Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "СК Альбион" фио на постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 20 ноября 2023 года, которым ООО "СК Альбион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
13 сентября 2023 года инспектором по адрес ОКСМ УВМ ГУ МВД России по адрес в отношении ООО "СК Альбион" составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Замоскворецкий районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует законный представитель ООО "СК Альбион" по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества в совершении вменяемого правонарушения допустиыми и достаточными доказательствами не подтверждена, в его действиях отсутствует состав правонаршуения по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ; не принято во внимание, что с выявленными иностранными гражданами трудовые договоры были заключены 14 февраля 2023 года, уведомления о которых обществом направлялись в компетентный орган 16 февраля 2023 года - в установленный срок, доказательств заключения данных договоров ранее указанного срока материалы дела не содержат; при рассмотрении дела не учтено, что протокол об административном правонарушении неправомерно составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке не извещенного о месте и времени его составления, в связи с чем такой протокол является недопуститмым доказательством по делу, подлежащим исключению из числе доказательств; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "СК Альбион", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника общества не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в его отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с п. 8 ст. 13 которого, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом данного пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи такого уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения административного расследования сотрудниками сотрудниками адрес ОКСМ УВМ ГУ МВД России по адрес выявлено, что ООО "СК Альбион", расположенное по адресу: адрес, помещение 2/10, комн. 2, в нарушение требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N115-ФЗ 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в течение 3-х рабочих дней с даты заключения заключения трудового договора (привлечения к трудовой деятельности) либо гражданско-правового договора - в данном случае до 00.01 час. 14 февраля 2023 года не уведомило территориальный орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора (привлечения к трудовой деятельности) либо гражданско-правового договора с гражданином адрес, с 09 февраля 2023 года осуществляющим трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего ООО "СК Альбион" на строительном объекте по адресу: адрес, в связи с чем действия данного юридического лица квалифицированы по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ООО "СК Альбион" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности по адресу: адрес; протоколом осмотра территории, который осуществлен должностными лицами в рамках проверки во исполнение распоряжения должностного лица, в присутствии двоих понятых, сведения о которых отражены в протоколе, с приложением к нему фототаблицы, на которой зафиксирован гражданин адрес в рабочей одежде при осуществлении работ подсобного рабочего на строительном объекте по адресу: адрес; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, которым зафиксирован факт осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на строительном объекте по адресу: адрес, включая гражданина адрес; сведениями АС ЦБДУИГ и МВД адрес в отношении гражданина адрес; копиями национального паспорта и миграционной карты на имя выявленного иностранного гражданина; письменными объяснениями фио; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "СК Альбион"; списком работников ООО "СК Альбион" от 09 февраля 2023 года, в который включен выявленный гражданин адрес; сведениями ОКСМ УВМ ГУ МВД России по адрес об отсутствии в базе данных уведомления ООО "СК Альбион" о заключении трудового либо гражданско-правового договора с выявленным иностранным гражданином; рапортами должностного лица по адрес ОКСМ УВМ ГУ МВД
России по адрес по обстоятельствам выявления в действиях ООО "СК Альбион" административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "СК Альбион"; письменными объяснениями представителя ООО "АртСтрой Технология" по доверенности фио; заключенным между застройщиком Московским Фондом реновации жилой застройки и исполнителем ООО "АртСтрой Технология" договором N 162-1020-ОК-1 от 27 ноября 2020 года, предметом которого является выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и передаче объекта (жилого дома с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: адрес, адрес) на баланс эксплуатирующей организации; договором подряда N 23-12-22 РПП от 23 декабря 2022 года с дополнительными соглашениями и приложениями к нему, заключенными между генподрядчиком ООО "АртСтрой Технология" и подрядчиком ООО "СК Альбион", на выполнение строительных работ на строительстве жилого дома с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: адрес, адрес; актом приема-передачи строительной площадки и исходной документации по дооговору подряда N 23-12-22 РПП от 23 декабря 2022 года, из которого следует, что 28 декабря 2022 года геподрядчик ООО "АртСтройТехнология" передал, а подрядчик ООО "СК Альбион" принял строительную площадку для выполнения работ на объекте строительства жилого дома с инженерными сетями и благоустройством территории по адресу: адрес, адрес; приказом генерального директора ООО "СК Альбион" N 03-22 от 28 декабря 2022 года о назначении ответственного за выполнение строительно-монтажных работ на вышеназванном объекте; заявками генерального директора ООО "СК Альбион" на аванс по договору подряда N 23-12-22 РПП от 23 декабря 2022 года; платежными поручениями, свидетнельствующими об оплате геподрядчиком ООО "АртСтройТехнология" выполненных подрядчиком ООО "СК Альбион" работ по указанному
выше договору подряда; протоколом об административном правонарушении от 13 сентября 2023 года в отношении ООО "СК Альбион", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется обществу, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о составлении в 10.00 час. 13 сентября 2023 года протокола телеграммой, направленной 06 сентября 2023 года по адресу места нахождения юридического лица, внесенному в ЕГРЮЛ, которая не была вручена 07 сентября 2023 года ввиду отсутствия данной организации по указанному адресу, что подтверждается копиями текста телеграммы, квитанции адрес о направлении почтовой корреспонденции в адрес ООО "СК Альбион", уведомлением о невручении (л.д.89), копия протокола для сведения общества также направлена посредством почты 14 сентября 2023 года и вручена адресату 02 октября 2023 года, что усматривается из описи почтовых вложений, квитанции Почты России от оплате почтовой коррсепонденции с почтовым идентификатором N11517282090170 (л.д.94), протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
С учетом изложенного, положений ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 25.4, ст. 25.15 КоАП РФ, разъяснений в абз. 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вопреки позиции заявителя жалобы, протокол об административном правонарушении 13 сентября 2023 года должностным лицом административного органа правомерно составлен в отсутствие законного представителя ООО "СК Альбион", в установленном порядке извещенного о месте и времени его составления, который по своему усмотрению не воспользовался своим правом на участие в составлении протокола об административном правонарушении, явку защитника не обеспечил, в связи с чем право на защиту не нарушено.
Приведенные выше доказательства судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла суду установить событие вменяемого правонарушения и все обстоятельства совершения противоправного деяния.
Наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к юридическим лицам, призванным соблюдать требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, образует, в том числе, неуведомление в течение 3-х рабочих дней с даты заключения трудового договора (привлечении к трудовой деятельности) соответствующего органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, допущенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
Исходя из положений ст.ст.11, 16, ч.2 ст.67 Трудового кодекса Российской Федерации, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора, не является необходимым элементом объективной стороны вменённого административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО "СК Альбион" выявленного иностранного гражданина к выполнению работы в интересах данного общества и не уведомление об этом в установленный срок территориального подразделения ГУ МВД России.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения в жалобе о том, что с выявленными иностранными гражданами трудовые договоры были заключены 14 февраля 2023 года, уведомления о которых обществом направлялись в компетентный орган 16 февраля 2023 года - в установленный срок, доказательств заключения данных договоров ранее указанного срока материалы дела не содержат, опровергаются материалами дела, включая список работников ООО "СК Альбион" от 09 февраля 2023 года, в который включен выявленный гражданин адрес, письменные объяснения фио, согласно которым с 09 февраля 2023 года он осуществляет трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего ООО "СК Альбион" на строительном объекте по адресу: адрес, по устному соглашению с представителем ООО "СК Альбион", без оформления трудового договора в письменной форме, подписанными им собственноручно на русском языке без замечаний и возражений, а также письменные объяснения представителя ООО "АртСтрой Технология" по доверенности фио, после предупреждения об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний пояснившего, что ООО "АртСтрой Технология" является генеральным подрядчиком строительства объекта по адресу: адрес, строительные работы на котором в соответствии с условиями заключенного договора подряда с 28 декабря 2022 года производятся подрядчиком ООО "СК Альбион", которое все работы осуществляет самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций, с 09 февраля 2023 года к осуществлению трудовой деятельности привлекло иностранных граждан, включая гражданина адрес
Отрицание стороной защиты установленных судьей районного суда обстоятельств совершения административного правонарушения, обоснованно расценено как избранный способ защиты, направленный на избежание административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа в значительном размере.
Все доводы стороны защиты, имеющие правовое значение для рассмотрения настоящего дела, являлись предметом тщательной проверки в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, им дана должная правовая оценка, приведенная в обжалуемом акте, не согласиться с которой оснований не имеется, и которые мотивированно отклонены, так как не опровергают установленные обстоятельства и выводы о виновности ООО "СК Альбион" в совершении вменяемого административного правонарушения.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно сочла, что в данном случае не имеется доказательств того, что указанным обществом принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", за нарушение которых ч.4 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
ООО "СК Альбион", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на адрес, а также принимая во внимание, что вмененное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на адрес, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, оснований для признания его малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
Предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, законодатель тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, как на то ссылается сторона защиты, не установлено.
Также анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределённому кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершённого правонарушения, а в пренебрежительном отношении к установленному законодательством порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Административное наказание судьей районного суда назначено по правилам статей 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, факта совершения административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения виновного лица, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении, с учетом имущественного положения юридического лица, отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 20 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "СК Альбион" оставить без изменения, жалобу генерального директора фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность привлечения юридического лица к административной ответственности за неуведомление компетентного органа о заключении трудового договора с иностранным гражданином в установленный срок. Судебная инстанция отметила, что доказательства вины были собраны в соответствии с законом, а доводы защиты не опровергли установленные факты нарушения.