Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан, Наумова Алексея Викторовича о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца Наумова А.В. - Р, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Под пунктом N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
АО "Почта России", являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N (площадью 873, 7 кв.м) и нежилого помещения с кадастровым номером N (площадью 132, 9 кв.м) и Наумов А.В, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N (площадью 470, 2 кв.м) и нежилого помещения с кадастровым номером N (площадью 2 353, 1 кв.м), расположенных в здании с кадастровым номером N, обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований указали, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение названного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень противоречит статье 378.2 НК РФ и нарушает их права, свободы и законные интересы как собственников нежилых помещений, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года требования АО "Почта России", Наумова А.В. удовлетворены, пункт N Перечня на 2023 год признан недействующим с момента его принятия.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Р. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, гарантирующей равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения").
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.
Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.
13 декабря 2022 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 3473 от 13 декабря 2022 года, Перечень).
Приказ N 3473 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для признания включения спорного здания в Перечень на 2023 год законным суду надлежит установить, что оно либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 % его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Согласно сведениям, предоставленным в адрес Верховного Суда Республики Башкортостан филиалом ППК "Роскадастр" N 24-исх/00918 от 30 января 2024 года объекту недвижимости с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" по состоянию на 13 декабря 2022 года установлены следующие характеристики: назначение "нежилое", наименование "нежилые помещения", вид разрешенного использования "сведения отсутствуют", площадь 6 570 кв.м.
21 августа 2023 года на основании заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и технического плана здания, в сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером N внесены изменения с 6 570 кв.м на 8 300 кв.м, сведения о количестве этажей изменились с 4 на 5.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 13 декабря 2022 года у спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для обслуживания части РУС и других нежилых строений и сооружений".
Согласно сведениям ЕГРН, последующие изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют (т. 3, л.д. 87).
В судебном заседании установлено, что в спорном нежилом здании с кадастровым номером N, количество этажей 5, назначение "нежилое", находятся помещения с кадастровыми номерами: N (т. 3 л.д. 36).
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 8 декабря 2023 года N КУВИ-001/2023-276934630 собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 470, 2 кв.м является Наумов А.В, в отношении которого зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу "данные изъяты", сроком действия с 12 августа 2016 года по 11 августа 2036 года (т. 3 л.д. 53-56).
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 12 декабря 2023 года N КУВИ-001/2023-276940545, собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2 353, 1 кв.м является Наумов А.В. (т. 3 л.д. 57).
Согласно сведениям ЕГРН от 6 декабря 2023 года N КУВИ-001/2023-274544115 собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 886, 1 кв.м является АО "Почта России" (т. 1 л.д. 109-113).
Согласно сведениям ЕГРН от 6 декабря 2023 года N КУВИ-001/2023-274544054 собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 132, 9 кв.м является АО "Почта России" (т. 1 л.д. 115-117).
Согласно сведениям ЕГРН от 18 декабря 2023 года собственником помещения с кадастровым номером N площадью 3 245, 8 кв.м, помещений с кадастровыми номерами N площадью 11 кв.м, N площадью 30, 9 кв.м, N площадью 10, 1 кв.м, N площадью 35, 9 кв.м, N площадью 122, 3 кв.м, N площадью 63, 5 кв.м является Наумова З.М. (т. 1 л.д. 118-137, л.д. 149-164, л.д. 169-176).
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от 11 декабря 2023 года N КУВИ-001/2023-276930703, собственником земельного участка общей площадью 9223+/-34 кв.м с кадастровым номером N является Российская Федерация, категория земель "земли населённых пунктов", вид разрешенного использования "для обслуживания части здания РУС и других нежилых строений и сооружений" (т. 3 л.д. 62-64).
Суд, проанализировав вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для обслуживания части РУС и других нежилых строений и сооружений", пришел к верному выводу, что указанный вид не предусматривает безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Таким образом, по виду разрешенного использования земельного участка здание с кадастровым номером N не могло быть включено в оспариваемый пункт Перечня.
Согласно экспликации технического паспорта, составленного Стерлитамакским городским филиалом ГУП Центр недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 20 июля 2007 года на комплекс зданий, расположенных по адресу: "адрес" спорный объект недвижимости, общей площадью 8 261, 1 кв.м включает в себя: вестибюли, лестничные клетки, коридоры, склады, сан.узлы, слесарную мастерскую, АТС, КРОСС, вентиляционные камеры, КСУ, комнаты отдыха, выпрямительную, аккумуляторную, кислотную, дистилляторную, электрощитовые, бойлерную, кабинеты, абонентский отдел, техническое помещение, комнаты охраны, оружейную комнату, операторные, зал, переговорные кабины, комнаты приема пищи, тамбур, раздевалки, торговый зал (42, 6 кв.м), кассу (5 кв.м), телеграф, автозалы, актовый зал, буфеты, моечную, архив, зал совещаний, приемную, шкаф, бытовые помещения, производственную, серверную, процедурный кабинет, лифты, пункт охраны, мастерскую, диспетчерскую, гаражи, токарные цеха, агрегатную, электроцех, медпункт, аккумуляторную, дизельную (т. 3 л.д. 108-135).
При этом судом первой инстанции отмечено, что термин "кабинет" равнозначным термину "офис" не является, наличие в техническом паспорте наименований помещений как "кабинет" однозначно не свидетельствует об использовании их под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру.
Исходя из наименований помещений в документе технической инвентаризации, суд пришел к выводу, что требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, соответствует торговый зал площадью 42, 6 кв.м и касса площадью 5 кв.м, что составляет 0, 72 % от площади здания в размере 6 570 кв.м.
Данные технических паспортов, составленных по состоянию на 14 октября 2022 года, по состоянию на 27 мая 2022 года на спорный объект недвижимого имущества и представленных в материалы дела обоснованно не приняты судом в качестве доказательств по делу, в связи с тем, что изготовлены после 1 января 2013 года (т. 3 л.д. 89-107, т. 1 л.д. 72-76).
Согласно сведений, предоставленных ППК "Роскадастр" N 24-исх/00018 от 9 января 2024 года, запись об ограничениях прав и обременениях в виде аренды в отношении нежилых помещений, за исключением помещений с кадастровыми номерами N, N, N отсутствует (т. 2 л.д. 197-199).
Согласно представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан информации N 28-15/25677 о контрольно-кассовой технике, зарегистрированной и снятой с регистрационного учета по адресу: "адрес" по указанному адресу числятся: "данные изъяты" АО "Почта России", "данные изъяты" (т. 2 л.д. 200-209).
Согласно представленному в материалы дела договору аренды недвижимого имущества N от 27 ноября 2015 года, дополнительному соглашению N от 20 июля 2016 года, дополнительному соглашению N от 16 мая 2017 года, дополнительному соглашению N от 18 марта 2021 года, Наумов А.В. (арендодатель) предоставил "данные изъяты" (арендатор) во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 402, 1 кв.м, являющиеся частью объекта, расположенного по адресу: "адрес". Срок аренды сторонами установлен по 11 августа 2036 года (т. 4 л.д. 220-238)
Согласно приложению N к дополнительному соглашению N от 20 июля 2016 года, приложению N 1.1. к договору аренды нежилого помещения N от 27 ноября 2015 года в аренду сданы: торговый зал (302, 3 кв.м), коридор (59, 6 кв.м), фасовка (4, 0 кв.м), мойка (3, 2 кв.м), уборочный инвентарь 1, 8 (кв.м), сан.узел (2, 2 кв.м), комната приема пищи (5, 0 кв.м), главная касса (4, 9 кв.м), склад алкоголя (7, 9 кв.м), раздевалка (4, 5 кв.м), тамбур (3, 1 кв.м), тамбур (3, 6 кв.м).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является торговая розничная прочая в неспециализированных магазинах (т. 4 л.д. 239)
Согласно договору аренды недвижимого имущества N от 26 апреля 2021 года, дополнительному соглашению N от 1 сентября 2021 года, Н. (арендодатель) предоставила "данные изъяты" (арендатор) во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 800 кв.м, находящееся по адресу: "адрес" Срок аренды сторонами установлен в п. 2.1 договора с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года с последующей автоматической пролонгацией на тех же условиях на 11 месяцев, если ни одна из сторон не заявит об отказе от его продления (т. 4 л.д. 240-249)
В соответствии с пунктом 1.2 заключенного договора имущество предоставляется для размещения центра обслуживания потребителей с целью осуществления уставной деятельности арендатора и не связанной с торговой деятельностью (в понимании разделов 45, 46, 47 ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности), общественным питанием (56 раздел) и бытовым обслуживанием (в контексте собирательной классификационной группировки продукции (товары и услуги) "Бытовые услуги" к общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (т. 5 л.д. 1)
Согласно договору аренды части нежилого помещения N от 21 октября 2022 года, заключенному между Наумовым А.В. (арендодатель) и ФГУП "Главный центр специальной связи" (арендатор), арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение пользование часть нежилого помещения общей площадью 22, 9 кв.м для использования под офис (нежилое помещение N 25а, общей площадью 14, 2 кв.м, нежилое помещение N 26а, общей площадью 8, 7 кв.м), расположенного на втором этаже нежилого помещения с кадастровым номером N по адресу: "адрес", а арендатор обязуется принять объект и оплачивать арендодателю установленную договором плату за пользование объектом (т. 5 л.д. 2-5). Срок договора аренды сторонам установлен до 30 сентября 2023 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности ФГУП "Главный центр специальной связи" является деятельность специальной почтовой связи (т. 5 л.д. 6)
Согласно заключенному договору аренды нежилого помещения N от 1 ноября 2021 года аренды нежилого помещения и дополнительному соглашению от 29 сентября 2022 к договору аренды N от 1 ноября 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты"арендатор) в аренду переданы площади в размере 191, 7 кв.м, расположенные в нежилом помещении с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в качестве рабочего кабинета (т. 5 л.д. 7-8, л.д. 129-137).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является деятельность агентств недвижимости и за вознаграждение или на договорной основе (т. 5 л.д. 9).
В соответствии с договором N аренды нежилого помещения от 3 сентября 2022 года (договор заключен после проведенного осмотра комиссией), заключенным между ИП Наумов (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) арендодатель передает, а арендатор принимает за плату нежилые помещения общей площадью 36, 0 кв.м, расположенные в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в качестве рабочего кабинета (т. 5 л.д.10-17). Срок договора аренды определен с 3 сентября 2022 года на 11 месяцев.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" Республики Башкортостан является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (т. 5 л.д. 18).
В соответствии с договором аренды недвижимого имущества N от 1 октября 2020 года, заключенным между Наумовой З.М. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения, общей площадью 116 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" для размещения оборудования связи (т. 5 л.д. 19-25). Срок договора аренды установлен сторонами - 30 сентября 2030 года.
В соответствии с договором N аренды нежилых помещений от 1 декабря 2022 года заключенным между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование помещение, расположенное в нежилом помещении с кадастровым номером N, общей площадью 12, 3 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета (т. 5 л.д. 27-31). Срок договора аренды установлен с 1 декабря 2022 года на 11 месяцев.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (т. 5 л.д. 32).
В соответствии с договором аренды недвижимого имущества N от 19 сентября 2018 года, дополнительным соглашением N от 11 февраля 2019 года, дополнительным соглашением N от 10 ноября 2020 года, соглашением о перемене лиц в обязательстве от 14 июня 2022 года, заключенным между Наумовой З.М. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор), арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование нежилые помещения, общей площадью 95, 05 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" (т. 2 л.д. 29-60).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является деятельность в области связи на базе проводных технологий (т. 5 л.д. 26)
В соответствии с договором N аренды нежилого помещения от 1 января 2021 года, заключенного между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и арбитражным управляющим К. (арендатор) в аренду передано помещение, общей площадью 22, 5 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 33-39).
Согласно договору N аренды нежилого помещения от 1 января 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и Ш. (арендатор) в аренду передано помещение, общей площадью 10, 7 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т.5 л.д.40-46). Арендатор Ш. использовала указанное помещение для осуществления педагогической деятельности (т. 5 л.д. 46-48).
Согласно договору N аренды нежилого помещения от 1 января 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, общей площадью 11, 00 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 49-55).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (т. 5 л.д. 56).
В соответствии с договором N аренды нежилого помещения от 1 января 2022 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, общей площадью 689, 2 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2022 года на 11 месяцев (т. 5 л.д. 57-64).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является - образование профессиональное дополнительное (т. 5 л.д. 65).
В соответствии с договором N аренды нежилого помещения от 1 января 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 33, 2 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 66-71).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации (т. 5 л.д. 73).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N от 1 января 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 41 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 74-49).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является производство прочих основных неорганических химических веществ (т. 5 л.д. 80).
В соответствии с договором N аренды нежилых помещений от 21 августа 2017 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение общей площадью 30, 1 кв.м, расположенное в здании по адресу: "адрес" для использования под офис (т. 5 л.д. 82-85). Срок действия договора - 11 месяцев с автоматическим возобновлением на 11 месяцев.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является разработка компьютерного программного обеспечения (т. 5 л.д. 86).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N от 1 января 2021 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 10, 5 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 87-92).
Хисамутдиновой А.А. арендуемое помещение использовалось в целях проведения обучающих курсов, что следует из интернет сайта студии "данные изъяты" (т. 5 л.д. 93-94).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N от 1 августа 2022 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 21, 9 кв.м для использования в качестве кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 августа 2022 года на 11 месяцев. Договор аренды заключен в целях осуществления арендатором обучения маникюру и педикюру (т. 5 л.д. 95-101).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения N от 1 января 2022 года, заключенному между ИП Наумовым А.В. (арендодатель) и М. (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 19, 20 кв.м для использования в качестве кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 января 2022 года на 11 месяцев. Договор аренды заключен в целях проведения обучающих занятий (т. 5 л.д. 102-110).
В соответствии с договором N от 1 сентября 2021 года, заключенному между ИП Наумовой З.М. (арендодатель) и "данные изъяты" (арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 180 кв.м для использования в качестве кабинета. Срок действия договора сторонам определен с 1 сентября 2021 года по 20 декабря 2021 года с автоматической пролонгацией срока действия договора на 11 месяцев в случае, если ни одна из сторон до окончания текущего договора не заявила за 10 календарных дней об отказе от пролонгации (т. 5 л.д. 111-117).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 февраля 2023 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является издание журналов и периодических изданий (т. 5 л.д. 118).
Согласно договору N от 8 апреля 2020 года, дополнительному соглашению N от 28 апреля 2022 года, дополнительному соглашению N N от 5 сентября 2022 года, заключенному между ИП Наумовой З.М. (Арендодатель) и "данные изъяты" (Арендатор) в аренду передано помещение, расположенное в помещении с кадастровым номером N, общей площадью 123, 9 кв.м для использования в качестве рабочего кабинета. Срок действия договора сторонам определен по 3 апреля 2025 года (т. 2 л.д. 61-81)
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11 апреля 2024 года, основным видом деятельности "данные изъяты" является денежное посредничество, прочее (т. 5 л.д. 177-179)
Проанализировав условия представленных договоров аренды, суд первой инстанции пришел к выводу, что цели использования переданных площадей арендаторами ("данные изъяты") не подпадают под критерии статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При этом, суд пришел к выводу, что требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации соответствуют помещения, общей площадью 402, 1 кв.м, переданные по договору аренду "данные изъяты" под торговлю, помещения общей площадью 22, 9 кв.м, переданных по договору аренду ФГУП "Главный центр специальной связи" под офис, помещения, общей площадью 30, 1 кв.м, переданных по договору аренду "данные изъяты" под офис, что составляет 6, 9% от общей площади здания 6 570 кв.м.
Поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10 апреля 2024 года, основным видом деятельности АО "Почта России" является "деятельность почтовой связи общего пользования" (код 3.10), то суд пришел к выводу, что зарегистрированные ККТ необходимы в целях оказания услуг почтовой связи населению, соответственно площадь помещений, принадлежащих АО "Почта России" используется в целях осуществления основного вида деятельности и потому критериям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации не соответствуют.
Проанализировав документы технического учета на здание с кадастровым номером N, суд пришел к выводу, что техническая документация не подтверждает наличие в нем помещений площадью не менее 20% от общей площади спорного здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, в Перечень на 2023 год включению не подлежало.
Согласно акту обследования фактического использования спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 25 июля 2022 года комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет более 20%.
Из пункта 3 акта следует, мероприятие поведено с доступом комиссии в здание.
Из пункта 5 акта следует, что согласно информационному сайту "https://2gis.ru" и фактическому осмотру объектом является бизнес центр "данные изъяты" (т. 2 л.д. 142-151)
По результатам проведенного обследования установлено, что здание с кадастровым номером N соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 акта).
Вместе с тем, акт фактического обследования не принят судом в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку акт не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, в акте не указаны выявленные признаки размещения в здании офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, не определены доли фактической площади здания, используемой для каждого из видов деятельности, осуществляемой в здании. Из приложенных к акту фототаблиц таких признаков не усматривается.
Поскольку материалы дела не содержат достаточных и бесспорных доказательств тому, что объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам на праве собственности, предназначены для размещения офисных зданий, объектов торговли и бытового обслуживания, либо фактически используется для указанных целей, а вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено данное здание, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то в силу положений вышеприведенных правовых норм, суд учитывая позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу, что включение спорного объекта недвижимости с кадастровыми номером N в оспариваемый Перечень нельзя признать обоснованным.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного помещения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем в нарушение приведенных положений административного процессуального закона административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объекта недвижимости критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено. Не содержится ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.