Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрела в судебном заседании дело гражданское дело по иску заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Селедейкина А.М. к Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе представителя Селедейкина А.М. - Зимиревой А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 19 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, представителей Селедейкина А.М. - Зимиреву А.М, Зелюнко П.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика - Гриколова А.Е, прокурора Плетневой С.В, указавших на отсутствие оснований для отмены апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах Селедейкина А.М. к Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края, указав, что по обращению Селедейкина А.М. о восстановлении права на обеспечение жилым помещением прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Селедейкин А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с апреля 1986 года по 27.06.1995 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать умерла в 1986 году, местонахождение отца неизвестно. В связи со смертью матери Селедейкин А.М. и его сестра Зимирева А.М. были помещены в Шолотскую вспомогательную школу-интернат Зайграевского района республики Бурятия, где Селедейкин А.М. находился до 1990 года. Из интерната Селедейкина А.М. забрал брат матери, при этом опеку над племянником он не оформлял, документы из интерната не забирал. В последующем Селедейкин А.М. длительное время проживал у сестры - Зимиревой А.М. Указанные обстоятельства установлены решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 10.10.2022 года. Уполномоченные учреждения - интернат и орган опеки и попечительства с иском о лишении родительских прав отца в суд не обращались, тем самым не приняв мер к защите прав Селедейкина А.М.
До 2022 года с заявлением об обеспечении жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей, истец не обращался по причине неосведомленности о своем правовом статусе, отсутствия необходимых документов. По заявлению Селедейкина А.М. от 14.04.2022 о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ответчиком принято решение, оформленное приказом от 01.02.2023 N-П, об отказе во включении в данный Список в связи с отсутствием юридически значимых документов.
Просил возложить на ответчика обязанность включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, одновременно просил восстановить срок для подачи заявления.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 сентября 2023 года, исковые требования удовлетворены.
На Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Селедейкина А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 19 февраля 2024 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представитель Селедейкина А.М. - Зимирева А.М. просит об отмене апелляционного определения. Указывает, что ни опекуны, ни руководство учреждения, где воспитывался Селедейкин А.М. не позаботились о том, чтобы у подопечного ребенка был статус ребенка-оставшегося без попечения родителей, а в силу своего возраста и умственного развития самостоятельно разобраться в своих жилищных правах Селедейкин А.М. был не в состоянии. Ранее обратиться с заявлением о включении его в список, истец не имел возможности, поскольку только решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 10.10.2022 установлен факт родительского попечения над Селедейкиным А.М. в период с апреля 1986 года по 27.06.1995. В связи с чем, полагает, что судом апелляционной инстанции принято неверное решение.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края указало на отсутствие оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы гражданского дела, доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что то гарантируемая поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей по их заявлениям, до достижения возраста 23 лет. До достижения 23 лет Селедейкин А.М. не подал заявление о включении в список. Причины, по которым он не подавал заявления после достижения 23 лет, уважительными не являются.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы суда апелляционной инстанции находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (до, изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судами и следует из материалов дела, юридический факт отсутствия родительского попечения над Селедейкиным А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с апреля 1986 года по 27.06.1995 (с 8 до 18 лет) установлен решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 10.10.2022, вступившим в законную силу 18.11.2022.
Согласно представленным в материалы дела сведениям, матерью Селедейкина А.М. являлась Раднаева З.Ж, отцом - Селедейкин М.Г, которые состояли в браке в период с 15.11.1978 по 08.07.1983. После расторжения брака родителей отношения с отцом истец и его сестра ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не поддерживали. Мать истца Раднаева З.Ж. умерла 03.04.1986, отец Селедейкин М.Г. - 28.01.2008.
В период с 01.09.1984 истец проходил обучение в ГБОУ "Галтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", откуда в 1986 году выбыл в Шолотскую вспомогательную школу-интернат Заиграевского района Республики Бурятия.
Из ответа администрации ГСУВОУ "Республиканская специальная образовательная школа закрытого типа" от 11.04.2022 следует, что Шолотская вспомогательная школа-интернат существовала с 1961 года по 01.11.2000. При реорганизации Республиканской специальной коррекционной школы - интернат VIII вида в Республиканскую специальную образовательную школу для детей, совершивших уголовные преступления или деяния, все документы были переданы в архив Заиграевского района. ГСУВОУ "Республиканская специальная образовательная школа закрытого типа" сведения на Селедейкина А.М. предоставить не имеет возможности.
Согласно ответу архивного отдела администрации МО "Заиграевского района" от 18.04.2022, документы Шолотской вспомогательной школы-интерната на государственное хранение в архив не сданы. Личными сведениями на граждан, сведениями, указывающими на период обучения в Шолотской вспомогательной школе-интернате, об утрате в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения архивный отдел не располагает.
Из пояснений свидетеля ФИО13 следует, что после смерти матери в 1986 году она и брат Селедейкин А.М. проживали в интернате, в 1990 году она забрала брата из интерната, они стали жить у дяди.
С 1990 по 1993 годы (с 13 до 16 лет) Селедейкин А.М. проживал без регистрации по адресу: "адрес", с 1993 по 1996 годы (с 16 до 19 лет) истец проживал без регистрации в "адрес" в период с 1999 по 2014 годы Селедейкин А.М. проживал по адресу: "адрес".
14.06.1996 осужден Курумканским районным судом республики Бурятия по ч.2 ст. 144 УК РСФСР к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года без конфискации имущества, с отсрочкой исполнения наказания на 2 года.
02.06.2008 постановлением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ уголовное преследование и уголовное дело в отношении Селедейкина А.М, совершившего преступление, предусмотренное п. "б" ч.2 ст. 158 УК РФ, прекращено на основании ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с примирением с потерпевшим.
Из ответа УВМ УМВД России по Камчатскому краю от 05 сентября 2023 года следует, что 18.06.2012 отделом УФМС России по Республике Бурятия в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, 29.04.2019 отделением по оказанию государственных услуг в сфере миграции ОВМ ОП N2 УМВД России по г. Улан-Удэ, 30.09.2022 УМВД России по Камчатскому краю Селедейкину А.М. выдавался паспорт.
С 13.01.2014 Селедейкин А.М. зарегистрирован по адресу: "адрес", и являлся собственником 1/5 доли указанного дома, общей площадью 28, 3 кв. м, с14.07.2015 по 30.09.2020.
15.03.2022 Селедейкин А.М. заключил договор найма жилого помещения по адресу: "адрес", по указанному адресу зарегистрирован с 17.03.2022.
По сообщениям администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25.03.2022 и администрации Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 27.04.2022 Селедейкин А.М. в списке детей-сирот, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жилым помещением не состоит, ранее в органы опеки и попечительства с заявлением о включении в список не обращался, договор социального найма с истцом не заключался.
Из ответа Республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" от 24.03.2023 следует, что в сводном списке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, Селедейкин А.М. не значится, ранее ему не предоставлялось жилое помещение по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия.
В ЕГРН отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимости у Селедейкина А.М.
08.12.2022 Селедейкин А.М. обратился в Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
Письмом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 03.02.2023 Селедейкин А.М. уведомлен об отказе в удовлетворении заявления ввиду отсутствия документов о его местонахождении в период с 1999 по 2014 годы.
На момент наступления совершеннолетия истца (27.06.1995) порядок и процедура принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировались положениями Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 06.07.1991) было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).
В соответствии с пунктом 12 действовавших в указанный период Правил "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (далее Правила N 335), для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.
Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (п.11 Правил N 335).
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан определяется в правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений (п. 22 Правил N 335).
Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пп. "б" п.25 Правил N 335).
Согласно положению пункта 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1987 N 872, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
27.12.1996 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в преамбуле которого указывается, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
На момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ Селедейкину А.М. исполнилось 19 лет, в 2000 году истец достиг возраста 23 года.
При таких данных, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельств.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд апелляционной инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 19 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Селедейкина А.М. - Зимиревой А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.