Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО3, судей ФИО8 и ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного комитета налогов и сборов ФИО1 Республики о признании движимого имущества бесхозяйным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-49/2023)
по кассационной жалобе Государственного комитета налогов и сборов ФИО1 Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет налогов и сборов ФИО1 Республики (далее - Госкомитет налогов и сборов ЛНР) обратился с заявлением о признании движимого имущества - трех транспортных средств бесхозяйным, указав, что постановлением Антрацитовского горрайонного суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1-2 Кодекса ФИО1 Республики об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа с обращением автомобиля ВАЗ 2101, государственный номер ВВ 2946 АО, в государственную собственность. Судебным актом установлено, что документов, подтверждающих факт принадлежности ФИО5 указанного автомобиля, не представлено. Транспортное средство ВАЗ 2101 признано орудием совершения административного правонарушения, изъято из незаконного оборота и обращено в доход государства.
Постановлением Краснодонского горрайонного суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1-2 Кодекса ФИО1 Республики об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа с конфискацией табачных изделий, на которых отсутствуют марки акцизного налога. Автомобиль УАЗ 3303, VIN 33030060104339, номер государственной регистрации отсутствует, находящийся на стоянке Госкомитета налогов и сборов ЛНР, передан в собственность государства в связи с неустановлением его законного владельца.
Постановлением Краснодонского горрайонного суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1-2 Кодекса ФИО1 Республики об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа. Изъятый у ФИО7 автомобиль марки Газель Дует, государственный номер ПСН 0019 01 DPR, с ключами и с брелоком, хранящийся на ответственном хранении Госкоммитета налогов и сборов ЛНР, передан в собственность ФИО1 Республики в связи с неустановлением его законного владельца.
Поскольку собственники транспортных средств не установлены, транспортные средства обращены в доход государства, находятся во владении Госкомитета налогов и сборов ЛНР, заявитель просил признать названные транспортные средства бесхозяйными, обратить их в собственность Российской Федерации и передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ФИО1 Республике для дальнейшей реализации.
Решением Артемовского районного суда "адрес" ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ признаны бесхозяйным движимым имуществом автомобили: ВАЗ 2101, государственный номер
ВВ 2946 АО, УАЗ 3303, VIN 33030060104339, номер государственной регистрации отсутствует, Газель Дует, государственный номер ПСН 0019 01 DPR, находящиеся на территории Объединенной государственной налоговой инспекции в "адрес" налогов и сборов ЛНР; транспортные средства обращены в федеральную собственность Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных ФИО2 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Артемовского районного суда "адрес" ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Государственный комитет налогов и сборов ФИО1 Республики подал кассационную жалобу на апелляционное определение, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ФИО1 Республике направило во Второй кассационный суд общей юрисдикции возражения на кассационную жалобу, в которых полагает, что оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив в пределах доводов кассационной жалобы законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Частью 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.
Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Разрешая заявление по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики пришла к выводу, что Госкомитет налогов и сборов ЛНР не является органом, уполномоченным на подачу заявления о признании бесхозяйными изъятых в связи с совершением административного правонарушения и обращенных в доход государства транспортных средств.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Статьей 57.1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О налоговой системе" обязанности по выявлению, учету, принятию мер по хранению, а также дальнейшему распоряжению бесхозяйным и другим имуществом, которое переходит в собственность ФИО1 Республики, ранее возлагались на Государственный комитет налогов и сборов ФИО1 Республики и его территориальные органы, который в соответствии с ФИО2 ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О структуре исполнительных органов власти ФИО1 Республики" входил в структуру исполнительных органов государственной власти ЛНР.
ФИО2 ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N УГ-270/23 "О системе и структуре исполнительных органов ФИО1 Республики" ФИО2 ФИО1 Республики от
ДД.ММ.ГГГГ N признан не действующим, в структуре исполнительных органов ФИО1 Республики Государственный комитет налогов и сборов ЛНР отсутствует.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по ФИО1 Республике сообщило, что во исполнение ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N УГ-263/23 "Об упразднении исполнительных органов государственной власти ФИО1 Республики" начата процедура ликвидации Госкомитета налогов и сборов ЛНР. На Управление Федеральной налоговой службы по ЛНР не возложены функции и полномочия Госкомитета налогов и сборов ЛНР, в том числе по исполнению судебных актов.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию ФИО1 Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - ФИО1 Республики" управление имуществом, расположенным на территории ФИО1 Республики, имеющим признаки бесхозяйного и не отнесенным к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется органами ФИО1 Республики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок признания такого имущества бесхозяйным, установленный нормативными правовыми актами ФИО1 Республики, применяется до ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила управления органами Донецкой ФИО1 Республики, ФИО1 Республики, "адрес" и "адрес" имеющим признаки бесхозяйного и не отнесенным к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности имуществом, расположенным на территориях указанных субъектов Российской Федерации, пунктом 3 которых определено, что уполномоченный орган осуществляет управление имуществом, имеющим признаки бесхозяйного, путем, в частности, осуществления учета имущества, имеющего признаки бесхозяйного; принятия мер по обеспечению сохранности имущества, имеющего признаки бесхозяйного, не указанного в пункте 4 настоящих Правил, в том числе его содержания, включая поддержание его эксплуатационных свойств, в случаях, если непринятие таких мер может привести к нарушению целостности, повреждению или утрате имущества, имеющего признаки бесхозяйного.
Названные Правила устанавливают порядок управления органами Донецкой ФИО1 Республики, ФИО1 Республики, "адрес" и "адрес" имеющим признаки бесхозяйного и не отнесенным к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности имуществом, расположенным на территориях указанных субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил), и применяются в отношении объектов имущества, имеющего признаки бесхозяйного, со дня их выявления до дня государственной регистрации права собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в отношении объектов недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного), либо до иного момента, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ФИО2 ФИО1 Республики от
ДД.ММ.ГГГГ N УГ-189/23 "О некоторых вопросах, связанных с управлением имуществом, имеющим признаки бесхозяйного, расположенным на территории ФИО1 Республики, и признанием такого имущества бесхозяйным", Правительство ФИО1 Республики наделено полномочиями по управлению имуществом, имеющим признаки бесхозяйного и не отнесенным к федеральной собственности, собственности ФИО1 Республики или муниципальной собственности, расположенной на территории ФИО1 Республики, в соответствии с названными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N, за исключением объектов недвижимого имущества в виде жилых помещений, жилых домов, хозяйственным построек, а также по установлению (принятию) порядка признания бесхозяйным имущества, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 ФИО2, со сроком применения такого порядка до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу пункта 6.10 Положения Росимущество наделено правом обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Росимущества в ЛНР, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что Территориальное управление Росимущества в ЛНР осуществляет функции по управлению федеральным имуществом и зарегистрировано на территории ФИО1 Республики с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из приведенных нормативных актов судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики пришла к выводу, что Государственный комитет налогов и сборов ФИО1 Республики не имел полномочий на момент подачи в суд заявления обращаться с требованием о признании транспортных средств бесхозяйными и обращении их в собственность Российской Федерации, с таким заявлением вправе обратиться Росимущество и его территориальные органы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и постановилановое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Утверждение в кассационной жалобе, что в силу абзаца 1 части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Государственный комитет налогов и сборов ЛНР был вправе обратиться с заявлением о признании транспортных средств бесхозяйными как лицо, вступившее во владение движимым имуществом, являлось предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонено, поскольку в данном случае подлежит применению абзац второй части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене оспариваемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета налогов и сборов ФИО1 Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.