Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4/2024 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании нормативного правового акта недействующим в части
с апелляционной жалобой Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области и администрации Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области Андреевой А.С, и.о. председателя Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области Намоловой В.А, представителя Федерального агентства лесного хозяйства Королевой Д.П, представителя Думы Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и мэра Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области Дамдинцыренова Б.Б, представителя администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области Травкина А.В, представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А, представителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Попова А.Б, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим решение Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области - Думы сельского поселения от 26 декабря 2013 года N 38 "Об утверждении генерального плана и правил застройки и землепользования Онгуренского муниципального образования" (в редакции решения Думы Онгуренского муниципального образования от 13 марта 2023 года N 21) в части включения в границы населенного пункта д. Кочерикова лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Ольхонского лесничества Ольхонского участкового лесничества Ольхонской дачи, квартал 79, выдел 24ч, площадью 31 455 кв.м с приведением конкретных координат поворотных точек (далее - Решение N 38, Решение N 21). В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что спорные участки являются федеральной собственностью, на них находятся ценные леса - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. При принятии оспариваемого нормативного правового акта согласование его проекта в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является существенным нарушением порядка подготовки документа территориального планирования. Допущенные при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушения норм федерального законодательства в сфере территориального планирования нарушают права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, а также лиц, использующих леса, препятствуют административному истцу в осуществлении функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Решением Иркутского областного суда от 18 января 2024 года (с учетом дополнительного решения суда от 29 февраля 2024 года) решение Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области - Думы сельского поселения от 26 декабря 2013 года N 38 (в редакции решения от 13 марта 2023 года N 21) в оспариваемой части признано недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Дума Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области (далее - Дума), полагая решение суда незаконным, необоснованным, принятым при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что справка министерства лесного комплекса Иркутской области о включении земель лесного фонда в границы населенного пункта д. Кочерикова, а также одно из решений Ольхонского районного суда Иркутской области об истребовании земельного участка в федеральную собственность являются недопустимыми доказательствами, так как на момент принятия Думой оспариваемого решения данные документы не существовали и не могли быть приняты во внимание. Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство представителя Думы об истребовании из Иркутского областного суда материалов административного дела N 3а-40/2018, решение по которому, по мнению апеллянта, имеет преюдициальное значение, поскольку устанавливает, что часть спорных земельных участков не относятся к землям лесного фонда, а являются землями сельскохозяйственного назначения, данный довод судом оставлен без рассмотрения. Также судом не учтено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 ноября 2008 года N N, подтверждающему право Российской Федерации на земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, данный участок не имеет координат границ.
Материалы лесоустройства Ольхонского лесничества Иркутской области устарели, срок проведения лесоустройства превышает 10 лет, решение Кировского районного суда г..Иркутска от 8 сентября 2016 года, возлагающее обязанность по организации проведения лесоустройства, министерством лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не исполнено, следовательно, сведения государственного лесного реестра недействительны. Судом не оценен и не учтен тот факт, что включенные в границы населенного пункта земельные участки не изменили границы населенного пункта, поскольку на спорной территории на протяжении длительного времени проживают граждане, расположены индивидуальные жилые дома. Согласно архивным документам данные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем согласие или несогласие Рослесхоза с внесением изменений в Генеральный план поселения значения не имело. Кроме того, судом в нарушение статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не разрешено ходатайство представителя Думы о возобновлении рассмотрения дела по существу, заявленное в ходе судебных прений в связи с намерением последнего представить суду дополнительные доказательства, имеющие значение для дела и подтверждающие позицию административного ответчика.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и представителем Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры представлены письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области и администрации Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области Андреева А.С, и.о. председателя Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области Намолова В.А, представитель Думы Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области, администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и мэра Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области Дамдинцыренов Б.Б, представитель администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области Травкин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Королева Д.П, представитель министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. и представитель Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Попов А.Б. возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подготовка и утверждение генеральных планов сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с частью 13 статьи 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" (пункт 10.4 Приложения 13) за Онгуренским муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения в соответствии со статьей 1 Закона Иркутской области от 2 декабря 2004 года N 69-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области", на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен вопрос местного значения по утверждению генерального плана Онгуренского муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
В соответствии Уставом Онгуренского муниципального образования представительным органом муниципального образования является Дума Онгуренского муниципального образования - Дума сельского поселения.
Решением Думы Онгуренского муниципального образования - Думы сельского поселения от 26 декабря 2013 года N 38 утвержден генеральный план Онгуренского муниципального образования (далее - Генеральный план поселения).
Решением Думы Онгуренского муниципального образования от 13 марта 2023 года N 21 внесены изменения в Генеральный план поселения в части изменения границ населенного пункта д. Кочерикова Ольхонского района (реестровый номер N), согласно которым в указанные границы включены земли лесного фонда Ольхонского лесничества Ольхонского участкового лесничества Ольхонской дачи, квартал 79, выдел 24ч (ценные леса - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
Административный истец, обращаясь с заявлением в суд, указал, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы муниципального образования включены лесные участки лесного фонда в отсутствие согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод, что несоблюдение установленной процедуры согласования проекта Генерального плана поселения свидетельствует о нарушении порядка принятия и влечет признание его недействующим.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ городских и сельских населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую; рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункты 5.4.2, 5.4.3).
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом поселения в границы населенного пункта (д. Кочерикова Ольхонского района Иркутской области) включены земли лесного фонда Ольхонского лесничества Ольхонского участкового лесничества Ольхонской дачи (квартал 79, выдел 24ч).
Согласно заключению N филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", подготовленному на основе материалов лесоустройства и выписок из государственного лесного реестра, площадь населенного пункта д. Кочерикова имеет пересечения (наложения) с землями лесного фонда (31455 кв.м.).
Как следует из информации министерства лесного комплекса Иркутской области от 24 августа 2023 года N, со ссылкой на вступившие в законную силу решения судов, на землях лесного фонда, включенных в границы населенного пункта д. Кочерикова, расположены земельные участки с кадастровыми номерами: N; N; N; N; N; N; N; N; N; N.
Указанные земельные участки по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц решениями Ольхонского районного суда Иркутской области истребованы в федеральную собственность из чужого незаконного владения.
Факт нахождения спорных земельных участков в федеральной собственности и их отнесение к категории земель лесного фонда также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок лесного фонда от 21 ноября 2008 года серия N.
По указанным основаниям являются неубедительными доводы административного ответчика о недостоверности приведенных выше сведений и отнесении спорных земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Утверждение апеллянта о том, что согласие либо несогласие Рослесхоза не имело в рассматриваемом случае правового значения, также основано на неверном толковании закона.
Как следует из заключения Рослесхоза от 8 декабря 2022 года N "О рассмотрении проекта внесения изменений в генеральный план", не согласовавшего проект внесения изменений в Генеральный план поселения, территория Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории. В проектируемые границы населенного пункта д. Кочерикова подлежали включению земли лесного фонда, расположенные в защитных лесах (категория защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах) Ольхонского участкового лесничества Ольхонского лесничества.
В силу статьи 11 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
С учетом приведенных выше положения законодательства в сфере градостроительной деятельности и установленных в судебном заседании обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об утверждении Генерального плана поселения в отсутствие положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия генерального плана, и правомерно признал оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим с даты принятия, что согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 38, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают суждения суда и установленные им обстоятельства, по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, в связи с чем являются несостоятельными.
Вопреки доводам апеллянта заявленные в ходе судебного разбирательства ходатайства стороны административного ответчика, в том числе о допросе специалиста, истребовании доказательств, в установленном порядке разрешены.
Согласно статье 172 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу.
Как следует из содержания судебных прений, таких оснований для возобновления производства по делу у суда не имелось.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Онгуренского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.