Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Татаринцевой Е.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 02RS0009-01-2023-000870-81 по иску Кондратьев Дмитрий Викторовичк публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" о понуждении заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на определенных условиях
по кассационной жалобе Кондратьева Дмитрия Викторовича на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 октября 2023 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кондратьев Д.В. обратился в суд с иском к ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" о понуждении заключить с ним договороб осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: "адрес", на условиях льготной ставки в размере 3 192 руб. на один кВт, что составляет 47 880 руб.
Требования мотивированы тем, что Кондратьев Д.В. является собственником жилого дома по адресу: "адрес". В данном доме расположена 1 точка присоединения энергопринимающих устройств, мощностью 15 кВт, что является недостаточным для удовлетворения его бытовых нужд. Истец обратился к ответчику с целью увеличения имеющейся мощности до 30 кВт, для чего направил соответствующую заявку на технологическое присоединение энергопринимающего оборудования к электрическим сетям. 24.04.2023 ответчиком в адрес истца направлен проект типового договора N, с приложением N 1 (технические условия N), с сопроводительным письмом. Проект получен истцом 11.05.2023. Согласно техническим условиям, в принадлежащем истцу жилом доме имеется 1 точка присоединения, мощностью 15 кВт; 2 точка присоединения, мощностью15 кВт, является проектируемой. Пунктом 10 договора определен размер платы за технологическое присоединение в размере 879 077, 37 руб, в том числе НДС. Расчет размера платы (в проекте договора, либо в виде отдельного документа) отсутствует. Истец полагает, что ответчиком необоснованно применен приказ Комитета по тарифам Республики Алтайот 28.11.2022 N 40/9 в редакции приказа от 08.02.2023 N 4/3, предложены истцу условия, регулирующие тарифы, предусмотренные для сетевых организаций и иных лиц (а не для физических лиц, собственников жилых помещений). По мнению истца, ответчику следовало применить тариф, установленный приложением N 1 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай N 40/9 (без учета изменений, внесенных приказом N 4/3), согласно которому льготная ставка с 01.01.2023 по 30.06.2023 составляла 3 192 руб.за 1 кВт. Строительство новых линий электропередач сетевая организация осуществляет за свой счет, возложение на истца расходов, связанныхсо строительством и введением в эксплуатацию новой ЛЭП, носит незаконный характер.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 19.10.2023 в удовлетворении исковых требований Кондратьева Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15.02.2024 решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Кондратьев Д.В. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменитьи направить дело на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Алтай.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами допущены нарушения норм материального права, выразившиесяв неправильном истолковании закона; судами допущены нарушения норм процессуального права; судами не определены, какие обстоятельства имеют значение для разрешения дела; судами не установлено соответствие энергопринимающих устройств истца критериям, предусмотренным абзацами первым и пятым пункта 17 Правил N 861; не установлена дата заключения имеющегося договора на технологическое присоединение; судами не установлен значимый критерий, связанный с расстоянием от границ участка кассатора до ближайшего объекта электрической сети необходимого истцу класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка.
Письменные возражения на кассационную жалобу, представленные ПАО "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго", приобщены к материалам дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Так, в силу пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения (пункт 7 Правил N 861).
По условиям договора технологического присоединения сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт "е" пункта 16, пункты 16 (2), 16 (4), 17, 18 Правил N 861).
Размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, должен указываться в договоре как его существенное условие (подпункт "д" пункта 16 Правил N 861).
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию. Принципы и методы расчета тарифов в электроэнергетике устанавливаются Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 4 статьи 23.1, пункт 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Судами по результатам оценки доказательств по делу установлено, что Кондратьев Д.В. является собственником земельного участка по адресу: "адрес".
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения энергопринимающие устройства Кондратьева Д.В, расположенные по адресу: "адрес", были присоединены к электрическим сетям (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности III, класс напряжения электросетей 0, 4 кВ) в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N, заключенного 19.02.2012 между ОАО "МРСК Сибири" и Кондратьевым Д.В.
08.04.2023 Кондратьев Д.В. обратился в сетевую организацию ПАО "Россети Сибирь" с заявкой об увеличении максимальной мощности до 30 кВт при напряжении 0, 4 кВ (л.д. 109-110).
28.04.2023 сетевой организацией направлен ответ от 24.04.2023 на заявку Кондратьева Д.В. с приложением проекта договора N об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий N к нему (л.д. 8-13).
Согласно пункту 10 проекта договора N размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9 с изменениями, внесенными приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 08.02.2023 N 4/3 и составляет 879 077, 37 руб.
15.05.2023 г. Кондратьев Д.В. обратился в сетевую организацию с запросом о предоставлении разъяснений с изложенным в нем предложением изменить положения договора, регулирующие стоимость осуществления технологического присоединения (л.д. 14).
Письмом от 06.06.2023 сетевой организацией представлены разъяснения Кондратьеву Д.В. относительно произведенного расчета стоимости технологического присоединения (л.д. 125-126).
Не согласившись с произведенным ПАО "Россети Сибирь" расчетом стоимости технологического присоединения к электрическим сетям, Кондратьев Д.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности на сетевую организацию заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащих ему энергопринимающих устройств на условиях льготной ставки в размере 3192 руб. на один кВт, что составляет 47880 руб.
Исходя из фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, определив юридически значимые обстоятельства дела, руководствуясь положениями гражданского законодательства РФ, законодательством в сфере энергоснабжения и ценообразования, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9 (в редакции приказа от 08.02.2023 N 4/3), суды, установив, что расчет стоимости технологического присоединения произведен ответчиком по стандартизированным ставкам, утвержденным действующим приказом Комитета по тарифам Республики Алтай, основания для применения льготной ставки в отношении истца (не подпадающего под льготную категорию) отсутствуют, так как максимальная мощность его присоединяемых электроустановок превышает 15 кВт, учитывая надлежащее технологическое присоединение, оказанное, в том числе по состоянию на 2012-2017 по льготной ставке, сделали верный вывод об отказе в удовлетворении требований о возложении на сетевую организацию обязанности заключить с Кондратьевым Д.В. договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств на условиях льготной ставки в размере 3192 руб. на 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
По существу судами спор разрешен правильно.
Доводы истца о наличии оснований для заключения спорного договора на условиях льготной ставки являлись предметом исследования и должной правовой оценки судов, обоснованно отклонены, на основании следующего.
Так, статьей 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Федеральным законом от 16.02.2022 N 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике", вступившим в силу 01.07.2022, пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике изложен в новой редакции, в которой закреплен механизм формирования платы за присоединение к электросетям в части ее доведения до экономически обоснованного уровня, предусматривающий учет фактических затрат сетевых организаций, в частности сняты ограничения по включению в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, компенсировавшихся до внесения изменений путем включения этих расходов при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и распределения между всеми потребителями услуг по передаче электрической энергии.
Согласно положениям пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 01.07.2022, стоимость технологического присоединения определяется в зависимости от состава мероприятий, которые необходимо реализовывать в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, величины заявляемой мощности и установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стоимости каждого подключаемого кВт.
Правительство Российской Федерации в пункте 17 Правил N 861, исходя из принципов экономической обоснованности и достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленных в пунктах 2 и 3 статьи 23 Закона об электроэнергетике, установило минимальные и максимальные значения стоимости мероприятий по технологическому присоединению, а также льготное значение стоимости для специальной категории граждан.
Правительством Российской Федерации в пункте 17 Правил N 861 установлены размеры стоимости мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), рассчитанной с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10 000 руб. за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3 000 руб. за кВт - с 01.07.2022, 4 000 руб. за кВт - с 01.07.2023 и 5 000 руб. за кВт - с 01.07.2024.
Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, оценив материалы дела, проанализировав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды нижестоящих инстанций, констатировав, что действующим законодательством, подлежащим применению к спорным правоотношениям, с 01.07.2022 закреплен механизм формирования платы за присоединение к электросетям, который позволяет сетевым организациям включать в состав платы за технологическое присоединение расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также учитывая, между истцом и ответчиком ранее уже был заключен и исполнен договор об осуществлении технологического присоединения к электросетям от 19.02.2012 N, что максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя Кондратьева Д.В. по точке присоединения: "адрес" (с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) превышает 15 кВт, сделали верный вывод о необоснованности требования истца о перерасчете платы за технологическое присоединение являются необоснованными.
Суждения подателя жалобы о том, что он относится к категории заявителей, к которым должна применяться льготная ставка 3 192 руб. за 1 кВт запрашиваемой мощности, предусмотренная приложением N 1 к приказу комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9, исследованы судами, получили тщательную правовую оценку и аргументированно отклонены.
Так, согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявкой) размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Для расчета платы за технологическое присоединение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждаются тарифные ставки, а также формула расчета платы за технологическое присоединение.
Судами по результатам оценки материалов дела установили, что на дату обращения Кондратьева Д.В. в адрес сетевой организации с заявкой об увеличении максимальной мощности, 08.04.2023, плата за технологическое присоединение и стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение были установлены приказом комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9 (в редакции приказа комитета по тарифам Республики Алтай от 08.02.2023 N 4/3).
Приказом комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9 установлены и введены в действие на 2023 год: плата за технологическое присоединение для заявителей (физических лиц), подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и для заявителей, подавших заявку в целях технологического присоединения объекта микрогенерации к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Алтай (приложение N 1); стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (приложение N 2);
стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (приложение N 3); а также установлена формула для расчета платы за технологическое присоединение (приложению N 4).
Как установлено судами и следует из положений приложения N 1 к приказу комитата по тарифам по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9 возможность применения к заявителям (физическим лицам) прямо поставлена в зависимость от максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств - не выше 15 кВт, с учетом мощности, ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств.
В связи с указанным, вопреки суждениям кассатора, по спорной заявке не подлежали применению положения приложения N 1 к приказу комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 N 40/9, устанавливающие льготную ставку за 1 кВт максимальной мощности, поскольку запрашиваемая истцом максимальная мощность энергопринимающих устройств с учетом ранее присоединенной мощности по адресу: "адрес", как верно установлено судами, превышала 15 кВт.
Аргументы истца о том, что с момента заключения предыдущего договора об осуществлении технологического присоединения истекло более трех лет, а потому отсутствуют препятствия, предусмотренные абзацем 32 пункта 17 Правил N 861, исследованы судами и обоснованно отклонены как не имеющие правового значения при разрешении настоящего спора, так как испрашиваемый им уровень максимальной мощности (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) превышает 15 кВт.
В целом все доводы заявителя кассационной жалобы, касаемые существа спора, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как необоснованные и недоказанные в порядке статьи 56 ГПК РФ.
Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений главы 6 ГПК РФ. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями главы 41 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 19 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.