Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N N по административному исковому заявлению В.А. к Троицкому районному Совету депутатов Алтайского края об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой заинтересованного лица Администрации Троицкого района Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 19 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое Бюро" Н.В. заключение прокурора Генеральной прокуратуры российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
В.А, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 26 ноября 2009 года N 31 (58) "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в редакции решений от 19 сентября 2023 года N 54, от 23 октября 2023 года N 72 в части установления коэффициента (К) применяемого для расчета арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" в размере 0, 4; коэффициента (К1) применяемого для расчета арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного использования" в размере 2, 35.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N и оплачивает арендную плату, расчет которой производится на основании вышеуказанного решения. Оспариваемым нормативным правовым актом установлены коэффициенты (К) и (К1) применяемые при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные использование и земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного использования. По мнению административного истца, данные коэффициенты не соответствуют принципу экономической обоснованности, установленному Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, так как отсутствует какое-либо экономическое обоснование установления коэффициентов в оспариваемом размере. Кроме того, размер оспариваемого коэффициента (К) значительно выше аналогичного коэффициента, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года N 147 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края".
Оспариваемый нормативный правовой акт направлен на преодоление ранее принятого судебного решения, которым признан недействующим нормативный правовой акт, которым был установлен коэффициент (К) для земель сельскохозяйственного использования в размере 0, 95. После вступления в законную силу решения Алтайского краевого суда по делу N N представительным органом Троицкого района принят оспариваемый нормативный акт в редакции от 19 сентября 2023 года об установлении коэффициентов (К) и (К1), действие которого незаконно распространено на период с мая 2020 года.
Решением Алтайского краевого суда от 19 февраля 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
Определением Алтайского краевого суда от 01 марта 2024 года исправлена допущенная в вводной и резолютивной частях указанного решения суда описка в наименовании номера оспариваемого постановления от 26 ноября 2009 года "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков", а именно верный номер постановления указан как: N 31 (58).
В апелляционной жалобе Администрация Троицкого района Алтайского края, полагая состоявшийся судебный акт постановленным с неправильным применением норм материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано, что определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 209-0, а также утвержденные приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 года N 710 Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, на которые сослался суд первой инстанции, не содержат требований по проведению оценки местоположения и градостроительной ценности участков земли, какого-либо нормативного обоснования использования данных критериев оценки судом в обжалуемом судебном акте не приведено. В этой связи, апеллянт считает, что данный подход краевого суда не основан на нормах права и не подлежит применению.
Прокурором, участвующим в деле, административным истцом представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления Троицкого района Алтайского края отвечает признакам нормативности, поскольку оно содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности.
Проанализировав доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия нормативного правового акта и его обнародования, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не обжалуется.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Методические рекомендации).
В силу пункта 2 Методических рекомендаций соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций в целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.
Постановлением администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" согласно пункту 2.2 которого (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
A = S x KC x K x K1, где:
А - сумма годовой арендной платы, руб.;
S - площадь земельного участка, кв. м;
КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровой стоимости земельных участков расчет арендной платы до момента установления кадастровой стоимости производится на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края в разрезе кадастровых кварталов, а в случае их отсутствия - на основании средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (муниципальным, городским округам) Алтайского края;
К - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
К1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты К и К1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, муниципального, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
Таким образом, в компетенцию Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, входит утверждение коэффициентов используемых при расчете годовой арендной платы.
Оспариваемым решением Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 26 ноября 2009 года N 31(58) "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в редакции от 19 сентября 2023 года N 54, установлен размер коэффициента К, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования "земельные участки сельскохозяйственного использования", предназначенные для сельскохозяйственного использования в размере 0, 4. Размер коэффициента К1 устанавливаемый в зависимости от категорий арендаторов для "земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного использования" в размере 2, 35.
Из материалов дела усматривается, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО14 является арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора аренды от 10 апреля 2017 года N 16, годовая арендная плата по которому исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента К и коэффициента К1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что коэффициент К в размере 0, 4 применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков с видом разрешенного использования - земельные участки сельскохозяйственного использования в оспариваемом нормативном правовом акте, определен на основании экономического обоснования размеров коэффициентов, которое выполнено по заказу администрации Троицкого района Алтайского края обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое Бюро", из которого следует, что при расчете коэффициента для земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид использования - занятые зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции были проанализированы 174 договора аренды в отношении 28 земельных участков, при этом данные этих договоров не приведены. К тому же из приложения к экономическому обоснованию (таблица N 25) видно, что фактически были использованы данные величин арендной платы 16 земельных участков с соответствующим использованием.
Также из таблицы 25 экономического обоснования усматривается, что специалистами использовались 16 земельных участков (указаны названия поселков, без указания районов Алтайского края) и 4 участка в Троицком районе Алтайского края. Диапазон коэффициента К для указанных земель составил от 0, 024 до 0, 950, среднее медианное значение - 0, 4.
В свою очередь оценка местоположения и градостроительной ценности участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков данной категории, проведены не были.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О следует, что при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении при установлении оспариваемого коэффициента принципа экономического обоснования, поскольку при его определении не учитывался показатель доходности земель данной категории, расположенных в Троицком районе Алтайского края.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, начальная стоимость арендной платы земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид использования - занятые зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, выставленных на аукцион, администрацией Троицкого района Алтайского края установлена самостоятельно в размере 95% от кадастровой стоимости, который не был обусловлен каким-либо критерием, в том числе и с экономической точки зрения.
При этом договоры аренды, указанные в выборке, были заключены с применением коэффициента К в размере 0, 95 установленного решением от 26 ноября 2009 года N 31(58) "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в редакции от 26 февраля 2016 года N 6, которое признано недействующим в части указанного коэффициента решением Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 года по административному делу N N.
В этой связи, краевой суд обоснованно констатировал, что при определении начальной стоимости арендной платы не могли быть использованы рыночные данные о стоимости арендной платы земель указанной категории в Троицком районе Алтайского края.
Наряду с этим, административным ответчиком не представлены сведения и документы, которые обосновывали бы установленный коэффициент К1 в размере 2, 35, применяемый для расчета арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования "земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного использования".
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей (решение от 01 октября 1993 года N 81-р, постановления от 20 июля 2011 года N 20-П, от 22 апреля 2014 года N 12-ГТ и др.)
Вместе с тем, решением Троицкого районного Совета депутатов от 23 октября 2023 года N 72 внесены изменения в решение Троицкого районного Совета депутатов от 19 сентября 2023 года N 54 (фактически внесены изменения в решение от 26 ноября 2009 года N 31 (58) "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в редакции решения от 19 сентября 2023 года) с указанием, что действие редакции от 19 сентября 2023 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 04 мая 2020 года. То есть нормативному правовому акту придана обратная сила.
В этой связи, краевой суд правомерно указал, что распространение действия оспариваемого нормативного правового акта (редакции от 19 сентября 2023 года) на правоотношения, возникшие с 04 мая 2020 года в части установленных коэффициентов К и К1, ухудшает правовое положение административного истца, а придание оспариваемому правовому акту обратной силы противоречит основным принципам Конституции Российской Федерации, положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам административного дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 19 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Троицкого района Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.