением, в размере 3 224 266, 85 рублей отменено. Принято в указанной части новое решение. В удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Голова В.А, Голова А.В. о взыскании с администрации г. Лесосибирска ущерба, причиненного преступлением, отказано. Это же решение в части порядка и срока включения в сводный список на получение государственного жилищного сертификата Голова В.А. и расчета жилищного сертификата изменено. Голов В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом члена семьи Голова А.В, включен в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата с момента вступления в законную силу судебного решения. На Министерство строительства Красноярского края возложена обязанность выдать Голову В.А. государственный жилищный сертификат, с учетом члена семьи Голова А.В, исходя из стоимости 1 квадратного метра жилья на дату выдачи сертификата. Решение в части включения в список граждан и выдачи жилищного сертификата считать исполненным и к принудительному исполнению не обращать. В остальной части решение оставлено без изменения.
Прокурор Красноярского края обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, в котором просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2024 г. отменить, оставить в силе решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 октября 2023 г.
В обоснование доводов кассационного представления указано на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Единственной причиной, по которой семья инвалида "данные изъяты" группы Голова В.А. в составе 4 человек своевременно не реализовала право на улучшение жилищных условий, явились неправомерные действия работника администрации. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, верно квалифицировал правоотношения как возникшие из причинения ущерба, и пришел к обоснованному выводу, что на администрацию г..Лесосибирска должна быть возложена обязанность по возмещению причиненного в результате преступных действий ведущего специалиста Челноковой В.В. ущерба Голову В.А. и Голову А.В. Судом апелляционной инстанции не учтено, что Голов В.А, Голов А.В. приняли наследство за умершими родственниками, и в случае своевременного получения жилищного сертификата, унаследовали бы доли в праве на вновь приобретенное жилье. Голов В.А. мог получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 г..из расчета 4 членов семьи и приобрести в собственность членов семьи соответствующее жилье. Ответчиками не оспаривалось отсутствие обстоятельств, препятствовавших получению сертификата в 2018-2019 гг, помимо неправомерных действий Челноковой В.В. Имущество, которое Головы не смогли приобрести в 2018-2019 гг. ввиду нарушения их прав преступными действиями работника администрации, должно было войти в наследственную массу и перейти в собственность Голова В.А, Голова А.В.
Вследствие нарушения ответчиками прав Голова В.А. на получение жилищного сертификата в 2018 г, стоимость перешедшего в собственность Головых по наследству имущества существенно занижена, что оставлено без внимания судом апелляционной инстанции. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
4 июня 2024 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступили дополнительные пояснения от Голова В.А, в которых он указал, что Челнакова В.В. своими преступными действиями лишила его право на получение государственного жилищного сертификата не только в 2018 г, 2019 г, но и в 2020 г, по состоянию на февраль 2020 г. все его родственники: отец ФИО8 (заслуженный строитель РСФСР), супруга ФИО9 (клинический психолог) были живы и стоимость государственного жилищного сертификата на порядок была выше. На все его обращения в администрацию г. Лесосибирска о преступных действиях специалиста ведущего программу по переселению из районов Крайнего Севера и поравненных к ним местностей, получал отписки. Только после решения Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 октября 2023 г. Челнокова В.В. уволилась по собственному желанию.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно справке СМЭ-2006 N от 14 апреля 2006 г. Голову В.А. установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно.
На основании распоряжения администрации г. Лесосибирска от 25 июня 2013 г. N, Голов В.А. с 19 июня 2013 г. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "инвалиды".
Из справки ведущего специалиста администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. следует, что по состоянию на 1 декабря 2017 г. Голов В.А. имеет северный стаж в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях в календарном исчислении: 32 года 10 месяцев 10 дней (северный стаж 15 лет 01 месяц 02 дня + пенсия 17 лет 09 месяцев 08 дней).
Голов В.А. проживал в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях с рождения по 1982 год, с 1984 года по июнь 1987 года, с июля 1988 года по настоящее время.
Заявлениями от 19 мая 2017 г, 27 октября 2017 г, адресованными главе г. Лесосибирска ФИО10 Голов В.А, как участник подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", просил выдать ему в 2018 г. государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края на состав семьи из четырех человек: Голов В.А, его супруги ФИО9, сына Голова А.В. и отца ФИО8
27 октября 2017 г. Головым В.А. подписано обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилое помещение по адресу: "адрес".
Аналогичное обязательство подписано Головым В.А. 19 мая 2023 г.
Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение по вышеуказанному адресу, общей площадью 181, 9 кв.м, принадлежит Голову В.А. на праве собственности.
Из ответа Отдела по вопросам миграции г. Лесосибирска от 10 февраля 2018 г. следует, что по адресу: "адрес", совместно с Головым В.А. зарегистрированы ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голов А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Списком граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, подтверждается включение семьи Головых в список с 19 июня 2013 г. (N).
Согласно заявлениям Голова В.А. от 12 марта 2018 г. и 1 марта 2019 г, адресованным главе г. Лесосибирска, Голов В.А. отказался от получения сертификата в 2018 и 2019 годах, просил оставить в прежней очереди.
5 октября 2018 г. Министерством строительства Красноярского края возвращено учетное дело Голова В.А, предоставленное администрацией г. Лесосибирска для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета 2018 г, в связи с отказом заявителя от социальной выплаты.
Согласно свидетельству о смерти N от 6 апреля 2020 г. ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ Из свидетельств о праве на наследство от 10 октября 2020 г. следует, что наследство в виде вкладов и неполученной пенсии ФИО8 принял Голов В.А. (сын ФИО8).
17 мая 2021 г. Голов В.А. направил обращение Президенту Российской Федерации, в котором просил дать пояснения по вопросу неравноценной стоимости жилищного сертификата и стоимости объекта недвижимости, который Голов В.А. должен передать в муниципальную собственность.
Согласно ответу консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 30 апреля 2021 г. Голову В.А. разъяснено, что уполномоченный специалист по вопросам переселения граждан администрации города находится по адресу: г. Лесосибирск, ул. Мира, д. 2 (Челнокова В.В.).
ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке нотариуса нотариальной палаты Красноярского края Лесосибирского нотариального округа ФИО11 от 1 сентября 2023 г, единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО9, является ее сын Голов А.В.
Из обращения Голова В.А. в прокуратуру г. Лесосибирска от 27 декабря 2022 г. следует, что он не отказывался от сдачи жилого помещения и от получения сертификата.
В ответ на данное обращение Голова В.А. прокуратурой г. Лесосибирска 11 января 2023 г. дан ответ, согласно которому в ходе проверки установлено, что Головым В.А. собственноручно написаны отказы от получения сертификатов в 2018 -2020 гг.
16 января 2023 г. Голов В.А. направил обращение в прокуратуру г. Лесосибирска, в котором указал, что он ежегодно направляет заявления на участие в целевой программе, однако Челнокова В.В. их игнорирует. К указанному обращению Голов В.А. приложил заявление, адресованное главе г. Лесосибирска ФИО10 от 25 июня 2020 г, в котором просил внести его в список на 2021 год для участия в ведомственной целевой программе.
В ответах Министерства строительства Красноярского края, адресованных Голову В.А, разъяснены правила участия в ведомственной целевой программе, в том числе указано на то, что с 2018 г. Голов В.А. отказывается от получения сертификата; дополнительно сообщено, что отдельные государственные полномочия по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края переданы администрации г. Лесосибирска. Кроме того, Министерство указало, что в списках граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 и 2023 годах, представленных администрацией г. Лесосибирска, Голов В.А. не значится.
19 января 2023 г. Голов В.А. обратился в прокуратуру г. Лесосибирска, указав, что в ожидании программы переселения умер его отец ФИО8, и его супруга ФИО9, просил внести его в список на получение государственного жилищного сертификата на 2021 год.
В обращении в прокуратуру Красноярского края от 7 февраля 2023 г, Голов В.А. указал, что отказ от сертификата он не подписывал и не мог подписать, так как является инвалидом и плохо владеет рукой, заявления подписывали от его имени. Просил включить его в список на получение жилищного сертификата в 2023 году.
Согласно ответам прокуратуры г. Лесосибирска от 14 февраля 2023 г, 10 марта 2023 г, при изучении учетного дела Голова В.А, установлено отсутствие сведений об информировании заявителя о включении в сводный список получателей сертификатов в 2018-2021 годах, а также документов, подтверждающих отказ Голова В.А. от получения сертификата в 2021 году.
14 февраля 2023 г. прокуратурой г. Лесосибирска Главе города Лесосибирска внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Согласно представлению в 2018, 2019 годах Голова В.А. заявлен администрацией города для получения сертификата, однако с учетом заявлений от 12 марта 2018 г. и 1 марта 2019 г. об отказе от сертификата, не обеспечен социальной выплатой. Учитывая пояснения, Голова В.А. о том, что он не подписывал заявления об отказе от сертификатов, в ОМВД г. Лесосибирска направлен материал для проведения доследственной поверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
9 марта 2023 г. администрацией г. Лесосибирска подготовлен ответ, адресованный Голову В.А, из которого следует, что Голов В.А. значится в списке граждан-получателей сертификатов в 2021 году, однако не обратился в администрацию с документами на выдачу сертификата. Супруга Голова В.А. - ФИО9 в телефонном режиме сообщила об отказе от участия в программе со ссылкой на небольшую стоимость социальной выплаты. Также Голову В.А. разъяснено, что письменный отказ от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия гражданина с учета, влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии, за исключением невозможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего (членов семьи) здоровья. Ввиду несвоевременного обращения Голова В.А. в администрацию выдать сертификат в 2023 году не представляется возможным.
Постановлением старшего дознавателя ОД Отдела ОМВД России по г. Лесосибирску от 28 апреля 2023 г. прекращено уголовное дело в отношении ведущего специалиста администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Данным постановлением установлено, что в один из дней мая 2018 г, точная дата дознанием не установлена, Челнокова В.В, состоящая в должности ведущего специалиста по реализации жилищных программ администрации г..Лесосибирска Красноярского края, в обязанности которой входит, в том числе приём, регистрация заявлений и документов от граждан в соответствии с Законом Красноярского края "О социальной поддержке граждан выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского каря в другие регионы Красноярского края", формирование и ведение учётных дел граждан по указанной программе, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г..N 153, предоставила в Министерство строительства Красноярского края ежегодный список, содержащий информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 г, но включённых в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", сформированный Министерством строительства Красноярского края 31 января 2018 г, в который она, в том числе незаконно внесла данные Голова В.А, который отказался от получения сертификата на приобретение жилья в 2018 году. В один из дней января 2019 г, точное время дознанием не установлено, Челнокова В.В. вновь предоставила в Министерство строительства Красноярского края указанный список, содержащий информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2019 году, в который незаконно внесла данные Голова В.А, в результате чего он не был включён в сводный список граждан - участников Программы, формируемый Министерством строительства Красноярского края. В дальнейшем, в один из дней третьей декады марта 2019 г, более точное время дознанием не установлено, у Челноковой В.В. возник преступный умысел на использование подложных документов, а именно заявлений от имени гражданина Голова В.А, являющегося
участником данной программы, об отказе в получении сертификата по Федеральной программе переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с целью придания видимости законности действий, последовавших после предъявления в Министерство строительства списков, составляющих информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 и в 2019 годах, но включённых в сводный список граждан участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством". С целью придания видимости законности своих действий, последовавших после предъявления в Министерство строительства списков, составляющих информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 и в 2019 годах, но включённых в сводный список граждан, Челнокова В.В, находясь на своём рабочем месте, при помощи компьютерной техники изготовила от имени Голова В.А. два заявления, датированные 12 марта 2018 г..и 1 марта 2019 г, в которых собственноручно поставила от имени Голова В.А. подписи и хранила указанные заявления в учётном деле на имя Голова В.А. N, с целью сокрытия факта ненадлежащего ведения учетного дела на гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Таким образом, Челнокова В.В. совершила преступление, предусмотренное частью 5 статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации - использование заведомо подложного документа.
Прокурор г. Лесосибирска, указав, что материалами уголовного дела фактически установлено, что Голов В.А. в 2018-2019 гг. от получения жилищного сертификата не отказывался, в связи с чем, право на его выдачу возникло у него в 2018 г, и имеются основания для признания за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата на сумму 4 513 937, 1 рублей, умышленные преступные действия Челноковой В.В. повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав Голова В.А. и членов его семьи, которые с 2018 г. были лишены возможности переселения, разница недополученной социальной выплаты по вине администрации г. Лесосибирска составила 3 224 266, 85 рублей, из расчета 7 738 239, 6 рублей (размер социальной выплаты на второе полугодие 2023 г. с учетом состава семьи из расчета на 4 человек) - 4 513 937, 1 рублей (размер социальной выплаты на второе полугодие 2023 г. с учетом состава семьи из расчета на двух человек), и подлежит взысканию с администрации г. Лесосибирска, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, из расчета на двух человек, включив Голова В.А. в сводный список граждан на 2023 г.
Разрешая требование о возложении на Министерство строительства Красноярского края обязанности по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата на сумму 4 513 973, 10 рублей из расчета на двух человек без учета права на дополнительную площадь, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку Голов В.А. значился в сводном списке граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 г, сформированном Министерством строительства Красноярского края 31 января 2018 г, то он имел право получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 г.
Разрешая исковые требования прокурора г. Лесосибирска о взыскании с администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В. ущерба, причиненного преступлением, в размере 3 224 266, 85 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1068, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ущерб Голову В.А. и Голову А.В. причинен в результате преступных действий ведущего специалиста администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В, вина которой установлена постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по г. Лесосибирску от 28 апреля 2023 г, и о наличии оснований для взыскания с администрации г. Лесосибирска ущерба, причиненного преступлением в размере 3 224 266, 85 рублей. Определяя размер подлежащего взысканию ущерба, суд первой инстанции исходил из размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из двух человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 года, и размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из четырех человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 г.
Установив нарушение прав Голова В.А. и Голова А.В, суд, руководствуясь статьями 150, 151, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", приняв во внимание наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом, существо и значимость прав и нематериальных благ Голова В.А. и Голова А.В, которым причинен вред (в настоящее время в силу действующего законодательства сертификат не может быть выдан из расчета всех членов семьи, которые были живы в 2018 г.), требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, пришел к выводу о наличии оснований для взыскании с администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В, в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, денежной суммы в размере 50 000 рублей, по 25 000 рублей каждому.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда о наличии оснований для признания за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, из расчета на двух человек, путем включения Голова В.А. в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата и возложения на Министерство строительства Красноярского края обязанности по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата, согласился, указав, что они являются правильными, соответствуют нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 г, в который включен Голов В.А, сформирован Министерством еще 31 января 2018 г, но фактически своё право Голов В.А. может реализовать в настоящее время, суд апелляционной инстанции счел обоснованным возложение на Министерство строительства Красноярского края обязанности по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата из расчета на двух человек, то есть исходя из состава семьи на дату выдачи сертификата. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости выдачи Голову В.А. сертификата на сумму 4 513 973, 10 рублей, поскольку он противоречит пункту 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и ущемляет права Голова В.А, и изменил решение суда в указанной части, возложив на Министерство строительства Красноярского края обязанность по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата, с учетом члена семьи Голова А.В, исходя из стоимости 1 квадратного метра жилья на дату выдачи сертификата.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с администрации г. Лесосибирска ущерба, причиненного преступлением, поскольку истцами не был доказан факт причинения ущерба неправомерными действиями должностного лица, наличия причинно-следственной связи между действиями администрации г. Лесосибирска и наступившими последствиями для Голова В.А. и Голова А.В, отметив, что возможность получить жилищный сертификат на состав семьи из 4 человек, утрачена Головым В.А. и Головым А.В. не в результате каких-либо действий Челноковой В.В, а в результате объективных причин связанных со смертью членов семьи Голова В.А. и Голова А.В, в связи с чем отменил решение суда в части взыскания ущерба в размере 3 224 266, 85 рублей с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Приняв во внимание, что судом первой инстанции были учтены все имеющие значение при определении компенсации морального вреда обстоятельства, суд апелляционной инстанции не установилоснований для изменения размера компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационного представления.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Во исполнение указанных конституционных гарантий был принят Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который, как следует из его преамбулы, устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту-Положение).
Настоящее Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья) (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 5 Положения состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения.
Пунктом 16 Положения предусмотрено, что на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.
Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане; д) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19 Положения).
В соответствии с пунктом 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности). Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
В пункте 24 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (пункт 25 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой программы постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в процессных мероприятиях добровольное.
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, органом местного самоуправления муниципального образования, в границы которого включены территории, ранее входившие в закрытые административно-территориальные образования, или администрацией г. Байконура (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (пункт 12 Правил).
В пункте 13 Правил установлено, что социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" и "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, и определяемого в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил для граждан, указанных в подпунктах "и" и "л" пункта 5 настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного пунктом 14 настоящих Правил для отдельных субъектов Российской Федерации, применяемого при расчете размера социальной выплаты гражданам, указанным в подпунктах "а", "б" и "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил; положений пунктов 15 и 15(1) настоящих Правил - для граждан, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил. Порядок определения размера социальной выплаты для граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил, устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации: для Красноярского края - 1, 15.
В пункте 15 Правил указано, что при расчете размера социальной выплаты учитывается следующий норматив предоставления жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений: для граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - установленный статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; для граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил, - в размере 100 процентов.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям (при наличии права на дополнительную общую площадь одновременно у получателя сертификата и (или) нескольких членов семьи получателя сертификата) размер такой площади не суммируется (пункт 16 Правил).
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, перечисленные в пункте 44 Правил.
Пунктом 44(1) Правил установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Пунктом 1 приказа Минстроя России от 29 августа 2023 г. N 619/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года" утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на IV квартал 2023 года в размере 93 457 рублей, в то время как на I квартал 2024 год данный норматив составляет 97 547 рублей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции согласившись с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспеченного жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, из расчета на двух человек, путем включения Голова В.А. в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата и возложения на Министерство строительства Красноярского края обязанности по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата, установил, что указание судом первой инстанции размера социальной выплаты, определенной на дату принятия решения, противоречит пункту 12 указанных Правил и ущемляет права Голова В.А, в связи с чем изменил решение суда, возложив на Министерство строительства Красноярского края обязанность по выдаче Голову В.А. государственного жилищного сертификата, с учетом члена семьи Голова А.В, исходя из стоимости 1 квадратного метра жилья на дату выдачи сертификата. Поскольку жилищный сертификат был выдан Голову В.А. 16 февраля 2024 г, суд апелляционной инстанции посчитал необходимым считать обжалуемое решение суда в части включения в список граждан и выдачи жилищного сертификата исполненным и к принудительному исполнению не обращать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, ущерб может быть взыскан в судебном порядке при одновременной доказанности наличия ущерба, противоправности поведения причинителя ущерба, причинной связи между содеянным и возникшим ущербом. Отсутствие одного из указанных элементов не дает права на удовлетворение иска. Бремя представления доказательств, подтверждающих факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательств того, что именно ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред, относится на потерпевшего. В то же время статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Суд апелляционной инстанции оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи и установив, что по требованию о взыскании ущерба истец должен доказать факт причинения вреда ответчиком, противоправность поведения ответчика, причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступившими у лица неблагоприятными последствиями, размер причиненных убытков, однако материалы дела не содержат необходимой совокупности доказательств того, что именно действиями администрации г. Лесосибирска Голову В.А. и Голову А.В. был причинен какой-либо материальный ущерб, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с администрации г. Лесосибирска ущерба в размере 3 224 266, 85 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационного представления о наличии оснований для взыскания с администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А. материального ущерба, поскольку единственной причиной, по которой семья инвалида "данные изъяты" группы Голова В.А. в составе 4 человек своевременно не реализовала право на улучшение жилищных условий, явились неправомерные действия работника администрации г. Лесосибирска, Голов В.А. мог получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 г. из расчета 4 членов семьи и приобрести в собственность членов семьи соответствующее жилье, ответчиками не оспаривалось отсутствие обстоятельств, препятствовавших получению сертификата в 2018-2019 гг, имущество, которое Головы не смогли приобрести в 2018-2019 гг. ввиду нарушения их прав преступными действиями работника администрации, должно было войти в наследственную массу и перейти в собственность Голова В.А, Голова А.В, вследствие нарушения ответчиками прав Голова В.А. на получение жилищного сертификата в 2018 г, стоимость перешедшего в собственность истцов по наследству имущества существенно занижена, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлена совокупность условий, необходимых для взыскания с администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А, Голова А.В. ущерба, обратного из материалов дела не следует.
Вопреки доводам кассационного представления в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что Голов В.А. именно в 2018 г. мог реализовать право на улучшение жилищных условий, учитывая, что в ответе прокуратуры г. Лесосибирска от 11 января 2023 г, адресованном Голову В.А, указано, что прокуратурой города по его обращениям о нарушении жилищных прав была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что им лично были написаны отказы от получения сертификатов в 2018-2020 гг, оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется. Постановлением старшего дознавателя ОД Отдела ОМВД России по г. Лесосибирску о прекращении в отношении Челноковой В.В. уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования от 28 апреля 2023 г. не установлена вина Челноковой В.В, неправомерность действий Челноковой В.В. и их связь с причинением ущерба Голову В.А. и Голову А.В.
Доводы кассационного представления выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.