Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.
судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-108/2023 (УИД: 24RS0056-01-2021-008512-78) по иску Крикуна Юрия Васильевича к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения", администрации г. Красноярска об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Крикуна Юрия Васильевича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крикун Юрий Васильевич (далее - Крикун Ю.В, истец) обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее - КГКУ "УСЗН", ответчик), администрации г. Красноярска об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований Крикун Ю.В. указал, что в сентябре 2015 года, имея статус "данные изъяты", он обратился в Управление социальной защиты населения администрации Железнодорожного района г. Красноярска, с заявлением об оказании мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В период с 2015 года по 2018 год, ему неоднократно отказывали в предоставлении мер социальной поддержки и назначенные выплаты при наличии задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг приостанавливали.
Социальные меры поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг он не получает по настоящее время. Полагает, что у органов социальной защиты населения отсутствует право на принятие решений о прекращении предоставление мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении "данные изъяты" в связи с чем, Крикун Ю.В. считает отказ в предоставлении мер социальной поддержки незаконным.
Крикун Ю.В. просил суд признать незаконными решения Управления социальной защиты населения администрации Железнодорожного района в городе Красноярске об отказе в предоставлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг Крикуну Ю.В, обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере, установленном действующим законодательством.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 ноября 2023 г, Крикуну Юрию Васильевичу отказано в удовлетворении иска к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения", администрации города Красноярска об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг.
В кассационной жалобе Крикун Ю.В. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 ноября 2023 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 г..N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". Согласно подпункту "в" пункта 9 статьи 23 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего закона, в случае погашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно пункту четвертому статьи 20.1 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Полагает, что действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагает, что у органов местного самоуправления Красноярского края отсутствует право на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагает, что наличие самой по себе задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с этим судам следовало выяснять причины образования задолженности, период ее образования, а также выяснять какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Полагает, что при наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Вместе с тем, указывает на наличие у него уважительных причин образования задолженности по оплате коммунальных услуг, а именно потерю постоянного места работы по сокращению штатов, возрастание кредитной нагрузки. Поскольку постоянное место работы появилось у истца только 4 июля 2018 года, у истца существенно возросла кредитная нагрузка. Между тем, указанные обстоятельства не оценивались ответчиком при принятии решений, а также Центральным районным судом г..Красноярска при принятии оспариваемого судебного акта.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Крикун Ю.В, представители ответчиков КГКУ "УСЗН", администрации г. Красноярска, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения администрации Железнодорожного района в городе Красноярске, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Крикун Ю.В. является "данные изъяты". Согласно справке N. с 1 октября 2018 г. "данные изъяты" Крикуну Ю.В. установлена бессрочно.
С 2015 года Крикун Ю.В, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", состоит на учете в территориальном отделении КГКУ "УСЗН" по Железнодорожному району как " "данные изъяты"".
По сведениям КГКУ "УСЗН" по Железнодорожному району Крикун Ю.В. неоднократно обращался с заявлениями на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, в частности обращения имели место:
5 февраля 20016 г, при этом в предоставлении мер социальной поддержки отказано по причине наличия задолженности;
22 марта 2017 г, при этом, поскольку задолженность отсутствовала, Крикуну Ю.В. были назначены меры социальной поддержки, он являлся получателем мер социальной поддержки на оплату жилищно - коммунальных услуг с 1 апреля 2017 г. по 30 сентября 2018 г.;
12 декабря 2018 г, при этом 19 декабря 2018 г. Крикуну Ю.В. был направлен отказ, по причине имеющейся задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги: задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт по состоянию на 1 декабря 2018 г. составляла 5 502, 75 руб, образовалась за период с 1 января 2018г. по 30 ноября 2018 г, то есть более двух месяцев, а также задолженность по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 декабря 2018 г. составляла 11 752, 69 руб, образовалась за период с 1 июля 2018 г. по 30 ноября 2018 г, то есть более двух месяцев, а также задолженность по квартплате по состоянию на 1 декабря 2018 г. составляла 10 678, 32 руб, образовалась за период с 1 июня 2018 г. по 30 ноября 2018 г, то есть более двух месяцев;
7 сентября 2021 г, при этом по результатам рассмотрения Крикуну Ю.В. была представлена компенсация по оплате за жилищно-коммунальную услугу, отопление, водоснабжение, вывоз мусора. В связи с наличием задолженности по оплате услуги за капитальный ремонт и расходов на содержание общедомового имущества более 2-х месяцев, компенсация по данным видам услуг не предоставлялась.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, что с 1 марта 2022 г. компенсация истцу осуществляется в полном объеме, поскольку задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствует.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о признании незаконными решений КГКУ "УСЗН" по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, принятых в период до 6 сентября 2018 г, заявлены с пропуском срока исковой давности, ответчик - КГКУ "УСЗН" заявил в ходе судебного разбирательства о применении последствий пропуска срока исковой давности, в связи с чем, суд отказал в удовлетворении таких требований по причине пропуска срока исковой давности.
Разрешая требования о признании незаконным отказа по обращению от 12 декабря 2018 г, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с соответствующими заявлениями данные меры предоставлялись только при отсутствии задолженности по коммунальным платежам, а поскольку задолженность по коммунальным платежам у Крикуна Ю.В. имелась, истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда апелляционным определением от 22 ноября 2023 г. оставила без изменения решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что принятые судебные постановления постановлены при неправильном применении норм материального права, выводы судов противоречат установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью первой статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть вторая статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть шестая статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Красноярского края предоставление мер социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе инвалидов I и II групп, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Статьей 7 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 17 части первой статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пунктом третьим статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме компенсаций.
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 2-10.1, 10.3 настоящего Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрены статьей 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно статье 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в редакции Закона Красноярского края от 26 июня 2013 г. N4-1466) субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. (часть первая статьи 20.1)
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. (пункт первый статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804).
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения).
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось. (пункт 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004года N13-2804)
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". (п. 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804).
Решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления документов (сведений) о наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Решение о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, документов (сведений) об отсутствии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки соглашения по ее погашению или документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. (пункты 5 и 6 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004года N13-2804).
В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье 13 настоящего Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению. (пункт 7 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804).
Согласно приведенным нормативным положениям, право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Нормами регионального законодательства, в частности Законом Красноярского края от17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты указанных компенсаций. Так, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт приостанавливается в случае неуплаты инвалидом текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев. Выплата указанной компенсации прекращается, если задолженность по названным платежам не погашена в течение одного месяца с даты направления гражданину уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов. Вместе с тем, если у гражданина, являющегося получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, задолженность по оплате названных расходов образовалась по уважительной причине, выплата компенсации расходов подлежит возобновлению.
Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Между тем судебными инстанциями, разрешившими спор по требованиям Крикун Юрия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося "данные изъяты", о проверке законности отказа в предоставлении ему такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривающих возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине, не учтены. Выводы судебных инстанций о наличии оснований для отказа Крикуну Ю.В. в предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме сделаны без учета фактических обстоятельств дела, причин и периода образования у Крикуна Юрия Васильевича задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, задолженности по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 декабря 2018 года, задолженности по квартплате по состоянию на 1 декабря 2018 года.
Между тем, истец ссылался на наличие уважительных причин образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, задолженности по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 декабря 2018 года и задолженности по квартплате по состоянию на 1 декабря 2018 года, причины образования которой судами не исследовались.
Истец указывал в апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции на наличие уважительных причин образования возникшей задолженности по уплате коммунальных платежей, квартплаты и взносов на капитальный ремонт, ввиду лишения его работы, наличия значительного объёма кредитных обязательств, которые не позволили ему своевременно оплатить задолженность. Между тем, оценка указанным доводам истца судами первой и апелляционной инстанций не дана.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности действий ответчика по отказу в предоставлении компенсаций на оплату жилищно - коммунальных услуг, квартплаты и оплаты взносов на капитальный ремонт по решению органа социального обеспечения от декабря 2018 года нельзя признать обоснованными и соответствующими нормам материального права.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального права, при неполном исследовании всех обстоятельств дела и установлении значимых обстоятельств дела, что является основанием для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо установить причины образования у Крикуна Юрия Васильевича задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг (задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по состоянию на 1 декабря 2018 г, задолженности по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 декабря 2018 года, задолженности по квартплате по состоянию на 1 декабря 2018 года), что явилось основанием для принятия решения об отказе в производстве выплат на оплату жилищно - коммунальных услуг в 2018 году, установить в какой срок истец оплатил указанную задолженность и имеется ли вина истца в ее образовании или причины образования задолженности явились уважительными и объективными.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суду первой инстанции необходимо принять судебное постановление, с учетом правильного применения норм материального права и полного исследования и установления всех значимых для дела обстоятельств.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о пропуске истцом срока исковой давности по оспариванию решений Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения", принятых до 6 сентября 2018года.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу положений части первой статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, Крикун Ю.В. обратился в суд с иском 6 сентября 2021 года. Учитывая, что срок исковой давности применительно к заявленным требованиям составляет три года, то срок обращения с требованиями об оспаривании решений, принятых ответчиком до 6 сентября 2018 года, как верно установили суды, является пропущенным. При этом обращаясь за получением меры социальной поддержки и получая отказ в ее предоставлении, истец не мог не знать о предполагаемом нарушении своего права, каких - либо уважительных причин, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд истцом не указано, о восстановлении срока истец не заявлял.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о пропуске истцом срока исковой давности на обращение с заявленными требованиями в суд относительно решений ответчика, принятых до 6 сентября 2018 года.
Однако, относительно решений ответчика принятых после 6 сентября 2018 года суды не исследовали значимые для дела обстоятельства и неверно применили материальный закон, что является основанием для отмены принятых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 марта 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 ноября 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.