Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Микрокредитной компании "495 Кредит" (далее - ООО МКК "495 Кредит") фио на постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 23 мая 2023 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "495 Кредит" (далее - ООО МКК "495 Кредит", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
31 марта 2023 года начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес в отношении ООО МКК "495 Кредит" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд адрес.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда адрес от 23 мая 2023 года ООО МКК "495 Кредит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО МКК "495 Кредит" фио просит об отмене постановления судьи районного суда либо уменьшение суммы штрафа. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что 01 марта 2023 года Общество получило запрос на который 06 марта 2023 года ответили в срок. Считает правонарушение малозначительным.
Законный представитель, защитник ООО МКК "495 Кредит" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность, предусмотренная статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как следует из материалов дела в связи с выявлением по результатам рассмотрения жалобы фио административного правонарушения в области законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности фио, 20 февраля 2023 года уполномоченным должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 86 в отношении ООО ММК "495 Кредит".
В рамках дела об административном правонарушении, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, 20 февраля 2023 года в адрес ООО МКК "495 Кредит", по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 86.
Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении обязывало ООО МКК "495 Кредит" направить сведения об основании взаимодействия с фио, паспортные данные по вопросу просроченной задолженности фио паспортные данные, представить копию договора займа, предложение к договору займа, дополнительное соглашение о взаимодействии с третьими лицами, согласия третьих лиц, анкету, иные документы; сведения с указанием способов взаимодействия с фио, номера телефонов, посредством которых осуществлялось данное взаимодействие, с приложением записей всех телефонных разговоров, реестр смс-сообщений, их содержание, осуществление личных встреч с должником, третьими лицами, направление почтовых уведомлений и прочее, информацию об осуществлении взаимодействия посредством мессенжеров и прочее взаимодействие.
Определение об истребовании сведений получено ООО МКК "495 Кредит" по почте 01 марта 2023 года.
Однако в адрес Управления ответа направлено не было.
Таким образом, ООО МКК "495 Кредит" 06 марта 2023 года по адресу: адрес, Большой адрес помещ./ком./часть I/10-15/1, 8 невыполнены законные требования должностного лица Управления в связи с заявлением физического лица в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО МКК "495 Кредит" квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО МКК "495 Кредит" в его совершении подтверждена: протоколом об административном правонарушении N 22/23/63000-АП от 31 марта 2023 года; обращением фио, определением об истребовании сведений в адрес ООО МКК "495 Кредит" от 20 февраля 2023 года N 86, определением об истребовании сведений в адрес ООО МКК "495 Кредит" от 20 февраля 2023 года N 86, почтовым отправлением об отправке определения об истребовании сведений с почтовым идентификатором 80101581918244 и иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО МКК "495 Кредит" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Субъектами указанного административного правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, могут являться юридические лица.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО МКК "495 Кредит" в трёхдневный срок со дня получения определения об истребовании сведений, не выполнило требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении сведений.
Таким образом, бездействие ООО МКК "495 Кредит" правильно квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", если обработка персональных данных необходимы для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, в равно и в связи с осуществлением правосудия, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, согласия субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах (пункт 3 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Как следует из совокупности представленных доказательств, указанные в определении должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов сведения, запрашивались в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного должностным лицом Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес в отношении ООО МКК "495 Кредит".
Приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 437 утверждено Положение об Управлении по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Управление), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, осуществляющим в пределах своей компетенции функции и выполняющим задачи федерального органа принудительного исполнения по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр, юридические лица соответственно), и по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В Управлении для выполнения возложенных на него задач создаются отделы (пункт 1.5 Положения).
Одной из основных задач Управления является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и законных интересов физических лиц (пункт 1.8.1 Положения).
При осуществлении полномочий Управление обеспечивает в пределах компетенции сохранность и конфиденциальность персональных данных, сведений, затрагивающих частную жизнь граждан, другой конфиденциальной информации, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (пункт 1.9).
В рамках предоставленных Положением полномочий Управление вправе: рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами ФССП России производство по делам об административных правонарушениях (пункты 2.1.1 и 2.1.3 Положения).
В соответствии с Приказом ФССП России от 20 августа 2021 года N 456 должностные лица (начальник, его заместитель) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом этого начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по указанному субъекту РФ, возбудив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с выявлением признаков нарушения законодательства Федерального закона N 230-ФЗ, устанавливающего в целях защиты прав и законных интересов физических лиц правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, обоснованно, для выяснения всех обстоятельств дела, истребовал сведения, касающиеся взаимодействия с лицом, на основании заявления которого было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что истребование должностным лицом в рамках проводимого административного расследования проверки указанных выше сведений не противоречит положениям Федерального закона N 152-ФЗ, осуществлено в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него полномочий и не требует согласия граждан на обработку их персональных данных.
Не выполнив требования судебного пристава в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении сведений ООО МКК "495 Кредит" нарушило требования вышеуказанных законов, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ответ на запрос был направлен 06 марта 2023 года, опровергается письменными материалами дела, согласно которого ответ Общества датирован 28 марта 2023 года N 28038/23/63000 (л.д. 34).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Оснований для применения положений статьи 2.9, части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО МКК "495 Кредит" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.