Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ибрагимовой Л.М. в защиту Мингбоева А.Ж.У. на постановление судьи Перовского районного суда адрес от 01 ноября 2023 г., которым гражданин адрес ... У. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
01 ноября 2023 г. в отношении Мингбоева А.Ж.У. инспектором ОР ППСП ОМВД России по адрес Москвы был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела переданы на рассмотрение в Перовский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, Ибрагимова Л.М. в защиту Мингбоева А.Ж.У. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Мингбоева А.Ж. фио адресА. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по настоящему делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Уклонение иностранного гражданина, временно пребывающего на адрес, от выезда из Российской Федерации, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, а в случае совершения указанного правонарушения в городе федерального значения Москве... по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Судом установлено, что 01 ноября 2023 года в 02 ч. 08 мин. по адресу: адрес, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции был выявлен гражданин адрес... У, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому фиоУ. прибыл в Российскую Федерацию 17 декабря 2022 года в порядке, не требующем получения визы, и по истечении установленного срока пребывания (11 августа 2023 года) уклонился от выезда из Российской Федерации.
В качестве доказательств, подтверждающих совершение Мингбоевым А.Ж.У. описанного выше административного правонарушения, судья сослался помимо прочих, имеющихся в деле доказательств, на протокол от 01 ноября 2023 г. в отношении фиоУ, составленный инспектором ОР ППСП ОМВД России по адрес Москвы капитаном полиции фио
Между тем, данный вывод судьи сделан без учета положений ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в чч. 2, 5 ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 01 ноября 2023 г, составленный в отношении фиоУ. инспектором ОР ППСП ОМВД России по адрес Москвы капитаном полиции фиоИ, названный документ не подписан должностным лицом, его составившим.
Из разъяснений п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В данном случае, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица его составившего, является существенным недостатком данного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица, его составившего, являлось основанием для возврата судьей районного суда протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его для устранения изложенных выше нарушений закона на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Тем не менее, указанные требования судьей выполнены не были.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, он не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
Поскольку вина Мингбоева А.Ж.У. в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве... протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление судьи подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
При этом считаю необходимым прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены акты по делу.
Руководствуясь ст. 30.6... 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу защитника Мингбоева А.Ж. фио Л.М. удовлетворить.
Постановление судьи Перовского районного суда адрес от 01 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес... У,... отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что протокол об административном правонарушении, составленный в отношении иностранного гражданина, содержит существенные недостатки, в частности, отсутствие подписи должностного лица. В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд отменил его и прекратил производство по делу.