Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в защиту акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов по пожарному надзору Алексеева А.Ю. от 29 августа 2023 года N 38, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 ноября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт",
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов по пожарному надзору Алексеева А.Ю. от 29 августа 2023 года N 38, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 ноября 2023 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года, юридическое лицо - акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Ванинский морской торговый порт", АО "Порт Ванино", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Безденежных Ю.Ю. в защиту АО "Ванинский морской торговый порт" просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, настаивая на наличие по делу исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.
Изучив доводы жалобы, истребованные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со статьей 37 Закона о пожарной безопасности предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
В силу части 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (далее по тексту Технический регламент).
Как установлено по делу, на основании решения Ванинского транспортного прокурора от 22 марта 2023 года заместителем Ванинского транспортного прокуратура совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ванинскому и Советско-Гаванскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Хабаровскому краю проведена проверка исполнения АО "Порт Ванино" законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлены следующие нарушения:
- территория ППУ-2 АО "Порт Ванино" не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормами. На территории имеется лишь 2 ПГ (ПГ N 14 и ПГ N 15 возле административного здания причала N 15). Вместе с тем на территории контейнерной площадки, а также площадок хранения угля ППУ-2 пожарные гидранты отсутствуют. Пожарный гидрант N 16 демонтирован. Территория ППУ-1 не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с нормами. Пожарный гидрант N 10 (склад N 7) демонтирован. На территории площадок хранения угля ППУ-1 пожарные гидранты отсутствуют (нарушение требований части 1 статьи 68 Технического регламента, пунктов 8.9, 8.10, 5.7 СП 8.13130.2020);
- пожарный гидрант N 1 (территория складских зданий ОСОб) не исправен (перемерз). Пожарные гидранты N 2, N 3 не обеспечивают требуемый расход воды на пожаротушение. Пожарный гидрант N 7а неисправен (нет возможности установки пожарной колонки, сдвинута плита) (нарушение пункта 48 Правил противопожарного режима);
- инструкция о мерах пожарной безопасности на объектах АО "Порт Ванино", утвержденная приказом генерального директора Рогова В.Н. от 17 ноября 2021 года N 1418, не переработана с учетом смены должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность на объектах (пункт 1.15 Инструкции), а также с учетом пункта 3 Правил противопожарного режима и приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (пункты 1.11- 1.13 Инструкции) (нарушение пунктов 3, 4 Правил противопожарного режима);
- не осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (деревянные конструкции чердачных помещений), не реже 1 раза в год. Согласно представленным документам, проверка проводилась 9 октября 2020 года (нарушение пункта 13 Правил противопожарного режима);
- не обеспечено в полной мере наличие знаков пожарной безопасности в административных, производственных и складских помещениях и зданиях организации (пути эвакуации, обозначение места нахождения первичных средств пожаротушения, ручных пожарных вещателей) (нарушение пунктов 23, 36 Правил противопожарного режима);
- не в полной мере обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Технического регламента (нарушение пункта 12 Правил противопожарного режима);
- территории склада ГСМ и автобазы не оборудованы наружным противопожарным водоснабжением (нарушение статьи 68 Технического регламента, пункта 5.3. СП.8.13130.2020);
- для отделки стен на путях эвакуации в административном здании автобазы применяются горючие материалы (нарушение части 6 статьи 134 Технического регламента);
- поэтажные двери в административном здании автобазы открываются не по ходу эвакуации (нарушение статьи 52 Технического регламента, пункта 4.2.22. СП.1.13130.2020);
- помещения административного здания автобазы не отделены от помещений ремонтного бокса противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30 (нарушение статьи 59 Технического регламента (табл. 23, табл. 24);
- для хранения специальной одежды персонала организации, работающего с ЛВЖ и ГЖ, применяются деревянные шкафы (нарушение пункта 19 Правил противопожарного режима);
- не заключен договор на ремонт и техническое обслуживание систем наружного противопожарного водоснабжения, внутреннего противопожарного водопровода (нарушение пунктов 48, 54 Правил противопожарного режима);
- в помещении на корпусе огнетушителей ОП-8(з)АВСЕ-01 NN 12-17 отсутствует информация о проверке, зарядке (перезарядке) (нарушение пунктов 60, 407 Правил противопожарного режима);
- установлены факты хранения посторонних предметов в ящиках с песком, нарушения герметичности крышек, приведшей к попаданию влаги (осадков) в ящик, а также отсутствие в них песка (нарушение пункта 413 Правил противопожарного режима).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО "Порт Ванино" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и в настоящей жалобе не оспаривается.
Приводя в настоящей жалобе доводы о том, что судами без должных к тому оснований не усмотрено исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного административного наказания по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, заявитель не приводит к тому правовых подтверждений.
Снижение назначенного административного штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией статьи, по которой юридическое лицо признано виновным, в соответствии с требованиями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ является правом судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении или жалобу, протест на постановление и (или) решение по делу. При этом в силу закона должны быть установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Не находя основанной на законе возможности для изменения назначенного юридическому лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 кодекса административного штрафа, судья районного суда обоснованно учел характер правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства по защите жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества. Угроза причинения от пожара существенного вреда жизни и здоровью людей, материальному благополучию при наличии выявленных недостатков противопожарного состояния принадлежащего Обществу имущества, отсутствии необходимого количества исправных гидрантов, ненадлежащего содержания первичных средств пожаротушения, отделке стен административных зданий горючими материалами очевидна.
Включение в план устранения выявленных недостатков в последнем квартале 2023 года, о чем заявлено в настоящей жалобе, об исключительности обстоятельств по делу в смысле вышеприведенных положений статьи 4.1 КоАП РФ не свидетельствует.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено полно, всесторонне, объективно.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя главного государственного инспектора Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов по пожарному надзору Алексеева А.Ю. от 29 августа 2023 года N 38, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 ноября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу Безденежных Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, установленные в ходе проверки. Размер штрафа был признан обоснованным, поскольку отсутствовали исключительные обстоятельства для его снижения. Суд отметил важность соблюдения норм пожарной безопасности для защиты жизни и здоровья граждан. Жалоба на решение оставлена без удовлетворения.