Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2840/2023 (УИД 22RS0067-01-2023-003190-23) по иску Свириденко Татьяны Алексеевны к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю о включении в выслугу лет периода работы, по кассационной жалобе Свириденко Татьяны Алексеевны на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, возражения на кассационную жалобу представителя ответчика следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю Секерина Д.В, пояснения представителя третьего лица прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Свириденко Татьяна Алексеевна (далее - Свириденко Т.А.) обратилась в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - СУ СК России по Алтайскому краю, ответчик) о включении в выслугу лет периода работы.
В обоснование своих требований указывала на то, что Свириденко Т.А. в период с 5 января 1983 г. по 6 сентября 1993 г. работала в органах прокуратуры, с 7 сентября 1993 г. по 24 января 1997 г. проходила обучение в Алтайском государственном университете, с 24 января 1997 г. по 5 октября 1999 г. работала в органах прокуратуры, с 24 января 2000 г. по 11 октября 2007 г. проходила гражданскую службу в государственной инспекции труда в Алтайском крае, с 15 октября 2007 г. по 26 апреля 2023 г. проходила службу в СУ СК России по Алтайскому краю.
Общий трудовой стаж составил 44 года 8 месяцев 2 дня, из которых 13 лет 4 месяца 12 дней - выслуга лет в органах прокуратуры на должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. Однако при исчислении выслуги лет ответчиком не был включен период работы истца с 5 января 1983 г. по 6 сентября 1993 г.
Свириденко Т.А. полагает, что в выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации засчитывается время их службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном порядке) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям". Такой зачет при увольнении истца со службы кадровым подразделением ответчика произведен не был.
Свириденко Т.А. находит действия ответчика незаконными.
Свириденко Т.А. просила суд включить в выслугу лет период ее работы с 5 января 1983 г. по 6 сентября 1993 г. в должности заведующей канцелярии прокуратуры г. Барнаула.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 декабря 2023 г. исковые требования Свириденко Т.А. к СУ СК России по Алтайскому краю о включении в выслугу лет периода работы оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 февраля 2024 г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Свириденко Т.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Свириденко Т.А, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство СУ СК России по Алтайскому краю об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Свириденко Т.А. на основании приказа от 5 января 1983 г. N22 принята на работу заведующей канцелярией прокуратуры г. Барнаула. Приказом от 6 сентября 1993 г. N17 уволена из прокуратуры г. Барнаула.
В период с 7 сентября 1993 г. по 23 января 1997 г. Свириденко Т.А. проходила обучение в Алтайском государственном университете.
На основании приказа от 27 января 1997 г. N11 Свириденко Т.А. с 24 января 1997 г. принята на должность прокурора отдела в прокуратуру Алтайского края.
На основании приказа от 15 июля 1999 г. N42 Свириденко Т.А. с 15 февраля 1999 г. назначена на должность помощника прокурора Октябрьского района г. Барнаула, на основании приказа от 29 июня 1999 г. N180 переведена с 30 июня 1999 г. на должность прокурора отдела по надзору за предварительным расследованием преступлений.
5 октября 1999 г. Свириденко Т.А. освобождена от занимаемой должности из органов прокуратуры в связи с увольнением по собственному желанию.
С 24 января 2000 г. по 11 октября 2007 г. истец проходила гражданскую службу в государственной инспекции труда в Алтайском крае.
В период с 15 октября 2007 г. по 15 января 2011 г. истец проходила службу в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Алтайскому краю, с 15 января 2011 г. по 26 апреля 2023 г. в СУ СК России по Алтайскому краю.
Приказом СУ СК России по Алтайскому краю от 14 марта 2023 г. N38-к истец Свириденко Т.А. уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" с 26 апреля 2023 г, выслуга лет составила в календарном исчислении - 20 лет 4 месяца 24 дня.
Из расчета выслуги лет Свириденко Т.А. следует, что период с 5 января 1983 г. по 6 сентября 1993 г. в должности заведующей канцелярии прокуратуры г. Барнаула не включен в выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в должности заведующей канцелярии прокуратуры г. Барнаула в выслугу лет для назначения пенсии.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" установлено, что Следственный комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом (части 1 - 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 411 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 2 которых предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается время службы (работы, обучения) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение об исчислении выслуги лет).
В пункте 1.1 Положения об исчислении выслуги лет указаны периоды службы (работы, учебы) которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, в частности к ним отнесены периоды службы (работы) в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что список должностей, которые входят в понятие "прокуроры и следователи" определен в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям", которым зачет периодов работы в органах прокуратуры в должности заведующей канцелярии не предусмотрен.
Выводы судов о том, что периоды работы сотрудников в органах прокуратуры могут быть зачтены в выслугу лет для назначения пенсии только тем сотрудникам, работа которых осуществлялась в должностях, указанных в пункте 3 Положения об исчислении выслуги лет основаны на правильном применении норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, спорный период не относится и к периодам работы, поименованным в пункте 1.1 Положения об исчислении выслуги лет.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 22 (действовавшим до 1 января 2007 г.) было утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, пунктом 2.1.1 которого предусматривалось, что в выслугу лет для доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включается служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. Выслуга исчисляется с даты назначения на должность, предусматривающую присвоение классного чина.
Аналогичное изложенным выше правилам исчисление выслуги лет было закреплено в Положении о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 декабря 2006 г, а также в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 213 "Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации", действующем в настоящее время. Этим же приказом определено, что выслуга лет, установленная на основании ранее действовавших положений, сохраняется, если это не ухудшает положения работников.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что в выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации для установления доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска засчитываются периоды работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено различное правовое регулирование при исчислении выслуги лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации для установления доплаты за выслугу лет, куда включаются периоды работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов, и при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, куда включаются периоды работы в должностях, указанных в пункте 3 Положения об исчислении выслуги лет.
Судами правомерно указано, что присвоение на основании приведенных выше норм истцу классных чинов в период службы не может расширить круг лиц, предусмотренных пунктом 3 Постановления от 12 августа 1994 г. N 942, который содержит исчерпывающий перечень должностей, служба на которых дает право на пенсию, назначаемую в соответствии с настоящим Положением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 4 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Свириденко Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.