Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мухортых Е.Н., судей фио, Шестакова Д.Г., при помощнике судьи Шиморине М.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шестакова Д.Г., гражданское дело N 2-4293/2023 по апелляционной жалобе истцов Павловой Натальи Михайловны, Фаттахова Мунира Маснивовича, Тыняновой Татьяны Михайловны, Тыняновой Виктории Анатольевны на решение Пресненского районного суда адрес от 29 августа 2023 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Павловой Натальи Михайловны, Фаттахова Мунира Маснивовича, Тыняновой Татьяны Михайловны, Тыняновой Виктории Анатольевны к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с жилищного учета отказать",
УСТАНОВИЛА:
Павлова Н.М, фио, фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения N 76642 от 30.12.2022 о снятии с жилищного учета незаконным, обязать восстановить истцов на учете, нуждающихся в жилых помещениях с 2010 года.
В обоснование заявленных требований истцы Павлова Н.М, фио, фио, фио указывают, что 06.10.2010 на основании распоряжения Управы адрес Правительства Москвы от 06 октября 2010 г. N 214 фио, Павлова Н.М, фио, фио были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования). Основания для признания таковыми: занимают жилое помещение по адресу: адрес, пом. III, комн. 17 общей площадью 20, 4 кв.м. в общежитии; являются малоимущими. 21.11.2022 фио в своих интересах и интересах Павловой Н.М, Фаттахова М.М, Тыняновой В.А. обратилась в службу "одного окна" Департамента городского имущества адрес с целью обновления учетного дела N 5... с целью присоединения к пользованию освободившейся комнаты в том же жилом доме, где проживают истцы, однако решением ответчика адрес Москвы от 30.12.2022 истцы были сняты с жилищного учета. Данное решение истцы полагают незаконным, поскольку доход лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях, дает полные основания полагать, что их материальное положение подпадает под понятие малоимущих.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен фио
В судебное заседание суда первой инстанции истцы Павлова Н.М, фио, фио свою явку не обеспечили, извещались надлежащим образом.
Истец фио в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик ДГИ адрес и третье лицо фио в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы Павлова Н.М, фио, фио, фио по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся истцов Павловой Н.М, Фаттахова М.М, Тыняновой Т.М, Тыняновой В.А, ответчика ДГИ адрес и третьего лица фио, извещенных о слушании дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при вынесении по делу оспариваемого решения допущены не были.
В соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. При этом в соответствии с частями 3 и 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 7 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством адрес.
Согласно части 2 статьи 8 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Жители адрес снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями адрес, признанными нуждающимися в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения").
Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей адрес, принятых на жилищный учет определяется статьей 16 названного Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным приказом Департамента городского имущества адрес от 08.09.2021 N 227, с учетом Методики расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Методика).
Так, согласно части 3 статьи 16 Закона адрес от 14.06.2006 N 29, не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти адрес проводит перерегистрацию жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
При выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти адрес принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона (часть 5).
Кроме этого, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города жителями адрес, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти адрес в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес (часть 6).
Аналогичные нормативные положения о периодичности перерегистрации (не реже одного раза в пять лет), в целях подтверждения оснований, позволяющих гражданам состоять на жилищном учете, содержатся и в пункте 10.1 Порядка осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденного приказом Департамента городского имущества адрес от 08.09.2021 N 227.
Перерегистрация жителей адрес может проводится, как по инициативе Департамента городского имущества адрес, так и по заявлению граждан (пункт 1.3 названного Порядка).
При выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, Департамент принимает решение о снятии их с жилищного учета (пункт 10.3 Порядка).
Определение имущественной обеспеченности осуществляется по формуле, приведенной в пункте 3.1 Методики, в том числе, исходя из суммы совокупного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим и расчетного периода, равного 20 годам.
В соответствии со ст. 2 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона адрес "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей адрес малоимущими.
На основании статьи 4 Закона адрес от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" расчет дохода семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей адрес в уполномоченный орган для признания их малоимущими. При этом, средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании малоимущим.
Судом установлено, что 02.07.2010 за N 64 решением Управления социальной защиты населения адрес семья в составе пяти человек: Павлова Н.М, фио, фио, фио и фио были признаны малоимущими.
16.09.2010 Павлова Н.М. обратилась в Управу адрес с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма указав в качестве заявителей: Павлову Н.М, Фаттахова М.М, фио и фио
На основании договора социального найма жилого помещения N... от 08.07.2013 Павловой Н.М, Фаттахову М.М, Тыняновой Т.М. и Тыняновой В.А. было предоставлено в бессрочное владение и пользование помещение, расположенное по адресу: адрес, пом. III, комн. 17 (по факту 25), состоящее из 1 комнаты общей площадью 20, 4 кв.м.
Дополнительным соглашением от 16.05.2014 в договор социального найма в качестве члена семьи был указан фио
Распоряжением ДГИ адрес от 30.12.2022 за N 76642 фио, Павлова Н.М, фио и фио были сняты с учетом в жилых помещениях по адресу: адрес, пом. III, комн. 17 в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Основанием для снятия истцов с учета в жилых помещениях послужила имущественная обеспеченность: стоимость имущества, находящегося в собственности истцов и членов из семьи подлежащих налогообложению, составляет сумма; сумма дохода составила сумма. Таким образом, имущественная обеспеченность членов семьи за расчетный период составляет сумма, что больше стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения по норме предоставления на одного человека.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными положениями норм действующего законодательства, пришел к выводу о том, что представленным в материалы дела учетным делом подтвержден факт, что уровень дохода истцов и членов их семьи за предшествующие вынесению Распоряжения два года превысил установленный в адрес минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что фио не является членом их семьи, не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, как было установлено судом ранее, рассматривая вопрос о признании семьи малоимущей Управление социальной защиты населения адрес в своем решении от 02.07.2010 за N 64 рассматривало семью из пяти человек включая фио в связи с чем пришла к выводу о признании семьи малоимущей. И на основании указанного решения, согласно которому семья из пяти человек была признана малоимущей, истцы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также, судебная коллегия обращает внимание истцов на дополнительное соглашение от 16.05.2014 к договору социального найма N... от 08.07.2013, согласно которому фио был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи.
Таким образом, ДГИ адрес при рассмотрении имущественного положения истцов и члена их семьи фио руководствовался положениями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 2 статьи 8 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения". Факт расторжения брака не свидетельствует об исключении фио из числа члена семьи Нанимателя.
Иные доводы жалобы противоречат действующему законодательству, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьями 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Тот факт, что суд не согласился с доводами истцов, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 29 августа 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Павловой Натальи Михайловны, Фаттахова Мунира Маснивовича, Тыняновой Татьяны Михайловны, Тыняновой Виктории Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.