Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-405/2023 (УИД 24RS0041-01-2022-002558-30) по исковому заявлению Карнауховой Елены Геннадьевны к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 24 Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Краевая туберкулезная больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности, по кассационной жалобе Карнауховой Елены Геннадьевны на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карнаухова Елена Геннадьевна (далее по тексту - Карнаухова Е.Г, истец) обратилась в Октябрьский районный суд г..Красноярска к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 24 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России), Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Краевая туберкулезная больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее по тексту - ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОСФР по Красноярскому краю) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ФКЛПУ "КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю" предоставить в ОСФР по Красноярскому краю соответствующую корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с 8 июля 1996 г..по 31 декабря 2013 г..в должности лаборанта, фельдшера-лаборанта, с обязательным отражением постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, с обязательным отражением льготы и уплатой дополнительного тарифа с 1 января 2013 г..; об обязании ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России" предоставить в ОСФР по Красноярскому краю, соответствующую корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с 1 декабря 2014 г..по настоящее время в должности лаборанта, фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" с обязательным отражением постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, с обязательным отражением льготы и уплатой дополнительного тарифа с 1 декабря 2014 г..; об обязании ФКЛПУ "КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю" и ФКУЗ "МСЧ- 24 ФСИН России" (далее "КТБ-1" и "МСЧ-24") оплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с 1 января 2013 г..по текущее время; об
обязании ОСФР по Красноярскому краю, при предоставлении страхователями (работодателями) соответствующей корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, назначить пенсию с даты обращения - 24 декабря 2021 г..в связи с достижением пятидесятилетнего возраста на 25 января 2021 г..и наличием десятилетнего стажа работы на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, страхового стажа не менее 20 лет.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Карнауховой Е.Г. отказано.
Карнаухова Е.Г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Красноярска не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Карнаухова Е.Г. осуществляла свою трудовую деятельность с 8 июля 1996 г. по 22 июля 1996 г. в должности лаборанта, с 23 июля 1996 г. в должности фельдшера-лаборанта в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, с 1 января 2014 г. по 16 июня 2015 г. в должности лаборанта объединенной лаборатории туберкулезной больницы N 1, с 17 июня 2015 г. по настоящее время в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России", что подтверждается трудовой книжкой, трудовым договором от 1 января 2014 г. N, архивной справкой ГУФСИН России по Красноярскому краю от 26 февраля 2021 г. N, справкой ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России" от 27 декабря 2021 г, архивными выписками ГУФСИН России от 19 апреля 2021 г, личными карточками работника.
Согласно уставу ФКЛПУ "КТБ -1 ГУФСИН России по Красноярскому краю", утвержденному приказом ФСИН России от 9 марта 2011 г. N, КТБ -1 является лечебно-профилактическим учреждением для содержания, амбулаторного и стационарного лечения осужденных, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, учреждение находится в ведении ФСИН России.
В уставе ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России", утвержденном приказом ФСИН России от 1 апреля 2015 г. N, указано, что МСЧ является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обслуживание сотрудников и пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с Типовой должностной инструкцией лаборанта (фельдшера-лаборанта) Клинико-диагностической лаборатории Туберкулезной больницы N 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, должностной инструкцией лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России" Карнауховой Е.Г, утвержденной 24 сентября 2018 г, должностной инструкцией фельдшера-лаборанта иммунологической лаборатории ФБЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Карнауховой Е.Г, утвержденной 5 марта 2021 г, должностной инструкцией лаборанта ФКЛПУ "КТБ-1" ГУФСИН России по Красноярскому краю Карнауховой Е.Г, утвержденной 30 июля 2012 г, должностной инструкцией фельдшера - лаборанта иммунологической лаборатории ФБЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Карнауховой Е.Г, утвержденной 22 августа 2008 г, в обязанности Карнауховой Е.Г. входило выполнение лабораторных исследований, подготовка для работы реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих средств, регистрация биоматериала, проведение дезинфекции, стерилизации лабораторных инструментов, взятие крови из пальца.
24 декабря 2021 г. Карнаухова Е.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 13 июля 1998 г, по достижении 50 лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 14 января 2022 г. N Карнауховой Е.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным органом установлено, что стаж Карнауховой Е.Г. на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 26 лет 0 месяцев 7 дней, при требуемом специальном стаже 30 лет; стаж предусмотренный пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует, так как не подтверждена занятость постоянно в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, в ИЛС код льготы не указан, дополнительный тариф с 1 января 2013 г. не уплачен.
Карнаухова Е.Г, указав, что в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность на работах с осужденными, в том числе осуществляла забор крови, оказывала доврачебную помощь при неотложных состояниях, а также работала с санитарами из числа спецконтингента в течение рабочего дня при полной рабочей неделе, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "к" пункта 1, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункта 3 списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г..N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что в спорные периоды Карнаухова Е.Г. занимала должности, предусмотренные списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на
работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г..N 85, однако факты постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, начисления и уплаты работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Отклоняя доводы Карнауховой Е.Г. о том, что она в течение рабочего дня постоянно занимается сбором анализов у осужденных, контролирует работу осужденных из числа спецконтингента, что свидетельствует о постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, суд, сославшись на пояснения Карнауховой Е.Г, пояснения представителей ответчиков, показания свидетелей, указал, что сбор анализов у осужденных - забор крови из пальца, производится истцом по мере необходимости, в день на это уходит обычно не более 2 часов, в случае прибытия большого количества осужденных в МСЧ-24 время сбора анализов увеличивается значительно, однако это не свидетельствует о том, что работа с осужденными носит постоянный характер, у истца имеются иные трудовые обязанности, в том числе по проведению лабораторных исследований, подготовке реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих средств, регистрации биоматериала, проведению дезинфекции и стерилизации лабораторных инструментов. Должностными инструкциями Карнауховой Е.Г. не предусмотрена обязанность по руководству санитарами и осуществлению контролю за их деятельностью. Само по себе осуществление в лаборатории контроля за санитарами из спецконтингента не свидетельствует о выполнении работы с осужденными, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Карта N специальной оценки условий труда от 1 июля 2020 г. и карта N специальной оценки условий труда от 1 июля 2020 г. фельдшера-лаборанта и лаборанта филиала Туберкулезной больницы N 1 - клинико-диагностическая лаборатория, которыми установлен итоговый класс (подкласс) условий труда работнику - 3.3, и в которых имеется ссылка на право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судом не приняты в качестве надлежащих доказательств, поскольку в них не содержится указание на право работника на досрочное назначение пенсии по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона).
Согласно положениям статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Пунктом 3 списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85, установлено, что правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из пункта 2 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 39, следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи и установив отсутствие в материалах дела сведений о том, что Карнаухова Е.Г. в период работы с 8 июля 1996 г..лаборантом, с 23 июля 1996 г..в должности фельдшера-лаборанта в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, с 1 января 2014 г..по 16 июня 2015 г..в должности лаборанта объединенной лаборатории туберкулезной больницы N 1, с 17 июня 2015 г..по настоящее время в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории филиала "Туберкулезная больница N 1" ФКУЗ "МСЧ-24 ФСИН России" была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Карнауховой Е.Г. представлены работодателями за указанные периоды как периоды работы, учитываемые для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, индивидуальные сведения в лицевом счете Карнауховой Е.Г. были произведены в установленном законом порядке, и первичные документы работодателей по спорным периодам работы не подтверждают недостоверность представленных работодателями индивидуальных сведений о льготном характере работы Карнауховой Е.Г, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на работодателей обязанности внесения корректировки в сведения индивидуального (персонифицированного) учета, у пенсионного органа оснований для включения указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 г..N 400 "О страховых пенсиях" и назначении Карнауховой Е.Г. пенсии по указанному основанию.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Карнауховой Е.Г. о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, о представлении ею всех необходимых доказательств в подтверждение характера работы - особые условия труда, связанные с работой с осужденными, являются несостоятельными, поскольку в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Между тем в нарушение приведенных норм Карнаухова Е.Г. каких-либо доказательств, подтверждающих ее занятость постоянно и непосредственно на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, не представила. Поскольку надлежащих и достаточных в своей совокупности доказательств, которые бы свидетельствовали о занятости Карнауховой Е.Г. в спорные периоды на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в материалах дела не имеется, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Карнауховой Е.Г. в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы Карнауховой Е.Г. относительно применения в настоящем деле Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2022 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки ФИО3" являются несостоятельными, поскольку судами верно отмечено, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в указанном постановлении, к рассматриваемому спора не применима, поскольку касается иного правового вопроса - пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Приведенные доводы кассационной жалобы Карнауховой Е.Г. выводов судов не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карнауховой Елены Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.