Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-129/2024 (УИД 23OS0000-01-2023-001038-39) по административному исковому заявлению акционерного общества комбинат строительных материалов "Первомайский" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2024 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество комбинат строительных материалов "Первомайский" (далее - АО КСМ "Первомайский") обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанных земельных участков. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки Касьянова" (далее - ООО "Бюро оценки Касьянова") ФИО6 в отчете об оценке от 13 сентября 2023 г. N 611-23, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком арендной платы за пользование земельными участками, размер которой исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2024 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 86775000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 50616000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 33193000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 35276000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 45226000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 65277000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 50162000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 58141000 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 61164000 рублей; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков определено 17 ноября 2023 г.; указан период применения установленной судом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N - с 1 января 2023 г. до 5 декабря 2023 г.
Не согласившись с решением суда, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В подтверждение приведены доводы, указывающие на то, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Представитель полагает, что положенное в основу решения суда заключение эксперта не могло быть принято судом в качестве допустимого доказательства. Обращает внимание на пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р "Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями", в соответствии с которым судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости должны проводиться исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Снижение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению наполняемости бюджета.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме.
Представитель административного истца направил в адрес суда апелляционной инстанции ходатайство с просьбой о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150, части 4 статьи 247, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 950436 +/- 1707 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Краснодарский край, в 360 м на юго-запад от земельного участка с почтовым адресом: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "недропользование";
- с кадастровым номером N, площадью 40985 +/- 70, 86 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 25184 +/- 278 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 26990 +/- 288 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 35951 +/- 332 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 55086 +/- 411 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 44948 +/- 371 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 53340 +/- 404 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку";
- с кадастровым номером N, площадью 55452 +/- 412 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: "адрес", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для производства строительных материалов, под промышленную застройку" (далее - земельные участки).
По условиям договоров аренды плата за пользование земельными участками осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 г. N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 95956018, 56 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 56211747, 2 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 34948844, 16 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 37760089, 6 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 49970451, 96 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 75441378, 72 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 54914320, 04 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 64426719 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 74507525, 28 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21, 17, 20, 19 декабря 2022 г.
В последующем, после государственного кадастрового учета изменений сведений о категории земель с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли населенных пунктов" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N была определена новая кадастровая стоимость (дата начала применения - 5 декабря 2023 г.) в следующих размерах: для земельного участка с кадастровым номером N - 41018688, 18 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 38580666, 32 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 39583080, 6 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N - 40511567, 64 рублей.
Как правильно констатировано судом первой инстанции оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N на момент рассмотрения административного дела являлась архивной.
Вместе с тем принимая во внимание, что АО КСМ "Первомайский" является арендатором вышеуказанных земельных участков, результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе архивной, затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы, исчисляемой исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 13 сентября 2023 г. N 611-23, выполненный оценщиком ООО "Бюро оценки Касьянова" ФИО7 (далее - отчет об оценке), из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2022 г. составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 44613466 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 30628091 рубль;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 20123779 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 21566899 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 27484899 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 40219941 рубль;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 33589640 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 38945134 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 40487169 рублей.
Исследовав отчет об оценке земельных участков, в связи с возникшими сомнениями в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Консалт" (далее - ООО "Атлас-Консалт").
Заключением эксперта ООО "Атлас-Консалт" ФИО8 от 20 января 2024 г. N 193-1013 (далее также - заключение эксперта) рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2022 г. определена в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 86775000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 50616000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 33193000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 35276000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 45226000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 65277000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 50162000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 58141000 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 61164000 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта.
Отчет об оценке судом обоснованно не принят в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков. Приведенные в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости земельных участков опровергнуты результатами судебной оценочной экспертизы, в соответствии с которыми представителем административного истца уточнены заявленные требования.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта получило должную оценку суда, по результатам которой суд первой инстанции правомерно констатировал, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется, с приведением тому в обжалуемом решении убедительных суждений, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции. При этом принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положенное в основу выводов суда о рыночной стоимости земельных участков заключение эксперта отвечает требованиям, предусмотренным как КАС РФ, так и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в силу которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7), проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме и дает заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
Данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки вышеуказанного экспертного заключения и иных выводов о действительной рыночной стоимости земельных участков.
Определение экспертом рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода и методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия земельных участков от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Отказ от применения иных подходов к оценке рыночной стоимости земельных участков экспертом обоснован.
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость земельных участков лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Ссылка автора апелляционной жалобы на распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р "О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями" не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку указанный перечень не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицам, обладающим специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В целом апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судом апелляционной инстанции также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июня 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.