Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника фио, действующего в интересах Эйдельман Т.Н., на постановление судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 28.08.2023, которым Эйдельман Тамара Натановна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
26.05.2023 консультантом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ЦФО в отношении Эйдельман Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Шарапов И.И. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Эйдельман Т.Н. состава административного правонарушения, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела.
Эйдельман Т.Н, защитник Шарапов И.И, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Руководствуясь нормами ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Эйдельман Т.Н. к административной ответственности) наступает за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, I установленного статьей 4 Федерального закона N 255-ФЗ, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ, к видам деятельности, осуществляемой иностранным агентом, в том числе, относится распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ форма указания, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, требования к размещению такого указания и порядок его размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Форма указания, предусмотренного частью 3 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, требования к размещению и порядок размещения такого указания установлены Правилами размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"", которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 N 2108 (вступило в силу 01 декабря 2022 года и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу).
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие форму аудиосообщений или аудиоматериалов, должны сопровождаться указанием в звуковой форме, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
Согласно требованиям Правил текстовое указание и указание в звуковой форме должны размещаться на русском языке.
Размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала.
Цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается.
Текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.
Не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты.
Текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20 процентов размера такого изображения.
Не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала.
При размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения.
Уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала.
Текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания.
Продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд.
Материалы иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Эйдельман Т.Н, будучи 09.09.2022 включенной в реестр иностранных агентов под порядковым номером 429, в нарушение требований ч.3 ст.9 Федерального закона от 14.07.2022г. N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", 01.04.2023 по адресу места регистрации: 121170, Москва, адрес допустила распространение материала на интернет адрес без указания на то, что этот материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом либо касается деятельности иностранного агента, что является нарушением требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Так, Эйдельман Т.Н. с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространила материал (информацию) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на адрес по адресу: https: dzen.ru/video/watch/6427c92b81c8c64384ca0723?share_to=link (дата публикации: 01.04.2023), материал под названием "Откуда в Букингемском дворце такой интерес к Корги?" без указания на то, что этот материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом либо касается деятельности иностранного агента.
Действия Эйдельман Т.Н. судьёй районного суда квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина Эйдельман Т.Н. в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, в котором изложена сущность административного правонарушения; письмом Роскомнадзора от 07.04.2023; актом видеофиксации с приложением CD-диска; скриншотом сайта Минюста России; копией ответа ГУ МВД России по адрес; скриншотом Youtube-канала "Tamara Eidelman" от 02.05.2023; копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Эйдельман Т.Н. в совершении вмененного ей деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с п.58 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушениях, предусмотренных частями 4, 5, 8 и 9 статьи 19.34 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.5.1.1.8. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (в актуальной на момент составления протокола редакции) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" на Роскомнадзор возложена обязанность контроля за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".
Таким образом протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по ЦФО в отношении Эйдельман Т.Н. правомерно. Оснований для признания протокола недопустимым доказательством не имеется.
Поскольку полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях КоАП РФ возложена на орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в данном случае Роскомнадзор, следовательно, указанный государственный орган вправе осуществлять мероприятия по выявлению административных правонарушений, проведению административных мероприятий по фиксации доказательств, проведению иных, указанных в КоАП РФ процессуальных действий.
Довод жалобы о необоснованном вмешательстве в свободу выражения мнения, судом также отклоняется по следующим основаниям.
Норма ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ не содержит ограничений к содержанию распространяемых иностранным агентом материалов.
Таким образом, нормы статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливают обязанности не к содержанию материалов иностранных агентов, а к порядку их распространения. Требование законодательства о порядке размещения указания о распространении материала иностранным агентом, не может расцениваться как вмешательство в осуществление права на свободу выражения мнения.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу вынесенного постановления, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица в его совершении.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Эйдельман Т.Н. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ для признания совершенного Эйдельман Т.Н. правонарушения малозначительным, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Эйдельман Т.Н. к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 28.08.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Эйдельман Тамары Натановны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за нарушение порядка распространения материалов иностранным агентом, не указавшим на свой статус. Судебные акты первой инстанции признаны обоснованными, а доводы жалобы отклонены как не подтверждающие отсутствие состава правонарушения. Штраф назначен в соответствии с законом, с учетом всех обстоятельств дела.