Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Кирюхиной М.В, Шайхутдиновой А.С, при секретаре Ивановой К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхутдиновой А.С. дело по административному исковому заявлению Борисенко В. М. к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения о постановке земельного участка на кадастровый учет, по апелляционной жалобе административного истца Борисенко В. М. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 07 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Борисенко В.М. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения о постановке земельного участка по адресу: *** на учет, обязании его отменить. В обосновании требований указано, что земельному участку, расположенному по адресу: ***, 31.08.2006 г. присвоен кадастровый номер ***. Данное решение, по мнению истца, является незаконным т.к. земельный участок был выделен из состава земель, переданных в Министерство обороны РФ, в результате постановки его на кадастровый учет, данный земельный участок площадью 0, 92 га, стоимостью более 127 млн. руб, выбыл из правообладания министерства. В последствии, истец потерял имущество в виде гаражного бокса, находившегося в нем оборудования, которые признаны решением комиссии объектами самовольного строительства и уничтожены. О данном факте истец узнал при ознакомлении с делом, находящимся в производстве Чертановского районного суде г. Москвы.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 07 июня 2023 года исковые требования Борисенко В.М. оставлены без удовлетворения.
Истцом Борисенко В.М. подана апелляционной жалоба, в которой истец выражает несогласие с решением суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок с кадастровым *** поставлен на государственный кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов г. Москвы 31.08.2006 г.
До 01.07.2010 г. в границах Московского городского кадастрового округа Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве осуществлялось внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, переданных Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в соответствии со ст.5 Технического соглашения "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006 г.
Совместным Приказом Департамента от 22.09.2006 г. N65 и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве от 19.09.2006 г. NП-13/005 "О ведении государственного земельного кадастра на территории Южного кадастрового района (77:05) Московского городского кадастрового округа" Департаментом были переданы полномочия по внесению сведений о ранее учтенных земельных участках с 04.10.2006 г.
Управление Росреестра по Москве является органом кадастрового учета с 01.01.2017 г. на основании Федерального закона от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером *** поступили в Управление в государственный кадастр недвижимости из Департамента в электронном виде в составе информационной базы государственного земельного кадастра в соответствии с Техническим соглашением "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006.
Документы, на основании которых сведения о земельном участке с кадастровым номером *** были внесены в государственный кадастр недвижимости, в Управление из Департамента не передавались.
Согласно ответу ДГИ г. Москвы от 24.05.2023 г. следует, что земельный участок с кадастровым *** поставлен на кадастровый учет в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.10.1996 N36-МКЗ и распоряжением Префектуры Южного административного округа города Москвы от 03.03.2006 N01-41-528. Документы на хранении отсутствуют.
В 2015 году за регистрацией права общей долевой собственности в отношении спорного земельного участка, здания, нежилого помещения обращался Гаражно-потребительский кооператив "Автостоянка "Аннино-5".
По итогам правовой экспертизы регистратором Управления регистрационные действия были приостановлены по причину непредставления документов, подтверждающих возникновение права собственности ГПК "Автостоянка "Аннино-5".
05.08.2015 г. в проведении регистрации было отказано, отказ не оспаривался.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером *** был предоставлен и выделен городом Москвой, какие-либо документы, подтверждающие его выделение федеральными органами исполнительной власти отсутствуют, доказательств того, что спорный земельный участок выделен из федеральной собственности, переданной Минобороны России не представлено.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшем на дату постановки спорного земельного участка на кадастровый учет) ведение государственного земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (пункт 2 статьи 17 названного Федерального закона).
На основании Приказа от 18.04.2007 N П-13/004 "О ведении государственного земельного кадастра в границах кадастрового района (77:01) Московского городского кадастрового округа" с 25 апреля 2007 года к Росреестру перешли функции по ведению государственного земельного кадастра.
В рамках Технического соглашения от 09.06.2006 "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" управлению подлежала передаче информационная база государственного земельного кадастра, в том числе и по земельному участку с кадастровым номером ***.
В процессе передачи сведений о ранее учтенных земельных участках в Росреестр в соответствии с техническим соглашением от 09.06.2006 "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" сведения относительно спорного земельного участка переданы в полном объеме. Параметры данного земельного участка не изменялись.
Таким образом, факт нарушения прав и законных интересов истца ответчиком-Управлением Росреестра по г.Москве своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашел.
Судебная коллегия также признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы административного истца о нарушении норм процессуального права, выразившиеся в непривлечении к участию заинтересованных лиц - Министерства обороны и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны".
Так, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерства обороны и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны", о чьих правах и обязанностях, по мнению административного истца, сделаны выводы, не привело к принятию неверного решения, и нарушению прав административного истца и лиц, не привлеченных к участию в деле, поскольку оспариваемым судебным актом не были разрешены вопросы, затрагивающие права и обязанности указанных лиц.
В целом апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 07 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисенко В. М. - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.