Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анненковой К.К, судей Ивановой Т.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Крамаренко О. А. к Министерству внутренних дел Луганской Народной Республики, о принуждении к исполнению обязанностей
по кассационной жалобе истца Крамаренко О. А.
на решение Ленинского районного суда Луганской Народной Республики от 15 декабря 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 07 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крамаренко О.А. обратился с иском к МВД ЛНР о принуждении к исполнению обязанностей.
В обоснование требований указал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по май 2014 года - в органах внутренних дел Украины, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в органах внутренних дел Луганской Народной Республики.
Общий стаж его службы составляет более 23 лет, что является основанием для назначения ему пенсии по возрасту за выслугу лет на основании п. "а" ч. 1 ст. 12 Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" N-XII, как лицу, уволенному со службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеющему на день увольнения выслугу лет более 22 лет.
ДД.ММ.ГГГГ он подал в Пенсионный фонд ЛНР через МВД ЛНР заявление установленной формы о назначении пенсии, к которому приложил необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика ответ с указанием на несоответствие предоставленного им пакета документов перечню документов, предусмотренному п. 7 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины 30.01.2007 N 3-1.
Истец полагал, что своими действиями ответчик фактически отказал ему в формировании пакета документов и его направлении в Пенсионный фонд ЛНР, чем нарушил его пенсионные права.
Обращаясь в суд, истец просил:
- обязать ответчика оформить представление о назначении ему пенсии по выслуге лет в органах внутренних дел по результатам рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии по выслуге лет, и подать надлежащий пакет документов о назначении ему пенсии в Управление Пенсионного фонда Луганской Народной Республики Жовтневого района г. Луганска, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда Луганской Народной Республики от 15.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 07.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит судебные постановления отменить, как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что выводы суда первой и апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм процессуального (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и материального права.
В кассационной жалобе истцом указывается, что в нарушение положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанции представленные в материалы дела доказательства (письменные доказательства, объяснения истца) оценены не всестороннее, не полно, не объективно.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 21.05.2024 (с учетом перерыва, объявленного 07.05.2024), лица, участвующие в деле, не явились.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещены письмами. Уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами имеются в материалах дела. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
К указанному выводу судебная коллегия приходит по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил(ч. 1 ст. 56, ст. ст. 57, 67, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) следующие фактические обстоятельства.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Крамаренко О.А. проходил службу в рядах Советской Армии.
ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко О.А. принят на службу в органы внутренних дел Украины.
В соответствии с приказом (извлечением) Главного управления МВД Украины в Луганской области (г. Северодонецк) от ДД.ММ.ГГГГ N л/с истец был уволен из органов внутренних дел Украины, а именно с должности инспектора сектора автомобильно-технической инспекции отдела Государственной автомобильной инспекции, по обслуживанию города Луганск (г. Луганск), в звании капитана милиции, основание приказ ГУМВДУ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из материалов дела следует, что запись о дате увольнения Крамаренко О.А. из органов внутренних дел Украины в трудовой книжке истца, отсутствует.
В связи с провозглашением ДД.ММ.ГГГГ независимости Луганской Народной Республики от государства Украина, деятельность территориальных управлений МВД Украины, в том числе Главного управления МВД Украины в Луганской области, на территории Луганской Народной Республики прекращена.
Указом Главы Луганской Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ N на территории Луганской Народной Республики создано МВД ЛНР, которое не является правопреемником МВД Украины, в том числе Главного управления МВД Украины в Луганской области.
Ответчиком не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко О.А. проходил службу в МВД ЛHP.
Записи о приеме Крамаренко О.А. на службу в МВД ЛНР и увольнении со службы в МВД ЛНР в трудовой книжке истца, отсутствуют.
Крамаренко О.А. обратился в Пенсионный фонд ЛНР через МВД ЛНР с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 2262-XII, в установленной форме, к которому отдельным сопроводительным письмом приложил копии паспорта, идентификационного, номера, приказа об увольнении и справки от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных п. 7 Порядка N 3-1.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МВД ЛНР Крамаренко О.А, следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Украины (информация об увольнении отсутствует). Сведениями о дальнейшем прохождении Крамаренко О.А. в органах внутренних дел Украины (увольнении из ОВД) с мая 2014 года Управление по работе с личным составом МВД ЛНР не располагает. Справка выдана на основании архивного личного дела Крамаренко О.А.
По результатам рассмотрения обращения Крамаренко О.А, ответчик направил в адрес истца письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал на несоответствие предоставленных им документов требованиям п. 7 Порядка N, а также на то, что с принятием Временного порядка пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории Луганской Народной Республики Закон N 2262-XIIи Порядок N3-1 не применяются.
Расценив ответ МВД ЛНР от ДД.ММ.ГГГГ, как фактический отказ в оформлении необходимых документов и их направлении в адрес пенсионного органа для назначения ему пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 12 Закона Украины N 2262-XII, как лицу, уволенному со службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и имевшему на день увольнения выслугу лет более 22 лет, истец обратился в суд с указанным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, который не может обеспечить его восстановление, поскольку заявляя требование о возложении обязанности ответчика оформить представление и подать надлежащий пакет документов в пенсионный орган для назначения ему пенсии, он не заявлял требований об оспаривании решения либо действий (бездействий) ответчика по результатам рассмотрения его заявления, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для оценки действий ответчика и выхода за пределы заявленных исковых требований.
Отклоняя доводы кассационной жалобы истца, суд кассационной инстанции исходит из следующего. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права.
Временное регулирование вопросов начисления и выплаты пенсий на территории Луганской Народной Республики до принятия законодательства о пенсионном обеспечении осуществлялось Законом Луганской Народной Республики "О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики" N 14-11 от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Закона ЛНР N 14-11, назначение и выплата пенсий на территории Луганской Народной Республики осуществлялись Пенсионным фондом Луганской Народной Республики, в соответствии с законодательством Украины, действовавшим по состоянию на 30.06.2014, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.
На момент увольнения истца, как из органов внутренних дел Украины (06.11.2014), так и из органов внутренних дел Луганской Народной Республики (19.02.2015), законодательство о пенсионном обеспечении граждан из числа лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, состояло из Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" от 09.04.1992 N 2262-XII и других нормативно-правовых актов Украины, принятых в соответствии с указанным законом.
В соответствии с п. "б" ст. I2 Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц" от 09.04.1992 N 2262-XII в редакции на 30.06.2014, право на пенсионное обеспечение на условиях данного Закона имели уволенные со службы лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Украины N 2262-XII, лицам, имеющим право на пенсию в соответствии с данным Законом, пенсии назначались и выплачивались после увольнения их со службы.
В соответствии со ст. 10 Закона Украины N 2262-XII назначение и выплата пенсий лицам, указанным в ст. I2 данного Закона, осуществлялось органами Пенсионного Фонда.
В соответствии с п. "а" ст. 12 Закона Украины N 2262- XII пенсия за выслугу лет назначалась лицам, указанным в п.п. "б" - "д" ст. I2 данного Закона (кроме лиц, указанных в ч. 3 ст. 5 данного Закона), независимо от возраста, если они уволены со службы в период с 01.10.2014 по 30.09.2015 и на день увольнения имели выслугу 22 календарных года и более.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 17 Закона Украины N 2262-ХП, лицам, указанным в п.п. "б" - "д" ст. I2 данного Закона, в выслугу лет для назначения пенсии зачислялась военная служба.
В соответствии со ст. 17 Закона Украины N 2262-XII, порядок исчисления выслуги лет и определения льготных условий назначения пенсий лицам, имеющим право на пенсию по данному Закону, устанавливался Кабинетом Министров Украины.
В соответствии со ст. 172 Закона Украины N 2262- XII, исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществлялось, как правило по послужному списку личного дела лица, имевшего право на пенсию по данному Закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона Украины N 2262-XII, пенсии лицам, имевшим право на пенсию по данному Закону, исчислялись из размера денежного обеспечения, учитывая соответствующие оклады за должность, военное (специальное) звание, процентную надбавку за выслугу лет, ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премии в размерах, установленных законодательством, с которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в порядке установленном Кабинетом Министров Украины.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 48 Закона Украины N 2262-XII, заявление о назначении пенсии согласно данному Закону подавалось в территориальный орган Пенсионного фонда, в порядке, установленном правлением Пенсионного фонда Украины. Днем обращения за назначением пенсии являлся день подачи в соответствующий орган Пенсионного фонда письменного заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для решения этого вопроса документами, а в случае отправки заявления и документов почтой -дата их отправки.
В случае если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые документы, заявителю разъяснялось, какие документы он должен предоставить дополнительно. При предоставлении этих документов до окончания трехмесячного срока со дня получения разъяснения днем обращения за назначением пенсии считался день подачи заявления или дата отправки документов почтой.
В силу п. "б" ч. 1, ч. 3 ст. 50 Закона Украины N 2262- XII, лицам, имевшим право на пенсию по данному Закону в соответствии с п. "а" ст. 12 данного Закона, пенсии назначались со следующего дня после увольнения их со службы, но не раньше дня, по который им выплачено денежное обеспечение.
Пенсия за прошлое время при несвоевременном обращении назначалась со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
Суды первой и апелляционной инстанции, приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходили из того, что лицо, приобретшее право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Украины N 2262-XII, могло реализовать его, как непосредственно после увольнения со службы в соответствующих органах, так и по прошествии неопределенного времени после увольнения, при этом, в случае несвоевременного обращения за назначением пенсии, последняя подлежала назначению с дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
В соответствии с п. 1 Порядка и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсии в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", утвержденного Постановлением правления Пенсионного фонда Украины 30.01.20017 N 3-1, действовавшего, как на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел Украины (06.11.2014), так и из органов внутренних дел Луганской Народной Республики (19.02.2015), заявления о назначении пенсии за выслугу лет лицам, уволенным со службы, и имевшим право на пенсию в соответствии с Законом Украины N 2262-XII, подлежали подаче этими лицами в главные управления Пенсионного фонда Украины, в том числе в областях, через уполномоченные структурные подразделения силовых Министерств, в том числе Министерства внутренних дел Украины.
В соответствии с п. 6 Порядка N 3-1, днем обращения за назначением пенсии являлся день подачи в соответствующий орган, назначающий пенсию, письменного заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для решения этого вопроса документами, а в случае отправки заявления и документов почтой - даты их отправки.В случае если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые документы, заявителю (должностному лицу уполномоченного структурного подразделения) разъяснялось, какие документы необходимо предоставить дополнительно. При подаче документов до окончания трехмесячного срока с дня получения разъяснения днем обращения за назначением пенсии считался день подачи заявления или дата отправки документов почтой.
В соответствии с п. 7 Порядка N 3-1, для назначения пенсии за выслугу лет в числе иных документов, подлежали подаче заявление о назначении пенсии, денежный аттестат, или справка о размере денежного обеспечения, и справка о дополнительных видах денежного обеспечения, которые заявитель получал в течении 24 месяцев подряд перед месяцем увольнения с военной службы, копии документа о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, паспорта и документа, подтверждающего открытие счета в банке.
В соответствии с п. 12 Порядка 3-1, уполномоченное структурное подразделение в 10-дневный срок с дня получения заявления о назначении пенсии оформляло все необходимые документы и свое представление о назначении пенсии, знакомило с ним лицо, которому оформлялась пенсия, и направляло в орган, назначающий пенсию по месту жительства данного лица.
Уполномоченное структурное подразделение предоставляло помощь лицу в получении отсутствующих на момент подачи заявлений документов для назначения пенсии.
В случае, если подготовлены не все необходимые для назначения пенсии документы, подавались имеющиеся документы, а документы, которых не доставало, подавались дополнительно в сроки, определенные пунктом 6 данного Порядка.
В соответствии с п. 17 Порядка N 3-1, не позднее 10 дней после поступления заявления с необходимыми для назначения пенсии документами, орган, назначающий пенсию, рассматривал поданные документы и принимал решение о назначении либо отказе в назначении пенсии.
Приведенные положения Порядка N 3-1 корреспондируются с положениями п.п. 2.1, 2.5, 3.1, 4.1, 5.4 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам, утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 13.03.2018 N 136/18 и действовавшего на территории Луганской Народной Республики на момент обращения истца в Пенсионный фонд ЛНР через МВД ЛНР с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Украины N 2262-XII (07.05.2021).
В силу п. 2.1 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам N 136/18, заявления о назначении пенсии за выслугу лет указанными лицами подавались в Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики через уполномоченные структурные подразделения силовых Министерств, в том числе МВД ЛНР.
В силу п. 3.1. Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам N 136/18, для назначения пенсии за выслугу лет к заявлению о назначении пенсии предоставлялись: представление о назначении пенсии; выписка из приказа об увольнении со службы; денежный аттестат или справка о размере денежного довольствия (денежного обеспечения, денежного содержания); документ, подтверждающий открытие банковского счета в Государственном банке Луганской Народной Республики для получения пенсии; копия идентификационного номера; копия документа, удостоверяющего личность физического лица, проживающего на территории Луганской Народной Республики.
Деятельность МВД ЛНР по оформлению и предоставлению документов для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, до 30.09.2022 осуществлялась в соответствии с Инструкцией об организации работы по оформлению документов для назначения пенсии и получения льгот военнослужащим внутренних войск, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины, уволенным со службы и членам их семей, утвержденной приказом МВД Украины от 25.06.2023 N 611.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 611 работа по оформлению документов для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы, в управлениях МВД Украины в областях осуществлялась соответствующими структурными подразделениями финансового и кадрового обеспечения.
Уполномоченным структурным подразделением по подготовке и подаче документов о назначении пенсии в органы Пенсионного фонда в управлениях МВД Украины в областях являлись отделы, отделения, сектора обеспечения социальных выплат отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета.
В соответствии с подп. 2.2.1 п. 2.2 Инструкции N 611 подготовка расчета выслуги лет на пенсию и подача его в уполномоченное структурное подразделение возлагалось на подразделение кадрового обеспечения.
В соответствии с подп. 3.1.1 п. 3.1 Инструкции N 611 к расчету выслуги лет на пенсию подразделением кадрового обеспечения прилагались: извлечение из приказа об увольнении, копии военного билета и трудовой книжки.
В соответствии с подп. 3.1.3 п. 3.1 Инструкции N611 в выслугу лет зачислялись только периоды, подтвержденные приказами.
Отдельные периоды службы при отсутствии документов и невозможности их получения в связи с отсутствием архивных данных подтверждались приказами по личному составу.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные приказы выдавались на основании мотивированных заключений о подтверждении службы после изучения всех данных и документов, подтверждающих прохождение службы в отдельные периоды. Эти документы должны были быть перечислены в заключении.
В соответствии с подп. 3.1.5 п. 3.1 Инструкции N 611 исчисленная выслуга лет (в календарном порядке и отдельно на льготных условиях) указывалась в приказе об увольнении.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции N 611 лицо, которому оформлялась пенсия, в течении 10 дней после поступления в уполномоченное структурное подразделение расчета выслуги лет должно было обратиться в указанное подразделение и, предоставить документы, необходимые для назначения пенсии.
В случае если на протяжении указанного срока лицо не предоставляло документы в уполномоченное структурное подразделение расчет выслуги возвращался в кадровое подразделение для приобщения к личному делу.
После получения заявления о назначении пенсии по запросу уполномоченного структурного подразделения расчет выслуги лет изымался из личного дела и направлялся уполномоченному структурному подразделению.
Судами, с учетом указанного нормативного регулирования, сделан вывод о том, что обращению лица в Пенсионный орган через уполномоченное структурное подразделение Министерства внутренних дел с заявлением о назначении пенсии предшествовали подготовка подразделением кадрового обеспечения Министерства расчета выслуги лет указанного лица и его передача вместе с извлечением из приказа об увольнении, копиями военного билета и трудовой книжки, в уполномоченное структурное подразделение, при этом, в силу подп. 3.1.3, 3.1.5 п. 3.1 Инструкции N 611, в выслугу лет зачислялись только периоды, подтвержденные приказами, и исчисленная выслуга лет (в календарном порядке и отдельно на льготных условиях) подлежала указанию в приказе об увольнении. В отсутствие документов и архивных данных, отдельные периоды службы могли быть подтверждены приказами по личному составу, изданными на основании мотивированного заключения.
Суды первой и апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств в совокупности (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), пришли к выводу о том, что основной период службы Крамаренко О.А. в органах внутренних дел включает в себя службу в органах внутренних дел Украины (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и только незначительный период службы пришелся на службу в органах МВД ЛНР (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ).
Из органов внутренних дел Украины Крамаренко О.А. уволился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющейся в материалах настоящего дела копией приказа (извлечения) Главного управления МВД Украины в Луганской области (г. Северодонецк) о его увольнении из органов внутренних дел Украины от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с.
В нарушение подп. 3.1.5 п. 3.1 Инструкции N 611, указанная копия приказа (извлечения) не содержит сведений о выслуге лет Крамаренко О.А. в органах внутренних дел Украины.
Из материалов дела следует, что как усматривается из справки, выданной Крамаренко О.А. МВД ЛНР ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не обладает сведениями о прохождении ним службы в органах внутренних дел Украины с мая 2014 года.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что установленные по данному гражданскому делу фактические обстоятельства по объективным причинам исключили возможность подготовки подразделением кадрового обеспечения МВД ЛНР расчета выслуги лет Крамаренко О.А. за период службы в органах внутренних дел Украины, и его передачу в уполномоченное структурное подразделение, а равно подготовку данным подразделением представления о назначении истцу пенсии, поскольку сведения о расчете выслуги лет для пенсии, материалах личного дела и приказе, на основании которых он выполнен, являются неотъемлемой частью содержания представления о назначении пенсии, как в соответствии с Порядком N, действовавшим на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел Украины (06.11.2014), так и в соответствии с Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам N 136/18, действовавшим на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (07.05.2021).
Кроме того, в силу п. 3.3 Инструкции N 611, для назначения пенсии в уполномоченное структурное подразделение бухгалтерией структурного подразделения по месту прохождения службы не позднее 10 дней после получения приказа об увольнении, подлежали подаче денежный аттестат и справка о ежемесячных дополнительных видах денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения и премии за 24 последних календарных месяца службы подряд перед увольнением).
Учитывая обстоятельства прохождения истцом службы в органах внутренних дел и требования к периоду времени, за который подлежали подаче денежный аттестат и справка о ежемесячных дополнительных видах денежного обеспечения (24 последних календарных месяца службы подряд перед увольнением), такие документы должны были быть выданы Крамаренко О.А. бухгалтерией структурного подразделения по месту прохождения им службы в Главном управлении МВД Украины в Луганской области не позднее 10 дней после получения приказа об увольнении от 06.11.2014 N 377л/с.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что отсутствие в предоставленной истцом копии приказа (извлечения) о его увольнении из органов внутренних дел Украины сведений о выслуге лет, а также отсутствие в Управлении по работе с личным составом МВД ЛHP сведений о прохождении ним службы в органах внутренних дел Украины с мая 2014 года, исключило возможность подготовки ответчиком расчета выслуги лет для назначения пенсии истцу. Отсутствие расчета выслуги лет для пенсии, в свою очередь, исключило возможность подготовки ответчиком представления о назначении пенсии Крамаренко О.А. и его направление в адрес пенсионного органа. При этом, подготовка ответчиком расчета выслуги лет за период службы истца в органах МВД ЛHP (18.12.2014 - 19.02.2015), не являлась основанием для подготовки представления о назначении ему пенсии и его направления в адрес пенсионного органа, поскольку указанный период службы, сам по себе, без учета выслуги лет за период службы в органах внутренних дел Украины, не порождал для истца право на назначение пенсии в соответствии с Закона Украины N 2262-ХП.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу подп. 3.5.4 п. 3.5 Инструкции N 611 и п. 3.1. Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам N 136/18, действовавших на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии (07.05.2021), при направлении уполномоченным структурным подразделением МВД ЛНР в адрес пенсионного органа документов для назначения пенсии в числе таких документов обязательному направлению подлежал денежный аттестат или справка о размере денежного довольствия (денежного обеспечения, денежного содержания), отсутствие которых, свидетельствует о невозможности направления ответчиком в адрес Пенсионного фонда полного пакета документов, необходимых для назначения истцу пенсии.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об избрании истцом неверного способа защиты, поскольку им не оспаривались действия (бездействия) ответчика, так как существо заявленных истцом требований вытекает из обязанностей ответчика по подготовке расчета выслуги лет для пенсии и представления о назначении пенсии, а также по направлению заявления истца о назначении пенсии с представлением и всеми необходимыми для этого документами в адрес пенсионного органа, которые суду следовало оценить на соответствие требованиям действующего пенсионного законодательства в рамках заявленных требований, независимо от того, заявлял истец требование о признании действий (бездействий) ответчика незаконными или нет.
Оценка правомерности действий ответчика в рамках заявленных требований, вопреки выводу суда, не является выходом за пределы заявленных исковых требований, а относится к исследованию юридически значимых для дела обстоятельств.
Не заявление истцом требования о признании действий (бездействий) ответчика незаконными не могло служить основанием к нарушению права истца на своевременную судебную защиту.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о необходимости перехода судом первой инстанции к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства, суд апелляционной инстанции указал, что, возникающие из трудовых и пенсионных правоотношений подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы апелляционной жалобы о необходимости приложения к заявлению о назначении пенсии денежного аттестата, о котором истец узнал только в судебном заседании, поскольку ответчик в своем ответе на это не указал, и что его не приобщение к заявлению не является нарушением Порядка N 3-1.
Вместе с этим суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы представителя ответчика, о том, что с принятием Временного порядка пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы от 13.03.2018 N 136/18, на территории Луганской Народной Республики не применяется Закон Украины N 2262- XII, поскольку в силу общих положений действия закона во времени, согласно которым, закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, условия и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Временным порядком, подлежат применению к лицам, уволенным с военной службы, в том числе, со службы в органах внутренних дел, после введения его в действие, тогда как истец был уволен со службы в органах внутренних дел до принятия указанного Временного порядка, в период действия Закона Украины N 2262-XII.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильное рассмотрение дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Луганской Народной Республики от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Луганской Народной Республики от 07 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.