Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ганапольского М.Ю. - Аршиновой В.А. на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 16 ноября 2023 года, которым постановлено о признании Ганапольского М.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, преду смотренного ч. 2 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере сумма",
УСТАНОВИЛ:
04 октября 2023 года в отношении Ганапольского М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Пресненский районный суд.
Постановлением судьи Пресненского районного суда Ганапольский М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник заявителя обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указывая на нарушение прав заявителя применением к нему законодательства об иностранных агентах.
В судебное заседание Московского городского суда Ганапольский М.Ю. не явился, о дате и времени его проведения уведомлялся надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ предусмотрена за непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административной ответственности), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от ста тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" определено, что под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 указанного Федерального закона.
Исходя из ч. 4 ст. 1 вышеназванного Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
На основании ч.2 ст.14 того же Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, иностранный агент обязан представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе; об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников; об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части.
Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом.
Пунктом 1 Приказа Минюста России от 29 ноября 2022 года N 304 утвержден Порядок и форма представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также Порядок и сроки размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в силу которого, представление сведений, предусмотренных п.1 части 8 статьи 9 указанного Закона осуществляется по форме, приведенной в Приложение N3 к Приказу (форма NОИА001), один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля); предусмотренных п.3 части 8 статьи 9 Закона - по форме, приведенной в Приложении N5 к Приказу (форма NОИА003), ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября); предусмотренных п.6 части 8 статьи 9 Закона - по форме, приведенной в Приложении N9 к Приказу (форма NОИА007), не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).
Как усматривается из материалов настоящего дела, Ганапольский М.Ю, 16.01.2023г. в 00 час. 00 мин, по адресу: адрес, будучи 05.04.2022г. внесенным в реестр иностранных агентов, в нарушение требований п.п.1, 3, 6 ч.8 ст.9 Федерального закона от 14.07.2022г. N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в установленный законом срок 15.01.2023г. не представил в Министерство юстиции РФ отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе, предоставление которых установлено один раз в полгода; об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использование), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников, предоставление которых установлено ежеквартально и об изменениях в сведениях, указанных в п.п.1-5 ч.6 ст.9 Федерального закона N255-ФЗ, предоставление которых также установлено ежеквартально, порядок и форма предоставления которых утверждены приказом Минюста России N304 от 29.11.2022г, т.о, Ганапольским М.Ю. в установленный законом срок, в уполномоченный орган не представлены отчеты по форме NОИА001, NОИА003 и NОИА007, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.34 КоАП РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре Минюста России, Ганапольский М.Ю. в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" включен в реестр иностранных агентов 5 апреля 2022 года под номером 349.
Действия Ганапольского М.Ю. квалифицированы по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность лица в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N35 от 04.10.2023 года, согласно которому Ганапольский М.Ю, 16.01.2023г. в 00 час. 00 мин, по адресу: адрес, будучи 05.04.2022г. внесенным в реестр иностранных агентов, в нарушение требований п.п.1, 3, 6 ч.8 ст.9 Федерального закона от 14.07.2022г. N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в установленный законом срок 15.01.2023г. не представил в Министерство юстиции РФ отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе, предоставление которых установлено один раз в полгода; об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использование), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников, предоставление которых установлено ежеквартально и об изменениях в сведениях, указанных в п.п.1-5 ч.6 ст.9 Федерального закона N255-ФЗ, предоставление которых также установлено ежеквартально, порядок и форма предоставления которых утверждены приказом Минюста России N304 от 29.11.2022г, т.о, Ганапольским М.Ю. в установленный законом срок, в уполномоченный орган не представлены отчеты по форме NОИА001,
NОИА003 и NОИА007, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.34 КоАП РФ; распоряжением N374-р от 05.04.2022г. о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента Ганапольского Матвея Юрьевича в соответствии с ч.3 ст.2.1 Закона РФ от 28.12.2012г. N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"; уведомлением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от 06.04.2022г, направленным Директором Департамента по делам некоммерческих организаций на имя Ганапольского М.Ю. и иными материалами дела.
Как верно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, в связи с чем не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Ганапольского М.Ю. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о нарушении его прав на выражение своего мнения, отсутствии оценки степени общественной опасности вменяемого правонарушения, отсутствие доказательств совершения административного правонарушения формальны, не обоснованы и в большей степени сводятся к уклонению заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Довод жалобы о том, что статус "иностранного агента" является унижающим достоинство и деловую репутацию не может быть предметом рассмотрения настоящей жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Ганапольского М.Ю. имелась, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях лица.
Доводы жалобы заявителя о вынесении судом первой инстанции строго наказания судом во внимание не принимаются, поскольку при назначении наказания суд первой инстанции учел требования ст.ст. 3.1, 3.8 КоАП РФ, характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, назначив лицу административное наказание в пределах санкции ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, связанное с назначением административного наказания в виде штрафа.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности последнего в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание Ганапольскому М.Ю. назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 16 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Ганапольского М.Ю. оставить без изменения, жалобу защитника Ганапольского М.Ю. - Аршиновой В.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к ответственности за непредставление отчетности иностранным агентом, установив, что заявитель не выполнил требования законодательства о представлении сведений в установленный срок. Доводы о нарушении прав и уничижительном статусе иностранного агента судом признаны несостоятельными, поскольку возможность соблюдения норм законодательства у заявителя имелась. Постановление первой инстанции оставлено без изменения.