Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2023 года (N 2а-1145/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2023 года по административному исковому заявлению Хакимова А.С. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хакимов А.С. обратился в суд с административным иском, указав, что в статусе осужденного отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в период с 1 февраля 2018 года по 7 апреля 2021 года в отрядах "карантин" и N 3.2. В указанный период времени администрацией исправительного учреждения были допущены нарушения условий содержания, в связи с чем просил взыскать компенсацию в размере 60 000 рублей.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Хакимова А.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.
В кассационной жалобе на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 16 апреля 2024 года, ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Хакимов А.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в период с 1 февраля 2018 года по 7 апреля 2021 года, за исключением периода убытия в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН Росси по Республике Карелия с 16 февраля 2018 года по 14 марта 2018 года, в условиях отсутствия в помещениях исправительного учреждения централизованного горячего водоснабжения и очевидной недостаточности одного бойлера объемом 120 л на всех лиц, содержащихся в жилой зоне.
Установив, что в период содержания Хакимова А.С. в исправительном учреждении допускались нарушения условий содержания, в частности: отсутствие горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 3 000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения его прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Хакимова А.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 3 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 22 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.