N 16-1953/2024
г. Санкт-Петербург 14 июня 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу Камкина А.А. на постановление мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 8 декабря 2023 года и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 января 2024 года, вынесенные в отношении должностного лица - врио главы муниципального образования городского округа "данные изъяты" Камкина Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 8 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 января 2024 года, врио главы муниципального образования городского округа "данные изъяты" Камкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Камкин А.А. просит судебные акты отменить, так как содержащиеся в них выводы основаны на неверном толковании норм материального права, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения или направить дело на новое рассмотрение.
И.о. прокурора г. Воркуты Республики Коми ФИО4, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил на неё возражения, в которых считает изложенные Камкиным А.А. доводы необоснованными, просит оставить жалобу без удовлетворения, а состоявшиеся судебные акты - без изменения.
Адвокат ФИО5 извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на неё, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" установлено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 данного Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
Согласно части 1 статьей 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ, адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном этим федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения (часть 2 статья 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ, оказывая юридическую помощь, адвокат участвует в качестве представителя в гражданском и административном судопроизводстве, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях (пункты 4 и 7 части 2 данной статьи).
Согласно части 5 статьи 6.1 Закона "Об адвокатской деятельности" неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушения сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном порядке федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 24 августа 2023 года ФИО5, реализуя полномочия адвоката гражданина ФИО6, направил в администрацию МО ГО " "данные изъяты"" адвокатский запрос о предоставлении информации о служебной деятельности бывшего первого заместителя руководителя администрации МО ГО " "данные изъяты"" ФИО6 с целью представления интересов последнего при рассмотрении гражданского дела N 2-2703/2023 в Воркутинском городском суде Республики Коми по иску ФИО6 к администрации МО ГО "данные изъяты"" о восстановлении на работе.
Данный запрос адвоката зарегистрирован в администрации МО ГО " "данные изъяты"" 28 августа 2023 года.
27 сентября 2023 года в адрес адвоката ФИО5 посредством электронной почты врио главы администрации МО ГО " "данные изъяты"" - руководителем администрации МО ГО " "данные изъяты"" Камкиным А.А. направлен ответ N о невозможности предоставления запрашиваемых сведений, в связи с тем, что истребуемая статистика в администрации МО ГО "Воркута" не ведется, гарантировать обеспечение достоверности предоставленных сведений невозможно, а журналы регистрации документов администрации МО ГО "Воркута", в том числе сведения, содержащиеся в системе электронного документооборота могут быть предоставлены на обозрение по запросу судебных органов.
По обращению адвоката ФИО5 прокуратурой г. Воркуты Республики Коми проведена проверка в отношении администрации МО ГО " "данные изъяты"" по исполнению адвокатского запроса.
По результатам прокурорской проверки 7 ноября 2023 года заместителем прокурора г. Воркуты Республики Коми в отношении врио главы администрации МО ГО " "данные изъяты"" - руководителя администрации МО ГО " "данные изъяты"" Камкина А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность указанного должностного лица в совершении данного административного правонарушения подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены судьями нижестоящих судебных инстанций в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности Камкина А.А, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения; должностное лицо, допустившее нарушение; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Рассматривая дело об административном правонарушении и привлекая Камкина А.А. к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ судебные инстанции установили, что бездействие должностного лица повлекло нарушение прав адвоката ФИО5 на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а равно нарушение порядка рассмотрения адвокатского запроса.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, мировой судья при рассмотрении дела, пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Камкина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Доводам должностного лица об отсутствии в администрации МО ГО " "данные изъяты"" запрашиваемых адвокатом сведений, нижестоящими судебными инстанциями дана критическая оценка.
Так, распоряжением администрации МО ГО " "данные изъяты"" от 7 апреля 2022 N 90 утвержден Порядок личного приема граждан руководством администрации МО ГО " "данные изъяты"".
В силу пункта 3 Порядка первый заместитель руководителя администрации МО ГО " "данные изъяты"" ФИО6 проводит личный прием еженедельно по средам.
Согласно пункта 4 Порядка в целях объективного и всестороннего рассмотрения вопросов заявителей, подготовки необходимой информации, минимизации сроков ожидания заявителей в очереди, отделом контроля и организационно-методического руководства управления экономики администрации МО ГО " "данные изъяты"" проводится предварительная запись на личный прием руководством администрации МО ГО " "данные изъяты" При предварительной записи заявитель сообщает фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, контактный телефон. В целях предметного и всестороннего рассмотрения устного обращения, заявитель, в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в ходе личного приема формулирует вопросы и описывает обстоятельства, которые послужили основанием для обращения. Указанные выше сведения заносятся в карточку личного приема. Другие сведения, содержащиеся в карточке приема, заполняются в приемных руководства администрации МО ГО " "данные изъяты"" сотрудником приемной, либо заявителем.
В целях подготовки к проведению личного приема руководством администрации МО ГО " "данные изъяты"" отдел КиОМР для подготовки необходимой информации передает копии карточек приема в структурные подразделения и подведомственные учреждения администрации МО ГО " "данные изъяты"", в компетенцию которых входит решение вопросов, указанных в карточке приема, необходимая информация предоставляется структурными подразделениями и подведомственными учреждениями администрации МО ГО " "данные изъяты"" в приемные руководства администрации МО ГО " "данные изъяты"", оригиналы карточек приема предоставляются отделом КиОМР в приемные руководства администрации МО ГО " "данные изъяты"" не позднее 17.00 рабочего дня, предшествующего приему. Учет карточек приема проводится отделом КиОМР.
Таким образом, судебными инстанциями достоверно установлено, что администрация МО ГО "Воркута" располагала запрошенными адвокатом ФИО5 сведениями.
Иных оснований для отказа в предоставлении информации по запросу адвоката ФИО5 должностным лицом Камкиным А.А. в ответе на запрос не приведено.
Доводы жалобы со ссылкой на Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" подлежат отклонению, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением органами местного самоуправления сведений адвокату, регулируются Федеральным законом от 31 мая 2022 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы, информация запрашивалась адвокатом ФИО5 с целью представления интересов ФИО6 в гражданском деле N 2-2703/2023, рассматриваемом Воркутинским городским судом Республики Коми для доказывания обстоятельств по трудовому спору, поскольку в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оценка значимости данной информации для установления обстоятельств по гражданскому делу в полномочия Камкина А.А. не входит.
Доводы жалобы о том, что Порядок личного приема граждан руководством администрации МО ГО "Воркута" утвержден в 2022 году не опровергает возможность предоставления запрашиваемых сведений с 2022 года.
Установленные нижестоящими судебными инстанциями обстоятельства допущенного Камкиным А.А. нарушения указывают на наличие в его действиях состава административного правонарушения (в том числе установленные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, указывают и на наличие всех элементов состава административного правонарушения), вина в совершении административного правонарушения установлена на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, сомнений не вызывает.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, были предметом тщательной проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность, обоснованность и наличие в действиях Камкина А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы, в том числе о допущенных в ходе рассмотрения дела нарушениях норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и основанием к освобождению от административной ответственности не являются.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что врио главы муниципального образования городского округа " "данные изъяты"" - "данные изъяты"" Камкин А.А. имел реальную возможность соблюсти порядок рассмотрения адвокатского запроса, объективно и всесторонне рассмотреть обращение и своевременно дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов, однако должных мер к тому не принял, следовательно, он, как должностное лицо, обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, заключается в пренебрежительном отношении субъекта к законодательно установленному праву адвоката на обращения в органы местного самоуправления по вопросам о предоставлении сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, а также значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований для освобождения Камкина А.А. от административной ответственности не имеется.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, с доводами, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья вышестоящей инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Камкина А.А. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи городского суда не имеется.
Судебное разбирательство по делу, как судом первой, так и судом второй инстанций, проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства и было направлено на всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств по делу. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем или неполном судебном разбирательстве, об ущемлении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту или иного нарушения процессуальных требований, которые путем лишения или ограничения гарантированных ему прав, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законных и обоснованных судебных решений, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 8 декабря 2023 года и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 января 2024 года, вынесенные в отношении должностного лица - врио главы муниципального образования городского округа " "данные изъяты"" - руководителя "данные изъяты"" Камкина Александра Альбертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что должностное лицо неправомерно отказало адвокату в предоставлении запрашиваемых сведений, что нарушило его права. Судебные инстанции установили, что администрация имела возможность предоставить информацию, однако не предприняла необходимых мер. В результате должностное лицо было привлечено к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 5.39 КоАП РФ.