Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Гылкэ Д.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-59/2024 (УИД 23OS0000-01-2023-000843-42) по административному исковому заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Езубова Александра Ивановича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости
по апелляционным жалобам департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Динской район на решение Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 г, которым административное исковое заявление удовлетворено,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Езубов А.И. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанных земельных участков. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Линия бизнеса" Изотовой Ю.В. в отчете об оценке от 15 августа 2023 г. N 100/23, что нарушает права административного истца как арендатора указанных земельных участков, поскольку влечет необоснованное увеличение арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 г, постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 3983950 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 977255 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 34844698 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 21079799 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 1428108 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 3223644 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 2565452 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 1598531 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 5385289 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 10160684 рублей; кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 г..в размере 24281944 рублей; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков определено 28 сентября 2023 г..; с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Езубова Александра Ивановича в пользу Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России) взысканы судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 360910 рублей.
Не согласившись с решением суда, представители департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Динской район подали на него апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В подтверждение приводят доводы, указывающие на то, что кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Полагают, что положенное в основу решения суда заключение эксперта не могло быть принято судом в качестве допустимого доказательства. Снижение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению наполняемости бюджета.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края также сослался на пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р "Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями", в соответствии с которым судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости должны проводиться исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Относительно апелляционных жалоб представителем административного истца поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 2 статьи 150, части 4 статьи 247, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административный истец на основании договоров аренды, заключенных с администрацией муниципального образования Динской район, является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью 257029 +/- 4436 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- с кадастровым номером N, площадью 57860 +/- 1210 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- с кадастровым номером N, площадью 2248045 +/- 13119 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира "адрес", "адрес"", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- с кадастровым номером N, площадью 1359987 +/- 10204 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- с кадастровым номером N площадью 92136 +/- 2659 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 207977 +/- 3990 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" "адрес" "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 165513 +/- 3560 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 103131 +/- 2810 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" "адрес" "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 347438 +/- 5158 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 655528 +/- 7084 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
- с кадастровым номером N, площадью 1566577 +/- 10952 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес" "адрес" участок N 4, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее также - земельные участки).
По условиям договоров аренды плата за пользование земельными участками осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 г. N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края" в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 4518569, 82 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1128270 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 38846217, 60 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 23609374, 32 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1796652 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3681192, 90 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2951096, 79 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1782103, 68 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 6389384, 82 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11327523, 84 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 27994730, 99 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10, 15, 23, 26 декабря 2022 г.
Принимая во внимание, что Езубов А.И. является арендатором земельных участков, результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке от 15 августа 2023 г. N 100/23, выполненный оценщиком ООО "Линия бизнеса" ФИО9. (далее - отчет об оценке), из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2022 г. составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2857134 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 728747 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 17976717 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 10875272 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1160453 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2311872 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1839843 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1146404 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3441373 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 6493005 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 12527290 рублей.
Исследовав отчет об оценке земельных участков, в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке на соответствие требованиям действующего законодательства, а в случае несоответствия - определения рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручил эксперту ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России ФИО10 от 24 ноября 2023 г. N 4595/5-4-23-27.2 (далее - заключение эксперта) отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2022 г. определена в следующих размерах:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3983950 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 977255 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 34844698 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 21079799 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1428108 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 3223644 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 2565452 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 1598531 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 5385289 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 10160684 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 24281944 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта.
С учетом выводов судебной оценочной экспертизы отчет об оценке судом обоснованно не принят в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимости земельных участков.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта получило должную оценку суда, по результатам которой суд первой инстанции правомерно констатировал, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется, с приведением тому в обжалуемом решении убедительных суждений, оснований не согласиться с которыми суд не находит.
Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции. При этом принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положенное в основу выводов суда о рыночной стоимости земельных участков заключение эксперта отвечает требованиям, предусмотренным как КАС РФ, так и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в силу которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7), проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме и дает заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
Данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Относительно доводов апелляционных жалоб о несогласии с решением суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки вышеуказанного экспертного заключения и иных выводов о действительной рыночной стоимости земельных участков.
Определение экспертом рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода и методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия земельных участков от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Отказ от применения иных подходов к оценке рыночной стоимости земельных участков экспертом обоснован.
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость земельных участков лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судья не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Ссылка автора апелляционной жалобы на распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р "О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями" является несостоятельной, так как в рамках настоящего административного дела судебная оценочная экспертиза проведена экспертом федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации, состоящим в должности государственного судебного эксперта данного учреждения, и кроме того, в целом не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку вышеуказанный перечень не исключает возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицам, обладающим специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Доводы апелляционных жалоб о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В целом апелляционные жалобы не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судом апелляционной инстанции также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июня 2024 г.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.