Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Давлетшиной Римы Сулеймановны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Сибаю Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 по г. Сибаю Республики Башкортостан, от 30 августа 2023 г., решение судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Семеновой Людмилы Ивановны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по г. Сибаю Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 по г. Сибаю Республики Башкортостан, от 30 августа 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", общество) Семеновой Л.И. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Давлетшина Р.С, направившая дело об административном правонарушении на рассмотрение мировому судье, выражает несогласие с решением судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Директор ООО "Авангард" Семенова Л.И. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещена о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции от 07.10.2022 г.) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23 августа 2023 г. руководителем группы взаимодействия со страхователями N 1 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Давлетшиной Р.С. в отношении директора ООО "Авангард" Семеновой Л.И. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Согласно данному протоколу выявлен факт непредставления ООО "Авангард", уполномоченным должностным лицом которого на момент совершения правонарушения являлась директор Семенова Л.И, которая не предоставила в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем) в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за октябрь 2022 г, чем Семенова Л.И. нарушила пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ. Фактически сведения представлены 23 марта 2023 г.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по г. Сибаю Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 по г. Сибаю Республики Башкортостан, от 30 августа 2023 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Авангард" Семеновой Л.И. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Рассматривая дело в порядке статей 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан согласился с выводами мирового судьи, оставив его без изменения.
Между тем с данными судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 года N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений".
Статья 17 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 1862-О, от 17 июля 2018 года N 1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 04 февраля 2019 года N 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон 01.04.1996 N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 г. обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 245п утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядок ее заполнения".
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 года N 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023 г. не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 г.
Суды при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства не учли.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении нижестоящими инстанциями не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации составляет один год.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заместителя начальника отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Давлетшиной Р.С. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий директора ООО "Авангард" Семеновой Л.И. утрачена.
Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
При таком положении постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Сибаю Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 по г. Сибаю Республики Башкортостан, от 30 августа 2023 г, решение судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Семеновой Людмилы Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и администрирования страховых взносов N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Давлетшиной Римы Сулеймановны удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 по г. Сибаю Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 по г. Сибаю Республики Башкортостан, от 30 августа 2023 г, решение судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 г, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Семеновой Людмилы Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что производство по делу об административном правонарушении в отношении директора общества прекращено из-за истечения срока давности, установленного законодательством. Судебные акты нижестоящих инстанций отменены, так как они не учли все обстоятельства дела и не выполнили процессуальные требования.