Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н, судей: Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-748/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-010518-94) по иску Архангельской Ольги Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 9 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения Архангельской Ольги Николаевны, представителя истца Измайлова Дмитрия Владимировича, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Архангельская Ольга Николаевна (далее - Архангельская О.Н, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУ ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 ноября 2020 г. Архангельская О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа (в наличии 21 год 05 месяцев 05 дней при требуемом 25 лет).
В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы истца:
- с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г, с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - воспитателем в детском комбинате N 220, так как Списками от 6 сентября 1991 N 463, от 29 октября 2002 г. N781 "детский комбинат" не предусмотрен;
- с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г, с 1 апреля 2011 г. по 30.06.2011 г, с 01 октября 2011 г. 1 по 31 декабря 2011 г, с 21 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г, с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г, с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. - воспитателем в МАОУ "Гимназия N42", так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями; а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 8 сентября 2004 г. по 11 сентября 2005 г. и в отпуске без сохранения заработной платы с 31 июля 1996 г. по 2 августа 1996 г, с 5 января 1999 г. по 06 января 1999 г.; с 09 января 1999 г. по 09 января 1999 г.; с 4 февраля 2013 г. по 15 февраля 2013 г.
20 апреля 2022 г. Архангельская О.Н. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от ДД.ММ.ГГГГ Архангельской О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в виду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности (в наличии 22 года 7 месяцев при требуемом 25 лет).
В специальный стаж истца ответчиком не включены периоды:
- с 29 августа 1994 г. по 25 августа 1997 г. - работа воспитателем в детском комбинате N 220, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N781 "детский комбинат" не предусмотрен;
- с 5 января 1999 г. по 6 января 1999 г, 9 января 1999 г. - работа в Ленинском территориальном отделе управления образования администрации г. Кемерово, так как сведения персонифицированного учета за указанные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда;
- с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; с 21 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г.; с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. - работа в МАОУ "Гимназия N 42", так как сведения персонифицированного учета за указанные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда;
- с 8 сентября 2004 г. по 11 сентября 2005 г. - отпуск по уходу за ребенком;
- с 4 февраля 2013 г. по 15 февраля 2013 г. - отпуск без сохранения заработной платы.
Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным.
С учетом уточнения исковых требований, истец просила признать незаконными решения ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды работы: с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - в должности воспитателя детского комбината N 220; с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. в должности воспитателя муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N42"; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 апреля 2022 г.
В связи с реорганизацией с 1 января 2023 г. Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, с согласия истца судом первой инстанции произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2023 г, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МАОУ "Гимназия N 42".
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 9 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МАДОУ N 5 "Детский сад комбинированного типа".
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 09 июня 2023 г. исковые требования Архангельской О.Н. удовлетворены.
Признаны незаконными решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ N, решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 11 мая 2022 г. N в части отказа зачесть Архангельской О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - воспитателем детского комбината N 220;
- с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. в должности воспитателя муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N 42".
На ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу наложена обязанность включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Архангельской О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы: с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - воспитателем детского комбината N 220; с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. в должности воспитателя муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N 42"; назначить Архангельской О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 20 сентября 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июня 2023 г. изменено в части даты назначения пенсии.
На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу наложена обязанность назначить Архангельской О.Н. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 марта 2022 г. В остальной части решение оставлено без изменения.
ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 9 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 февраля 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Кассатор ссылается на обоснованность и правомерность решений пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов.
На кассационную жалобу Архангельской О.Н. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представители ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу, МАОУ "Гимназия N 42", МАДОУ N 5 "Детский сад комбинированного типа", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Архангельской О.Н, представителя истца Измайлова Д.В, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 ноября 2020 Архангельская О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Кемерово и Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа (в наличии 21 год 05 месяцев 05 дней при требуемом 25 лет).
В специальный стаж ответчиком не были включены, в том числе, следующие периоды работы:
с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г, с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - воспитателем в детском комбинате N 220, так как Списками от 6 сентября 1991 N 463, от 29 октября 2002 г. N781 "детский комбинат" не предусмотрен;
с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г, с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 октября 2011 г. 1 по 31 декабря 2011 г, с 21 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г, с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г, с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. - воспитателем в МАОУ "Гимназия N42", так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями;
20 апреля 2022 г. Архангельская О.Н. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400 - ФЗ.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу N от ДД.ММ.ГГГГ Архангельской О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности (в наличии 22 года 7 месяцев при требуемом 25 лет).
В специальный стаж истца ответчиком не были включены, в том числе, следующие периоды:
с 29 августа 1994 г. по 25 августа 1997 г. - работа воспитателем в детском комбинате N 220, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N781 "детский комбинат" не предусмотрен;
с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; с 21 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г.; с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. - работа в МАОУ "Гимназия N 42", так как сведения персонифицированного учета за указанные периоды представлены работодателем без указания кода особых условий труда;
В этом же решении ответчика указано, что в стаж педагогической деятельности истца включен период ее работы с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2021 г.
Из материалов дела (трудовая книжка, справка N от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в период с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа1997 г. истец работала воспитателем в детском комбинате N 220.
По запросу суда апелляционной инстанции из Управления образования администрации г. Кемерово получен ответ о том, что запись "29 августа 1994 г. - 30 июля 1996 г, 3 августа 1996 г. - 25 августа 1997 г. "Детский комбинат N220" г. Кемерово соответствует названию "Детский сад N220" г. Кемерово.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что в периоды с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г, с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 октября 2011 г. по 31декабря 2011 г, с 21 ноября 2014 г. по 21 ноября 2014 г, с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г, с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. воспитателем в МАОУ "Гимназия N42" истец Архангельская О.Н. работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списками профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе 21 ноября 2014 г. и с 28 марта 2016 г. по 1 апреля 2016 г. находилась на курсах повышения квалификации, с отрывом от работы (приказы от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N). Нахождение на курсах повышения квалификации приравнивается к осуществлению трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, на запрос суда апелляционной инстанции директором МАОУ "Гимназия N42" представлены корректирующие отчеты по форме ОВД-1 за периоды с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г, с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г, с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г, 21 ноября 2014 г. и с 28 марта 2016 г. по 1 апреля 2016 г, согласно которым 25 января 2023 г. работодателем переданы в Пенсионный фонд корректирующие сведения, с пометкой досрочного назначения страховой пенсии (27ПД/1.0ст.)
Эти обстоятельства подтверждаются и представленными в материалы дела по запросу суда апелляционной инстанции сведениями из региональной базы данных на застрахованное лицо Архангельскую О.Н.
По сведениям ответчика, в случае включения по решению суда в стаж педагогической деятельности Архангельской О.Н. периодов, отраженных в судебном запросе (в том числе периода работы с 19 октября 2020 г. по 2 ноября 2020 г. воспитателем в МАОУ "Гимназия N42", который фактически был учтен судом первой инстанции при подсчете специального стажа), стаж педагогической деятельности составит 25 лет на дату 18 сентября 2020 г.
Разрешая спор, установив, что в период с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. истец работала в учреждении относящимся к учреждениям дошкольного воспитания в должности "воспитателя", осуществляя педагогическую деятельность; с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г, с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г, с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г, 21 ноября 2014 г. и с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в образовательном учреждении - МАОУ "Гимназия N42", выполняя норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы в режиме полной рабочей недели, а также находилась в служебной командировке, во время нахождения в которой за истцом сохранялось место работы и заработная плата, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанных спорный периодов, в связи с чем решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа зачесть Архангельской О.Н. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии вышеуказанных периодов работы признаны незаконными.
С учетом вышеизложенного, положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложения 7 к указанному Федеральному закону, суд первой инстанции пришел к выводу, что срок назначения страховой пенсии по старости наступит не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее 20 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в части признания незаконными решений пенсионного органа и включении спорных периодов работы истца в стаж для назначения Архангельской О.Н. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением в указанной части.
Однако, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложения N7 к указанному Федеральному закону, части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установив, что с учетом спорных периодов стаж педагогической деятельности истца составит 25 лет по состоянию на 18 сентября 2020 г, пришел к выводу что истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 18 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (далее по тексту также Правила от 29 октября 2002 г. N781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы истца с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. - воспитателем детского комбината N 220, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из того, что в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. N558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В спорный период работы истца в должности воспитателя в детском комбинате N220 с 29 августа 1994 г. по 30 июля 1996 г. и с 3 августа 1996 г. по 25 августа 1997 г. действовал Общесоюзный классификатор Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР и Государственного комитета СССР по стандартам "Отрасли народного хозяйства", введенный в действие с 1 января 1976 г. и утративший силу с 1 января 2003 г.
В разделе Классификатора "Народное образование" в качестве учреждений дошкольного воспитания, входящих в систему дошкольного образования до 1 января 2003 г, указаны детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки (код 92400).
Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Разделом "Наименование учреждений" Списка предусмотрены "Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)". В разделе "Наименование должностей" Списка названа должность "воспитатель".
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 1.8 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Кроме того, согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N677, дошкольные образовательные учреждения - детские ясли-сад, детский комбинат были переименованы в соответствии с их направленностью - детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида и т.д.
Руководствуясь вышеприведенным законодательством, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что периоды работы истца в качестве воспитателя в детском комбинате подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Само по себе отсутствие в сведениях индивидуального персонифицированного учета указания на выполнение в периоды с 5 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.; с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г.; с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.; 21 ноября 2014 г.; с 28 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. в должности воспитателя муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N 42" педагогической деятельности основанием для отказа во включении в специальный стаж истца данных периодов не является, учитывая, что работодателем представлены корректирующие отчеты по форме ОВД-1 за указанные периоды, с пометкой досрочного назначения страховой пенсии (27ПД/1.0ст.); совокупностью письменных доказательств по делу нашло свое подтверждение выполнение истцом в указанные периоды педагогической деятельности в должности воспитателя в образовательном учреждении - МАОУ "Гимназия N42", выполняя норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы в режиме полной рабочей недели, а также находилась в служебной командировке, во время нахождения в которой за истцом сохранялось место работы и заработная плата, в связи с чем судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о включении указанных периодов в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Иные доводы кассационной жалобы также повторяют позицию ответчика, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда, являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций, были отклонены по мотивам подробно приведенным в обжалуемых судебных актах, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции не допущено.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 9 июня 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.