Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е. и Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10040/2023 по кассационной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023г. (N 33а-11434/2023) по административному исковому заявлению администрации МО ГО "Сыктывкар" к СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России, ведущему судебному приставу-исполнителю СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой "данные изъяты" об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП У ФССП России по Республике Коми, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. об уменьшении исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя N от 30 января 2023г. в рамках исполнительного производства N-ИП, на одну четверть.
В обоснование указано, что исполнить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N2-9015/2022 в полном объеме в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представляется возможным в силу объективных причин. Вопрос предоставления жилых помещений гражданам во исполнение решений суда решается общественной комиссией по жилищным вопросам по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии со списком взыскателей. Поскольку вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 13 апреля 2023г, средства местного бюджета МО ГО "Сыктывкар" на 2023 год на исполнение данного решения суда предусмотрены не были. За счет средств 2022 года утверждено судом 10 мировых соглашений на выплату денежной компенсации стоимости благоустроенного жилого помещения. При исполнении решения суда администрации необходимо провести мероприятия по заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по приобретению благоустроенных жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013г. N44-ФЗ. Администрацией проводится инвентаризация муниципального жилого фонда с целью выявления свободных жилых помещений и жилых помещений, занимаемых гражданами незаконно. Бюджет МО ГО "Сыктывкар" формируется в конце года на следующий год и двухгодичный плановый период, бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов был принят в декабре 2022 года.
В настоящее время вышеуказанное решение суда исполнено в полном объеме. 27 июля 2023г. Администрацией с Агафоновым И.Г. заключен договор социального найма на жилое помещение N202, согласно которому, последнему в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение по адресу: РК, г.Сыктывкар, Октябрьский проспект, д.18, кв.62, общей площадью 46, 4 кв.м. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В. от 05 сентября 2023г. N исполнительное производство N-ИП окончено. Таким образом, указанные обстоятельства явились объективными препятствиями, затрудняющими исполнение судебного решения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2023г. административное исковое заявление администрации МО ГО "Сыктывкар" удовлетворено.
Снижен размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Республике Коми N от 30 января 2023г. в рамках исполнительного производства N, на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекалова А.В, ГМУ ФССП России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N2-9015/2022 от 07 октября 2022г. на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить "данные изъяты" N выдан 04 декабря 2021г. МВД по Республике Коми) вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 38, 3 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 10 января 2023г. возбуждено исполнительное производство N-ИП, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 20 января 2023г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание предмет исполнения по исполнительному производству, особенности процедуры выполнения действий, являющихся предметом исполнительного производства, что предусматривает значительные временные затраты, а также имущественное положение должника и его обязанность использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению, статус административного истца как публичного образования, на которое возложено исполнение различных обязанностей органа местного самоуправления и пришел к выводу о возможности снижения размера взысканного исполнительского сбора до 37 500 рублей.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 01 декабря 2015г. N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми".
Выводы судов соответствуют и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом- исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
С учётом характера предмета исполнительного производства, особенностей формирования бюджета в соотношении с датой вступления в законную силу решения суда, на основании которого выдан исполнительный документ, принимая во внимание обстоятельства, при которых исполнительное производство окончено фактическим исполнением, доводы об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не основаны на материалах дела и являются несостоятельными.
Исходя из степени вины должника и других заслуживающих внимание обстоятельств, с учетом приведенного правового регулирования, снижение размера исполнительского сбора в данном случае является обоснованным и правомерным.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России -без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 декабря 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.