Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани Республики Татарстан Горицкого А.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Камтент-К" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани Республики Татарстан от 22 декабря 2023 года N 8510001323110909235382 общество с ограниченной ответственностью "Камтент-К" (далее по тексту - ООО "Камтент-К") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
На указанное постановление административной комиссии директор ООО "Камтент-К" Сайфуллин Р.А. подал жалобу в Авиастроительный районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Решением судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 14 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2024 года, постановление административной комиссии от 22 декабря 2023 года отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани Горицкий А.Н. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении ООО "Камтент-К", просит об их отмене, приводя доводы об их незаконности, постановление административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани Республики Татарстан от 22 декабря 2023 года N 8510001323110909235382 оставить без изменения.
ООО "Камтент-К", извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях размещение вывесок, объявлений, листовок и иной наружной информации в не установленных для этих целей местах, а также содержание мест размещения наружной информации в ненадлежащем состоянии - влекут влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО "Камтент-К" к административной ответственности на основании части 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях послужили, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении административной комиссии выводы о том, что 13 ноября 2023 года в 15 часов 18 минут ООО "Камтент-К" допущено нарушение порядка размещения наружной информации, а именно по ул. 3-я Кленовая, д. 9 осуществлено размещение информационно-печатной продукции с текстами "Камтент... ", "Вакансия... " в целях дальнейшего использования, в неустановленном для этих целей месте, что негативным образом влияет на внешний облик города.
Отменяя по результатам рассмотрения жалобы постановление административной комиссии и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда, указал на положения пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", согласно которому возбуждение дела об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, без проведения должностным лицом контрольного мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом не допускается.
При пересмотре дела по жалобе председателя административной комиссии судья верховного суда республики, установив, что срок давности привлечения ООО "Камтент-К" к административной ответственности, установленный согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, пришел к выводу о невозможности возобновления производства по данному делу в целях выяснения вопросов о виновности ООО "Камтент-К" в совершении административного правонарушения и привлечения общества к административной ответственности. При наличии указанных выводов судьей верховного суда республики принято решение об оставлении решения судьи районного суда без изменения.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1).
В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из указанных нормативных положений не следует, что доказательства по делу об административном правонарушении могут быть установлены должностными лицами только по результатам проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), на ограничение проведения которых направлено Постановление Правительства Российской Федерации N 336.
Таким образом, введение ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, предыдущими судебными инстанциями соблюдены не были.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судебными инстанциями ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, истек.
В силу части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Камтент-К" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения вывода о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении общества не может быть возобновлено и подлежит прекращению применительно к пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части указанные судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу председателя административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани Республики Татарстан Горицкого А.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Камтент-К" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, изменить. Исключить из указанных судебных актов вывод о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Камтент-К" прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, и отменил решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, связанном с размещением наружной информации в неустановленных местах. Суд указал на необходимость соблюдения процессуальных норм при возбуждении дел об административных правонарушениях и отметил, что предыдущие инстанции не учли все обстоятельства дела.