Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Деревской А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Тимшенко С.Н. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 5 июня 2023 года, в редакции определений об исправлении описок, которым постановлено:
Иск Тимошенко С. Н. к Филиалу N 4 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области об установлении факта имеющего юридическое значение и обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.
Установить факт проживания Тимошенко С. Н. с 26 апреля по 30 июня 1986 года в селе Уношево Гордеевского района Брянской области, относящегося к зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязать Филиалу N 4 Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области с 9 декабря 2023 года назначить Тимошенко С. Н. страховую пенсию по старости в соответствии с ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".;
УСТАНОВИЛА:
Тимошенко С.Н. обратился в суд с иском к ответчику филиал N 3 ОСФР по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, возложении обязанности назначить пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию с 50 лет, просил установить факт проживания в зоне отселения с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС и по 30 июня 1986 года; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 9 июня 2021 года с применением Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В обоснование заявленных требований Тимошенко С.Н. указал, что решением пенсионного органа от 06.09.2021 года в назначении пенсии отказано по причине не подтверждения факта его проживания в зоне отселения с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС и по 30 июня 1986 года, что привело к нарушению его прав.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие сторон.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Тимошенко С.Н, по доводам апелляционной жалобы ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку у истца имелось право на пенсию ранее установленной судом даты.
Выслушав объяснения представителя истца Тимошенко Н.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного решения, исходя из изученных материалов дела и доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 мая 2021 года Тимошенко С. Н, родившийся 9 июня 1971 года, обратился в Филиал N 4 ОСФР по Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам N 210000331357/752929/21 от 2 ноября 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с не подтверждением факта проживания в зоне отселения с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС и по 30 июня 1986 года, при этом в бесспорном порядке ответчик засчитал периоды проживания истца в зоне с правом на отселение общей продолжительностью 6 лет 2 месяца и 28 дней, что дает право на снижение возраста на пенсию на 3 года, а также периоды работы в зоне отселения продолжительностью 9 лет 9 месяцев и 2 дня, что дает право на снижение возраста на 4 год и 6 месяцев и назначение пенсии с возраста 55 лет и 6 месяцев (ст. 36 Закона N 1244-1) (л.д. 20).
Для назначения пенсии Тимошенко С.Н. представил удостоверение АЖ N***, дата выдачи***, выданное Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, о постоянном проживании в зоне отселения с 27.01.1998г. по 07.04.2008г, с 13.08.2008г. по 15.12.2008г. (дата выдачи удостоверения).
Ввиду того, что удостоверением не установлено, что в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЗС по 30.06.1986г. Тимошенко С.Н. проживал (работал) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, пенсионный орган не признал за ним право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину.
Обращаясь в суд с данным иском, истец доказывал право на снижение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину 3 года.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, согласно которому к зоне отселения относился населенный пункт Уношевский с/с Гордеевского района Брянской области.
Впоследствии Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, согласно которого вышеуказанный населенный пункт также отнесен к зоне отселения.
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 данного Закона N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).
В соответствии со ст. 35 данного Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона N 1244-1 предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Судом установлено, что истец Тимошенко С.Н. родился ***г. с.***, с 26.04.1986г. по 25.08.1986г.; с 07.07.1989г. по 24.11.1989г.; с 24.11.1989г. по 24.11.1991г. служба в**; с 24.11.1991г. по 21.01.1998г.; с 27.01.1998 по 07.04.2008г.; с 07.04.2008г. по 08.05.2008г. был зарегистрирован и проживал в с.***, что подтверждается Справкой администрации N *** от 07.06.2021г.
Так же истец с 27.01.1998г. по 07.04.2008г.; с 13.08.2008г. по 06.07.2019г. был зарегистрирован и проживал в***, что подтверждается Справкой админимтрации N ** от 08.06.2021г.
Таким образом, из представленных истцом доказательств, в том числе справок Главы администрации Уношевского сельского поселения Гордеевского района Брянской области следует, что истец с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года действительно проживал в названном населенным пункте- зоне отселения, имея регистрацию (прописку) по адресу:***.
Разрешая спор, установив факт проживания истца в зоне отселения на момент катастрофы 26 апреля 1986 года и по 30 июня 1986 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на первоначальную величину снижения возраста выхода на пенсию на 3 года, что с учетом бесспорно установленного ответчиком права истца на снижение пенсионного возраста на 4 года и 6 месяцев, дает истцу право на назначение пенсии по достижению возраста 52 лет 6 месяцев в соответствии со ст. 35 и примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном решении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам.
Доводы истца о наличии права на назначение пенсии с 50 лет своего подтверждения не нашли, нормой подлежащей применению статьи 35 Закона N 1244-1 предусмотрено ограничение максимального предела снижения возраста выхода на пенсию 7 лет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 5 июня 2023 года в редакции определений об исправлении описок оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.