Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицких С.М. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании локального нормативного акта, по кассационной жалобе Грицких С.М. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 11 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения Грицких С.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика - Ваганова Р.С, поддержавшего доводы возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грицких С. М. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - УТ МВД России по ДФО), указав, что он проходит службу в УТ МВД России по ДФО в должности старшего эксперта экспертно - криминалистического центра, в звании майора полиции. 15.05.2023 УТ МВД России по ДФО издан приказ N "О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки", которым утверждена Инструкция по организации деятельности дежурной смены и совместной оперативно-служебной деятельности суточного наряда УТ МВД России по ДФО при раскрытии преступлений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции в состав суточного наряда включается следственно - оперативная группа (далее - СОГ). В силу занимаемой должности истец включается в график суточного дежурства в составе СОГ в качестве специалиста по осмотру места происшествия.
Инструкция содержит отдельные положения, противоречащие приказу УТ МВД России по ДФО от 01.02.2021 N, приказу МВД России от 01.02.2018 N, Федеральному закону от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Трудовому кодексу РФ, разъяснениям МВД России.
В соответствии с пунктами 3, 7, 9, 12 Инструкции сотрудникам, входящим в состав СОГ, установлен суточный режим несения службы с8 часов 45 минут до 8 часов 45 минут следующих суток. С перерывом в течение служебного дня с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Вместе с тем, указанный перерыв фактически гарантированно не предоставляется, так как в случае получения информации о противоправных деяниях сотрудники СОГ обязаны выезжать на место происшествия в любое время, в том числе и во время перерыва. При учете служебного времени представитель нанимателя время перерыва не учитывает.
Ранее действовавшие нормативные акты ответчика не содержали правил о перерыве, поэтому все время несения дежурства учитывалось в качестве служебного.
Пункт 6 Инструкции устанавливает обязанность истца сообщать в дежурные сутки (во время дежурства) номер своего телефона для связи с дежурной частью, что не соответствует приказам МВД России от 29.04.2015 N дсп, от 15.11.2021 N дсп, возлагающими обязанность по обеспечению средствами связи на дежурную часть. Кроме того, в силу статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Пунктом 12 Инструкции определено, что во время дежурства сотрудник осуществляет службу на рабочем месте с 8 часов 45 минут до 18 часов 00 минут по месту дислокации подразделения, а после 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток местом несения службы определено место жительства сотрудника. Этим же пунктом Инструкции на сотрудника возложена обязанность организовывать бесперебойную работу телефонной связи во время несения службы, что не соответствует приказам МВД России от 29.04.2015 N дсп, от 15.11.2021 N дсп, статье 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Правила, установленные пунктами 12 - 15 Инструкции, позволяют ответчику признавать время несения службы в ходе дежурства по месту жительства сотрудника с 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут в качестве неслужебного.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просил суд признать недействующим с 01.06.2023 пункт 12 Инструкции в части установления перерыва в течение служебного дня с13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, определения места службы сотрудника во время дежурства по месту его жительства с 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток, возложения на сотрудника обязанности по обеспечению телефонной связи с дежурной частью УТ МВД России по ДФО.
Признать недействующими с 01.06.2023 пункты 6, 13, 14, 15 Инструкции.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 11 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2024 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Грицких С.М. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела. Полагает, что судами не дана оценка тому, что до внесение изменений в локальный нормативный акт действовали аналогичные нормативные акты, изданные на абсолютно аналогичных нормах закона и нормативных актах МВД России, и которые не изменялись, и соответствовали действующему законодательству и нормативным актам МВД России, и не вызывали "конфликтных" ситуаций. Указывает, что отдельные положения принятого ответчиком локального нормативно правового акта - инструкция суточного наряда, не соответствует действующим федеральным законам и нормативно-правовым актам МВД России, имеющим большую юридическую силу. Настаивает на том, что истец не был освобожден от исполнения служебных обязанностей с 13.00 часов до 14.00 часов в период несения службы в составе суточного наряда УТ МВД России по ДФО, и в указанное время он исполнял и исполняет служебные обязанности, поскольку ответчиком не предусмотрено предоставление ему и другим сотрудникам сменщика на период перерыва, и его невозможно предусмотреть в силу специфики несения службы суточного наряда следственно-оперативной группы. Выражает несогласие с установлением места службы с 18.00 часов по 08.45 часов следующих суток по месту жительства, и принятия мер по обеспечению бесперебойной работы телефонной связи с дежурной частью УТ МВД России по ДФО. Настаивает на том, что судами не дана оценка всем его доводам по каждому из требований искового заявления.
В возражениях на кассационную жалобу УТ МВД России по ДФО указало на отсутствие оснований для отмены судебных постановлений.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" регламентированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: Конституцией РФ; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ).
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса РФ следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты.
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении, в том числе, следующего положения: обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена в подпункте "б" пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 06.06.1995 N 7-П, определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 25.11.2010 1547-О-О).
Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении в том числе следующего положения: обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов дел, Грицких С.М. проходит службу в УТ МВД России по ДФО в должности старшего эксперта экспертно - криминалистического центра, в звании майора полиции.
Приказом УТ МВД России по ДФО от 15.05.2023 N 239"О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки" утверждена Инструкция по организации деятельности дежурной смены и совместной оперативно-служебной деятельности суточного наряда УТ МВД России по ДФО при раскрытии преступлений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции в состав суточного наряда включается следственно - оперативная группа (далее - СОГ).
В силу занимаемой должности истец периодически подлежит включению в график суточного дежурства в составе СОГ в качестве специалиста по осмотру мест происшествия.
Пунктами 3, 7, 9, 12 Инструкции сотрудникам, входящим в состав СОГ, установлен суточный режим несения службы с 8 часов 45 минут до 8 часов 45 минут следующих суток, с перерывом в течение служебного дня с13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.
Пункт 6 Инструкции устанавливает обязанность сотрудника сообщать в дежурные сутки (во время дежурства) номер своего телефона для связи с дежурной частью.
Пунктом 12 Инструкции определено, что во время дежурства сотрудник осуществляет службу на рабочем месте с 8 часов 45 минут до18 часов 00 минут по месту дислокации подразделения, а после 18 часов 00 минут до 8 часов 45 минут следующих суток местом несения службы определено место жительства сотрудника. Этим же пунктом Инструкции на сотрудника возложена обязанность организовывать бесперебойную работу телефонной связи во время несения службы.
По мнению истца, указанные положения Инструкции противоречат Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральному закону от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Трудовому кодексу Российской Федерации, приказам МВД России от 29.04.2015 N дсп, от 15.11.2021 N дсп, приказу МВД России от 01.02.2018 N, приказу УТ МВД России по ДФО от 01.02.2021 N.
Приказом УТ МВД России по ДФО от 19.09.2023 N внесены изменения в приказ УТ МВД России по ДФО от 15.05.2023 "О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки", согласно которым пункт 12 Инструкции изложен в следующей редакции: "несение службы в составе дежурной СОГ осуществляется ежесуточно с 09 часов 00 минут до 09 часов 00 минут следующих суток в соответствии с графиком дежурства суточного наряда. Краткосрочные перерывы для приема пищи и отдыха установлены с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, с 01 часа 00 минут до 04 часов 00 минут. На сотрудников дежурной СОГ возложены обязанности по обеспечению телефонной связи с дежурной частью. Место нахождения сотрудников СОГ во время дежурства установлено по месту дислокации структурного подразделения. Убытие сотрудников с рабочего места во время дежурства допускается по согласованию с ответственным по руководству. Пункты 13, 14, 15 Инструкции отменены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что обжалуемые положения Инструкции, утвержденной приказом УТ МВД России по ДФО от 15.05.2023 N "О некоторых вопросах организации дежурства руководящего состава УТ МВД России по ДФО, контролю за работой дежурных частей, подразделений и служб в дежурные сутки", не противоречат требованиям действующего федерального законодательства и подзаконным нормативно-правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Указанные доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в судебных постановлениях, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Вопреки доводам заявителя, оспариваемой Инструкцией установлены правила внутреннего служебного распорядка территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, что соответствует положениям Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Между тем, Инструкция является локальным нормативным документом, принятым территориальным органом исполнительной власти в пределах компетенции и выражающим волю работодателя (представителя нанимателя), а также принимая во внимание, что Инструкция не ухудшает положение истца по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не нарушает права истца, судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
А иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 11 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грицких С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.