Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Кирпиковой Н.С., судей адресВ., фио, при секретаре Мартюк С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-921/2023 по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Нагатинского районного суда адрес от 7 сентября 2023 года, которым постановлено:
Требования ИФНС России N 24 по адрес - удовлетворить.
Взыскать с Лазарева Александра Анатольевича в пользу ИФНС России N 24 по адрес транспортный налог с физических лиц за 2019 года в размере сумма, пени в размере сумма
налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований городов за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма
Взыскать Лазарева Александра Анатольевича государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 24 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лазареву А.А. о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований городов за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, указывая, что ответчик, являясь владельцем транспортных средств, недвижимого имущества, своевременно не исполнил обязанность по уплате задолженности, установленную законодательством.
Решением Нагатинского районного суда адрес от 7 сентября 2023 года заявленные административные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права, судом доказаны все обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Налогоплательщиками транспортного налога, в силу ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 358 п. 1 НК РФ, объектом налогообложения признаются Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п. 1 ст. 359 НК РФ определяет, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ), в частности, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры; налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (статья 403 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 409 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 57 п. 2 НК РФ, при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
В силу п. п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ (на основании п. п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ - в том числе, и в судебном порядке).
В соответствии со ст. 75 п. 4 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленного законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 35 и 26.1 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что в собственности фио в указанный административным истцом период находились:
- транспортное средство - Вольво S60, регистрационный знак ТС с мощностью двигателя 99, 96 л.с, Форд Фокус регистрационный знак ТС с мощностью двигателя 210 л.с.;
- квартира 77:05:0005010:2969 по адресу: адрес.
Налогоплательщику Лазареву А.А. направлено налоговое уведомление N 69000324 от 1 сентября 2020 года, содержащее расчет транспортного налога на сумму сумма, налога на имущество физических лиц на сумму сумма. Согласно отчету об отслеживании (ШПИ 14586950404219) налоговое уведомление было вручено адресату 21 сентября 2020 года.
Кроме того, Лазареву А.А. направлено требование N 34336 от 12 февраля 2021 г, полученное им 13 марта 2021 года.
Административный ответчик Лазарев А.А. добровольно возложенную на него обязанность по уплате налогов за 2019 год не исполнил, в связи с чем были начислены пени.
Сумма налогов определены и пени начислены в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства о налогах и сборах, на основании полученных от компетентных органов, указанных в статье 85 Налогового кодекса РФ, сведений о принадлежащих ответчику объектах налогообложения, их стоимости; расчет произведен исходя из установленных ставок налога; представленный инспекцией в дело расчет задолженности и пени является правильным, учитывает уплаченные административным ответчиком суммы, не оспорен и объективными данными не опровергнут.
Вынесенный мировым судьей судебного участка N 24 адрес судебный приказ по делу N 02а-0266/2022 отменен определением мирового судьи от 2 декабря 2022 года по заявлению должника. Ссылка административного ответчика на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями за 2019 год судом первой инстанции правомерно отклонена как основанная на неверном толковании правовых норм.
Пунктами 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Одновременно на случай реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства после отмены вынесенного судебного приказа установлено, что указанный шестимесячный срок исчисляется со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Учитывая истечение срока исполнения самого раннего требования N 34336 об уплате налога на 12 февраля 2021 года, обращение налогового органа в суд в порядке приказного производства 25 ноября 2022 года, а также обращение налогового органа после отмены вынесенного судебного приказа определением мирового судьи от 2 декабря 2022 года (полученное судом первой инстанции 9 декабря 2022 года) с настоящим административным иском 8 июня 2023 года, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что установленные сроки обращения в суд пропущены не были.
Следует учесть, что статьей 397 п. 4 НК РФ предусмотрено, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз. 2); налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (абз. 3).
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что указанное положение закона Инспекцией соблюдено, расчет налогов и пени произведен правильно, на основании вышеприведенных норм права, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах внутригородских муниципальных образований городов за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма. В порядке ст. 114 п. 1 КАС РФ, ст. 333.19 п. 1 п. п. 1 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется; они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и фактическим обстоятельствам дела, подтверждены совокупностью собранных по административному делу доказательств, получивших правильную оценку суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, полагает, что оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана надлежащим образом; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку, они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств настоящего дела, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда адрес от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.