Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-686/2023 по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 31 января 2024 года по административному исковому заявлению Терентьева В.А. об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Терентьев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, взыскании компенсации. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 1 группы с 2014 года ("данные изъяты").
Федеральным казенным учреждением "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Мурманской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Мурманской области" Минтруда России) 22 июня 2022 года его группа инвалидности продлена до 1 января 2023 года, с указанием даты очередного освидетельствования - 1 декабря 2022 года.
По независящим от него обстоятельствам переосвидетельствование проведено не было, что повлекло за собой приостановление выплаты пенсии, назначенной в связи с инвалидностью.
Кроме того, в связи с отсутствием справки о наличии инвалидности, отпали основания для хранения и использования технических средств реабилитации, что повлекло для административного истца затруднения при приеме пищи, помывке в бане, исправления естественных нужд. Отсутствие денежных средств лишает его возможности самостоятельного приобретения лекарственных средств, назначенных врачами-специалистами, что приводит к физическим страданиям и ухудшению состояния здоровья.
Административный истец просил суд возложить на административного ответчика обязанность провести в отношении него переосвидетельствование в кратчайшие сроки, признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и взыскать компенсацию в размере 200 000 рублей.
К участию в деле в качестве административных ответчиков судом привлечены ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, в качестве заинтересованных лиц - ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, и ФКУ ГБ МСЭ по Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 9 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Терентьева В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 31 января 2024 года решение Кольского районного суда Мурманской области от 9 июня 2023 года отменено, принято по делу новое решение, которым с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Терентьева В.А. взыскана компенсация за ненадлежащее оказание медицинской помощи в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 31 января 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 12 апреля 2024 года, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России ставят вопрос об отмене апелляционного определения, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Из информации ФКУ "ГБ "МСЭ по Мурманской области" Минтруда России следует, что 27 июня 2022 года Терентьев В.А. освидетельствован экспертным составом N 2 ФКУ "ГБ МСЭ по Мурманской области" Минтруда России акт (протокол МСЭ N 388.2.Э.51/2022) с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). Основной диагноз: "данные изъяты"
14 апреля 2023 года Терентьев В.А. освидетельствован Бюро МСЭ N 7 (смешанного профиля) - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Мурманской области" Минтруда России (акт, протокол МСЭ N 47.7.51/2023, дата получения направления медицинской организации - 11 марта 2023 года) с целью установления группы инвалидности и разработки ИПРА. На переосвидетельствование Терентьев В.А. направлен филиалом "Больница" ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России после получения сведений о результатах медицинских обследование и клинико-функциональных данных.
Установлена 1 группа инвалидности, причина - "данные изъяты" срок установления инвалидности до 1 мая 2025 года (срок очередного освидетельствования - 1 апреля 2025 года), разработана ИПРА. Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время (с 1 января по 10 апреля 2023 года) признана уважительной, инвалидность с 1 января по 10 апреля 2023 года установлена.
Согласно сведениям Росздравнадзора по Мурманской области осужденный Терентьев В.А. является инвалидом 1 группы, срок переосвидетельствования - до 1 января 2023 года.
Согласно пояснениям администрации ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России от 20 февраля 2023 года N 52/ТО/30/5-465, заявки на проведение электроэнцефалографии и консультации врача-эпилептолога были направлены в ГОБУЗ "МОКБ им. П.А. Баяндина" только 30 января 2023 года (то есть за истечением срока очередного переосвидетельствования). По состоянию на 6 марта 2023 года переосвидетельствование Терентьева В.А. не осуществлено. Таким образом, нарушены сроки направления инвалида на переосвидетельствование.
В соответствии с пунктом 13 приказа Минюста России от 2 октября 2015 года N 233 при освидетельствовании осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий.
В адрес ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Территориальным органом Росздравнадзора по Мурманской области вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 6 марта 2023 года N 17, согласно которому при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности по результатам рассмотрения обращения Терентьева В.А, отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 У ФСИН России по Мурманской области, на основании анализа предоставленных по запросу материалов выявлены нарушения со стороны ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России требований действующего законодательства при оказании Терентьеву В.А. медицинской помощи, а именно нарушения действующего порядка переосвидетельствования инвалида. ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России предложено обеспечить направление Терентьева В.А. на переосвидетельствование в максимально возможно короткие сроки; усилить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности за полнотой и своевременностью оказания медицинской помощи, соблюдением действующего порядка направления на МСЭ.
Возражения на предостережение в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Мурманской области не поступало.
Приведенные обстоятельства достаточно и достоверно свидетельствуют, что ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России не обеспечило заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий для направления Терентьева В.А. на очередное переосвидетельствование, что нарушило сроки прохождения административным истцом медико-социальной экспертизы. Следовательно, административным ответчиком допущено нарушение прав административного истца на получение своевременной и в полном объеме специализированной медицинской помощи, что свидетельствует о дефектах оказания административному истцу медицинской помощи, отнесенных действующим законодательством к нарушениям условий содержания осужденных в исправительных учреждениях.
При этом несвоевременное проведение переосвидетельствования безусловно нарушило права административного истца, в том числе на получение пенсии по инвалидности.
При установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что имеются основания для присуждения административному истцу денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем решение суда первой инстанции отменено в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения о присуждении истцу компенсации за нарушение условий содержания, выразившегося в ненадлежащем оказании медицинской помощи в исправительном учреждении.
При определении размера денежной компенсации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что допущенное ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России бездействие не привело к наступлению для административного истца стойких негативных последствий, учел фактические обстоятельства дела, а также принимаемые ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России меры, руководствуясь принципом разумности и справедливости, взыскал в пользу Терентьева В.А. компенсацию в размере 5 000 рублей.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, по делу не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 31 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 31 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.