Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Батурина А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района города Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 7 февраля 2024 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2024 года, вынесенные в отношении председателя Орской городской общественной организации "Славяне" Древкиной Любови Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района города Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 7 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2024 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Орской городской общественной организации "Славяне" Древкиной Любови Николаевны (далее Древкина Л.Н.) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (далее также - административный орган) Батурин А.В, направивший дело на рассмотрение судье, ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Древкина Л.Н, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22 декабря 2023 года, составленному специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, председатель Орской городской общественной организации "Славяне" Древкина Л.Н. не представила в установленный законом срок до 28 ноября 2023 года документы для проведения плановой документарной проверки, предоставление которых предусмотрено законом, необходимые для осуществления административным органом законной деятельности и не дано письменного мотивированного объяснения о причинах их непредставления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении председателя Орской городской общественной организации "Славяне" Древкиной Л.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело об административном правонарушении мировой судья, с мнением которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, пришел к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшее на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность принятых актов, выразившееся в том, что протокол составлен в отсутствие Древкиной Л.Н. при том, что она не была надлежащим образом извещена о месте и времени его составления.
Делая такой вывод, мировой судья указал, что в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих о надлежащем извещении названного лица о составлении 22 декабря 2023 года процессуального документа.
Данные обстоятельства послужили основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело в порядке статей 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области согласился с выводами мирового судьи, оставив постановление без изменения.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что 22 декабря 2023 года протокол об административном правонарушении составлен в отношении Древкиной Л.Н. в ее отсутствие (л.д. 1 - 6).
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Древкина Л.Н. извещалась посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом с уведомлением по месту регистрации Орской городской общественной организации "Славяне", указанной в ЕГРЮЛ: "адрес" (л.д. 7, 32 - 37).
Согласно письму Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 18 января 2024 года N 56/03-202, местом жительства Древкиной Л.Н. является: "адрес" (л.д. 48-50).
Вместе с тем, по указанному адресу о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Древкина Л.Н. не извещалась.
Таким образом должностным лицом административного органа допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшее на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность принятых актов.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Поскольку постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района города Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 7 февраля 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Орской городской общественной организации "Славяне" Древкиной Л.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, то после прекращения производства по делу положение заявителя не может быть ухудшено при пересмотре вступившего в законную силу судебного решения.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судебными инстанциями было допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода об отсутствии состава вменяемого правонарушения, не может являться поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов, принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района города Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района города Орска Оренбургской области от 7 февраля 2024 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 марта 2024 года, вынесенные в отношении председателя Орской городской общественной организации "Славяне" Древкиной Любови Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Батурина А.В. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебные инстанции пришли к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, так как протокол был составлен с нарушением процессуальных норм, не обеспечивших надлежащее извещение лица о месте и времени его составления. Жалоба административного органа на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.