Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курунтяевой О.Д, судей Масленникова С.А. и Сергеевой Т.Ю, при секретаре Котовой В.В, с участием
прокурора Семенищева Н.А, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено Нестерова А.В, адвоката Сандалова А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Удмуртской Республики Токарева Д.В. на постановление Октябрьского районного суда г.Ижевска от 31 мая 2023 года и на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 августа 2023 года в отношении Нестерова А.В..
Заслушав доклад судьи Курунтяевой О.Д, пояснения Нестерова А.В. и его адвоката Сандалова А.Н, возражавших против удовлетворения кассационного представления, мнение прокурора Семенищева Н.А, просившего постановление суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 31 мая 2023 года прекращено уголовное дело в отношении
Нестерова А.В, "данные изъяты" не судимого;
по ч.1 ст. 293 УК РФ, по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 августа 2023 года постановление Октябрьского районного суда г.Ижевска от 31 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении заместитель прокурора Удмуртской Республики Токарев Д.В. выражает несогласие с принятыми решениями, считает их незаконными и необоснованными. Указывает, что выводы суда о наличии оснований для изменения квалификации действий Нестерова А.В. являются неверными и не основаны на материалах дела и опровергаются собранными по делу доказательствами. Обращает внимание, что в судебном заседании установлено, в период с 10.10.2014 года по август 2015 года Нестеров А.В. получил устное указание от Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 о необходимости строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника комплекса зданий и сооружений, состоящего из гостиницы, двух гостевых домов и банного комплекса из клееного бруса. Нестеров А.В. осознавая, что строительство банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории, будет являться незаконным, из корыстной и иной личной заинтересованности, организовал незаконное строительство банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории - Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника. В результате вышеуказанных умышленных преступных действий Нестерова А.В, по мнению автора представления, в период с 26.09.2016 года по февраль 2017 года на особо охраняемой природной территории производилось незаконное строительство гостиницы, двух гостевых домов и банного комплекса. Считает, что судом сделан необоснованный выводы об отсутствии у Нестерова А.В. умысла на превышение должностных полномочий, поскольку являясь министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, был осведомлен о запрете строительства банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации.
Указывает, что согласно требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих правовой статус особо охраняемых природных территорий, капитальное строительство на территории заказника возможно, но только для обеспечения деятельности заказника, не противоречащее его целям и задачам и не влекущее за собой снижение экологической ценности данной территории, не причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Также обращает внимание, что Нестеровым А.В. подписано разрешение на строительство комплекса в отсутствие требуемого Градостроительным кодексом РФ заключения государственной экспертизы проектной документации, и совершение указанных действий повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом общества и государства. Считает, что не основаны на материалах уголовного дела выводы суда о том, что Нестеров А.В, умышленно своих должностных полномочий не превышал, что министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики не знал или мог не знать о том, что рекреационная и туристическая деятельность не допустима на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника. Обращает внимание, что неправильная квалификация судом действий подсудимого по менее тяжкому преступлению повлекла за собой освобождение от наказания и прекращение уголовного дела. Просит постановление и апелляционное определение отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационное представление Нестеров А.В. и его адвокат Сандалов А.Н. просят в удовлетворении представления отказать, постановление и апелляционное определение оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления и возражения, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления, вступивших в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены либо изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения закона по настоящему уголовному делу допущены.
Исходя из требований ст. 401.6 УПК РФ, пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Вышеуказанный срок на момент рассмотрения дела по кассационному представлению не истек.
Каждое из доказательств в соответствии со ст. 87 УПК РФ суд обязан проверить путем сопоставления его с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела.
Проверяя доказательства и оценивая их с точки зрения соответствия указанным критериям, суд сопоставляет их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, устанавливает их источники, обеспечивает получение иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемые доказательства.
Вопреки требованиям закона судом при вынесении постановления в отношении Нестерова А.В. не были выполнены указанные требования.
Как следует из материалов уголовного дела, Нестеров А.В. обвинялся органами предварительного следствия в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 286 УК РФ.
Согласно предъявленному обвинению Нестеров А.В. указом Главы Удмуртской Республики от 10.10.2014 года N 370 назначен министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. В соответствии со ст. 9, 52 Конституции Удмуртской Республики, ст. 5 закона Удмуртской Республики от 29.11.2016 года N 883-V " о Правительстве Удмуртской Республики", реестром государственных должностей Удмуртской Республики, утвержденным указом Президента Удмуртской Республики N 172 от 25.10.2001 года, Нестеров А.В. одновременно являлся членом Правительства Удмуртской Республики - высшего исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, то есть занимал в вышеуказанный период времени государственную должность Удмуртской Республики. 10.10.2014 года между Правительством Удмуртской Республики, в лице Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 и Нестеровым А.В. заключен трудовой договор. Полномочия возглавляемого Нестеровым А.В.
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, устанавливались Положением об этом Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 года N 564, в соответствии с которым Минприроды УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного миров, охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального охотничьего надзора. В соответствии с пп. 1, 3, 4, 10, 16, 17, 18, 119, 123, 136, 154 п.9 вышеуказанного Положения Минприроды УР (в редакциях от 06.07.2015 N 564 и от 17.08.2016 N 349) в полномочия Минприроды УР в период руководства им Нестеровым А.В, в том числе, входили разработка проектов законов Удмуртской Республики, правовых актов Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики по вопросам, относящимся к его сфере деятельности; участие в реализации на территории Удмуртской Республики государственной политики в области экологического развития, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществление на территории Удмуртской Республики государственного управления в области охраны, регулирования использования, воспроизводства и учета объектов животного мира и среды их обитания, организации, регулирования
промышленного, любительского и спортивного рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории; осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, включающий в себя в том числе региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством Удмуртской Республики, осуществление охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением территорий ботанических садов Удмуртской Республики; в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассмотрение дел об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ; осуществление функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций, а также функций главного администратора доходов бюджета в установленной сфере деятельности; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством РФ и законодательством Удмуртской Республики.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среду Удмуртской Республики Нестеров А.В, постоянно выполнявший организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в исполнительном органе государственной власти Удмуртской Республики, являлся должностным лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ. Кроме того, Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Нестеров А.В, осуществляя действия без доверенности от имени Минприроды УР, был наделен служебными полномочиями. Распоряжением Совета Министров Удмуртской АССР от 11.11.1963 N 1095-р на территории Удмуртской АССР образован Чекеровский государственный охотничий (бобровый) комплексный заказник (впоследствии переименованный в Чекеровский государственный охотничий комплексный заказник), на территории которого установлена охрана и заповедный режим. Согласно схеме особо охраняемых природных территорий в Удмуртской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18.12.1995 года N 377 (в редакции N 75 от 29.02.2016, отменена Постановлением Правительства УР от 03.09.2018 N 373), утверждена согласованная с администрациями районов и городов, природоохранными службами республики схема особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики, в том числе существующего Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, обоснованием целесообразности организации которого являлось сохранение, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, поддержание целостности естественных сообществ.
При этом целью создания Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника не являлось и не является рекреация, экологическое просвещение, туристическая деятельность, а также обеспечение функционирования гостиничной инфраструктуру и банных комплексов, так как это препятствует решению задач по восстановлению популяции бобров. 06.12.2010 Правительством Удмуртской республики принято Постановление N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР". Указанным Постановлением установлены границы государственных охотничьих заказников на территории Удмуртской Республики, в том числе Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника. Согласно пп.1 п. 25 указанного Постановления Правительства УР от 06.12.2010 N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", установлен режим Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, который являлся особо охраняемой природной территорией регионального значения, создан без ограничения срока действия. Согласно пп.2 п.25 Постановления Правительства УР от 06.12.2010 N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", (в редакции от 12.05.2015, 29.02.2016, 29.04.2016, 14.06.2016) на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, в том числе, запрещались иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Возможность строительства на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, зданий, сооружений, не связанных с деятельностью заказника, а также возможность проведения сплошных рубок лесных насаждений указанным нормативным актом не предусмотрена, разрешение на строительство таких объектов и проведение таких рубок не установлено. В период времени с 10.10.2014 года по август 2015 года на территории г..Ижевска, более точные дата, время и место следствием не установлены, Нестеров А.В. получил устное указание от Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 о необходимости строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника по адресу: Удмуртская Республика, Яшур-Бодьинский район, 3, 5 км на юго-восток от д. Чекерово, комплекса зданий и сооружений, состоящего из гостиницы (площадью 242, 57 кв.м.), двух гостевых домов (площадью 90, 44 кв. каждый) и банного комплекса (площадью 124, 91 кв.м.) из клееного бруса. Данное Нестерову А.В. указание о строительстве банно-гостиничного комплекса ФИО1 мотивировал необходимостью использования этого объекта для приема высокопоставленных гостей, удобного времяпровождения во время охоты, рыбалки членов Правительства Удмуртской Республики и иных высокопоставленных должностных лиц на территории указанного заказника.
При этом, ФИО1, давая указание Нестерову А.В. о строительстве банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, не знал о существующих ограничениях хозяйственной и иной деятельности на территории данной особо охраняемой территории. В августе 2015 года, более точные дата и время следствием не установлены, Председатель Правительства Удмуртской Республики ФИО1, находясь в г..Ижевске передал Нестерову А.В. предварительный эскизный проект банно-гостиничного комплекса из клееного бруса, по которому требовалось осуществить его строительство на территории вышеуказанного природного заказника. В связи с этим в период с 10.10.2014 года по август 2015 года, более точные дата и время следствием не установлены, у Нестерова А.В, понимавшего, что строительство банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории - Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, будет являться незаконным в силу установленных законом ограничений, не позволяющих осуществлять деятельность, которая противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, а также может повлечь за собой снижение экологической ценности данной территории, причинить вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, из корыстной и иной личной заинтересованности, обусловленной стремлением Нестерова А.В. получать для себя выгоду имущественного характера в виде материально стимулирующих выплат по занимаемой должности, а также стремлением извлечь выгоду неимущественного характера - карьеристскими побуждениями в виде желания выполнить указание Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 о строительстве банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, чтобы зарекомендовать себя в его глазах в качестве исполнительного подчиненного работника, создав себе положительную репутацию с целью не потерять
занимаемую должность и в целях обеспечения перспектив дальнейшего продвижения по службе, возник преступный умысел, направленный на организацию незаконного строительства банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории - Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника в нарушение требований законов, то есть на действия, явно выходящие за пределы полномочий Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. Реализуя свой преступный умысел, в августе 2015 года, более точные дата и время следствием не установлены, Нестеров А.В, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР по адресу: г..Ижевск ул. М.Горького д. 73/1 (литера А), в настоящее время адрес: г..Ижевск ул. М.Горького д. 73, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, превышая свои должностные полномочия, предусмотренные пп.1, 2, 3, п.5 ст. 2 трудового договора N 4 от 10.10.2014 года, пп. 3, 4, 16, 119, 136 п.9, пп. 6, 15 п. 22 Положения Минприроды УР обратился к директору ООО ПСК "Брусмарк" ФИО2 с просьбой организовать строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника по адресу: Удмуртская Республика Якшур-Бодьинский район, 3, 5 км. на юго-восток от д. Чекерово, передав ему предварительный эскизный проект банно-гостиничного комплекса из клееного бруса, для составления на его основе проектной документации по планируемому строительству на особо охраняемой природной территории. На предложение Нестерова А.В. директор ООО "ПСК "Брусмарк" ФИО2 дал свое согласие.
Продолжая реализацию своего преступного умысла, в августе 2015 года, находясь в г..Ижевске, более точные дата, время и место следствием не установлены, Нестеров А.В, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, превышая свои должностные полномочия, предусмотренные пп.1, 2, 3, п.5 ст. 2 трудового договора N 4 от 10.10.2014 года, пп. 3, 4, 16, 119, 136 п.9, пп. 6, 15 п. 22 Положения Минприроды УР, пп. 5, 7, 10, 19 Устава АУ "Управление Минприроды УР" дал указание находящемуся от него в служебной зависимости директору АУ "Управление Минприроды УР" ФИО3 организовать строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, в том числе для этого обратиться в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики с просьбой о закреплении за АУ "Управление Минприроды УР" права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 18:24:059001:0027, площадью 495 000 кв.м, расположенным по адресу: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, 3, 5 км. на юго-восток от д. Чекерово, на территории которого предполагалось осуществить строительство банно-гостиничного комплекса, что и было сделано. На основании распоряжения Минимущества УР от 01.09.2015 года N 139-рз, вышеуказанный земельный участок, относящийся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование АУ "Управление Минприроды УР" с разрешенным использованием для строительства пруда, базы егерской службы.
Действуя, в продолжение своего преступного умысла, в период с августа 2015 года по 17.09.2015 года, более точные дата и время следствием не установлены, Нестеров А.В, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, для улучшения панорамного вида на пруд с места предполагаемого строительства банно-гостиничного комплекса, превышая свои должностные полномочия, дал незаконное указание своему заместителю ФИО4 организовать подготовку площадки под строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника путем вырубки деревьев и выравнивания естественного уклона земельного участка, осуществив срез почвенного покрова с помощью специальной техники. Исполняя данное указание Нестерова А.В, в период с августа 2015 года по 17.09.2015 года, более точные дата и время следствием не установлены, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО4, находящийся в служебной зависимости от своего руководителя Нестерова А.В, на территории предполагаемого строительства банно-гостиничного комплекса, а также рядом с этой площадкой, с привлечением сотрудников Минприроды УР, не осведомленных о преступных намерениях Нестерова А.В, а также с использованием специальной техники (бульдозер), организовал вырубку без оформления каких-либо разрешительных документов 183 деревьев различных пород в общем объеме 24, 1807 кбм, в том числе осины в объеме 17, 282 кбм, березы в объеме 5, 04 кбм, ели в объеме 0, 3847 кбм, липы в объеме 1, 294 кбм, ивы в объеме 0, 18 кбм, а также снятие верхнего почвенного покрова для выравнивания строительной площадки.
После подготовки площадки для строительства, ФИО3 выполняя указание Нестерова А.В, об организации строительства, дал указание подчиненному сотруднику ФИО5 подготовить материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, при этом в данную оценку включены ложные сведения о наличии дополнительного направления Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника - организации экологического просвещения и ознакомления с природными достопримечательностями заказника. На основании подготовленных материалов АУ "Управление Минприроды УР" подготовлено техническое задание на проведение государственной экологической экспертизы, также содержащее недостоверные сведения о направлениях деятельности Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника. В течение 2015 года, но не позднее 11.10.2015 года, в связи с поступившим поручением Нестерова А.В, директор ООО "ПСК "Брусмарк" организовал с привлечением соответствующего специалиста ФИО6 составление проектной документации на основе полученного от Нестерова А.В. предварительного эскизного проекта банно-гостиничного комплекса из клееного бруса, по которой требовалось осуществить строительство данного комплекса на особо охраняемой природной территории, а именно комплекса зданий и сооружений, состоящего из гостиницы (площадью 242, 57 кв.м.), двух гостевых домов (площадью 90, 44 кв.м. каждый) и банного комплекса (площадью 124, 91 кв.м.), которая фактически в указанный период времени согласовывалась и в результате одобрения Нестеровым А.В.
Действуя в продолжение своего преступного умысла, Нестеров А.В, осознавая незаконность строительства вышеуказанного объекта на территории Чекеровсокго государственного охотничьего комплексного заказника, в нарушение требований нормативно-правовых актов об охране окружающей среды, а также ст. 3 ФЗ от 23.11.1995 года N 174 "Об экологической экспертизе", превышая свои должностные полномочия, находясь в г..Ижевске, более точные дата, время и место следствием не установлены, организовал проведение подчиненными сотрудниками Минприроды УР, а также иными лицами, входящими в экспертную комиссию Минприроды УР, государственной экологической экспертизы и обеспечил принятие положительного заключения по ней.
После этого, Нестеров А.В. 14.07.2016 года, более точное время следствием не установлено, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, а также п.4 ст. 18 ФЗ " Об экологической экспертизе", превысив свои должностные полномочия, издал и собственноручно подписал приказ Минприроды УР N 4-э от 14.07.2016 года, которым утвердил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации по объекту: "Комплекс зданий и сооружений на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, осознавая, что данная экспертиза проведена с нарушением требований ст. 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" и содержит заведомо для Нестерова А.В. ложные сведения о наличии дополнительного направления Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника - организации экологического просвещения и ознакомления с природными достопримечательностями заказника, а также о допустимости планируемого строительства комплекса зданий и сооружений на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, отсутствия в заключении экспертов сведений о произведенных в целях вышеуказанного строительства вырубке лесных насаждений, среза плодородного слоя почвы. Согласно проектной документации строительство комплекса зданий и сооружений (банно-гостиничного комплекса) на территории природного заказника планировалось для приема и комфортного отдыха посетителей заказника, обеспечения их необходимой информацией, в связи с необходимостью создания на ее территории рекреационной зоны, объектов туристического сервиса и административно-хозяйственной инфраструктуры в целях организации экологического просвещения.
Нестеров А.В. понимал, что для реализации его преступных намерений необходимо получение АУ "Управление Минприроды УР" финансирования из бюджета Удмуртской Республики на незаконное строительство банно-гостиничного комплекса на территории особо охраняемой природной территории, а под обоснование - создание рекреационной зоны и объектов туристического сервиса - Правительство УР не предоставит субсидию, так как такие виды деятельности противоречат целям создания Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника и могут причинить вред природным комплексам и их компонентам, а также могут повлечь за собой снижение экологической ценности данной территории, причинить вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. В связи с этим, Нестеров А.В. в период с июня 2016 года по 25.07.2016 года, более точные дата и время следствием не установлены, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, превысив свои должностные полномочия, дал указание своему заместителю ФИО7 организовать подготовку проекта Распоряжения Правительства УР "О предоставлении автономному учреждению "Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды УР" субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Удмуртской Республики с включением в пояснительную записку заведомо ложных для Нестерова А.В. сведений о необходимости выделения из бюджета УР субсидии за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных Минприроды УР в размере 14 700 000 руб. для осуществления капитальных вложений в строительство комплекса зданий и сооружений на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника для проведения в дальнейшем в указанных зданиях и сооружениях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов
животного мира. Исполняя данное незаконное указание Нестерова А.В, в период с июня 2016 года по 25.07.2016 года, более точные дата и время следствием не установлены, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО7, находившаяся в служебной зависимости от своего руководителя Нестерова А.В, в своем служебном кабинете Минприроды УР подготовила проект вышеуказанного Распоряжения Правительства Удмуртской Республики и пояснительную записку к нему с обоснованием необходимости строительства комплекса зданий и сооружений (банно-гостиничного комплекса) на особо охраняемой природной территории за счет средств бюджета УР в размере 14 700 000 руб, якобы в связи с имеющейся необходимостью проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов животного мира. После этого. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Нестеров А.В. в период с июня 2016 года по 25.07.2016 года, более точные дата и время следствием не установлены, находясь в своем служебном кабинете, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, превышая свои должностные полномочия, собственноручно подписал вышеуказанный проект Распоряжения Правительства УР, пояснительную записку к нему и организовал направление данного проекта Распоряжения на рассмотрение в Правительство Удмуртской Республики.
25.07.2016 года Правительством Удмуртской Республики в составе его членов, которые фактически не знакомились с проектной документацией и не были осведомлены об истинных целях и планируемом строительстве банно-гостиничного комплекса под видом комплекса зданий и сооружений на особо охраняемой природной территории для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов животного мира, принято Распоряжение N 1064-р " О предоставлении автономному учреждению Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики" субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Удмуртской Республики в размере 14 700 000 руб. В тот же день указанное постановление подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики ФИО1, не осведомленном о преступных намерениях Нестерова А.В, достоверно знавшего о запрете строительства банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, так как оно противоречит целям создания данного заказника и причиняет вред природным комплексам и их компонентам. 27.07.2016 года, более точное время следствием не установлено.
Нестеров А.В. действуя умышленно в продолжение реализации своего преступного умысла, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, превышая свои должностные полномочия, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР, подписал с АУ "Управлением Минприроды УР", в лице его директора ФИО3, фактически находящегося в его подчинении, соглашение N " О порядке и условиях предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений" на строительство вышеуказанного банно-гостиничного комплекса. С июля 2016 года по 14.09.2016 год, выполняя указания Нестерова А.В. по организации строительства банно-гостиничного комплекса, сотрудниками АУ "Управлением Минприроды УР", организовано проведение электронного аукциона на право заключения Контракта на строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, победителем которого признано ООО "ПСК "Брусмарк". На основании результатов электронного аукциона директор АУ "Управлением Минприроды УР", ФИО3, действуя во исполнении указаний Нестерова А.В, 26.09.2016 года заключил с ООО "ПСК "Брусмарк" Контракт на строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, в соответствии с п.2.1 цена Контракта составила 14 635 663, 00 руб.
Продолжая реализацию своего преступного умысла, в период с 01.10.2016 года по 11.10.2016 год, более точные дата и время следствием не установлены, Нестеров А.В, находясь в служебном кабинете Минприроды, заведомо зная о том, что в соответствии с ч.3.4 ст. 49 ГРК РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, понимая, что по результатам проведения подобной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будет получено отрицательное заключение ввиду того, что банно-гостиничный комплекс не отвечает целям создания Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника и стоящих перед ним задачам, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, а также ч.3.4 ст. 49 ГрК РФ, превысив свои должностные полномочия, дал указание подчиненному сотруднику - заместителю начальника отдела нормативно-правового обеспечения Минприроды УР ФИО8, не посвященной в его преступные замыслы, подготовить от его имени проект Разрешения на строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, внеся в него заведомо ложные сведения о якобы проведенной государственной экспертизе проектной документации, результатов инженерных изысканий и полученных по ним положительных заключениях.
Исполняя данное указание Нестерова А.В. в период с 01.10.2016 года по 11.10.2016 года заместитель начальника отдела нормативно-правового обеспечения Минприроды УР ФИО8, находящаяся в служебной зависимости от своего руководителя Нестерова А.В. в своем служебном кабинете Минприроды УР подготовила проект вышеуказанного Разрешения N 18-94650000(0)-1-2016 от 11.10.2016 года на строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, внеся в него по указанию Нестерова А.В. заведомо для Нестерова А.В. ложные сведения о якобы проведенной государственной экспертизе проектной документации, результатов инженерных изысканий и полученных по ним положительных заключениях.
После этого Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Нестеров А.В. 11.10.2016 года, более точное время следствием не установлено, находясь в своем служебном кабинете Минприроды УР в нарушение требований нормативных правовых актов об охране окружающей среды, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, превысив свои должностные полномочия, собственноручно подписал вышеуказанное Разрешение N 18-94650000(0)-1-2016 от 11.10.2016 года на строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, содержащее заведомо для него недостоверные сведения о якобы проведенной государственной экспертизе проектной документации, результатов инженерных изысканий и полученных по ним положительных заключениях. 12.10.2016 года, более точное время следствием не установлено, директор АУ "Управление Минприроды УР" ФИО3, действуя во исполнение указаний Нестерова А.В. об организации строительства банно-гостиничного комплекса, от имени возглавляемого им АУ "Управление Минприроды УР" заключил с ООО "Служба заказчика" договор N, по условиям которого ООО "Служба заказчика" обязалось оказать АУ "Управление Минприроды УР" услуги по техническому надзору за выполнением строительно-монтажных работ. В результате вышеуказанных умышленных преступных действий Нестерова А.В. в период с 26.09.2016 года по февраль 2017 года, в рамках заключенного Контракта от 26.09.2016 года, на особо охраняемой природной территории - Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, ООО "ПСК "Брусмарк" производилось незаконное строительство гостиницы (площадью 242, 57 кв.м.), двух гостевых домов (площадью 90, 44 кв.м. каждый) и банного комплекса (площадью 124, 91 кв.м.) В период с 26.09.2016 года по 29.12.2016 год ООО "ПСК "Брусмарк" выполнены строительно-монтажные работы по строительству вышеуказанного банно-гостиничного комплекса на сумму 3 571 234, 61 руб,
которые перечислены данной компании из бюджета Удмуртской Республики на основании Распоряжения Правительства N 1064-р от 25.07.2016 года, Контракта от 26.09.2016 года заключенного между АУ "Управление Минприроды УР" и ООО "ПСК "Брусмарк". Из четырех планируемых к строительству зданий: гостиницы (площадью 242, 57 кв.м.), двух гостевых домов (площадью 90, 44 кв.м. каждый) и банного комплекса (площадью 124, 91 кв.м.) возведено только одно здание, которое в эксплуатацию не введено в связи с тем, что его строительство фактически не завершено. Таким образом, бюджетные средства Удмуртской Республики израсходованы незаконно, безрезультатно, неэффективно. Кроме того, в рамках заключенного АУ "Управление Минприроды УР" с ООО "Служба заказчика" договора N 219, в результате вышеуказанных умышленных преступных действий Нестерова А.В, из бюджета Удмуртской Республики перечислены ООО "Служба заказчика" денежные средства в размере 24 306 руб. В результате вышеуказанного строительства банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории, в период с августа 2015 года до февраля 2017 года, включающего в себя подготовку территории для строительства, вырубку деревьев, возведение одного здания из клееного бруса, установку винтовых свай в качестве фундамента на все четыре здания, причинен экологический вред природным комплексам и компонентам окружающей природной среды - почве, растительному и животному миру, а также создана угроза экологического вреда этим компонентам. Строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника в период с августа 2015 года до февраля 2017 года привело к снижению экологической ценности данной территории в виде причинения экологического вреда компонентам окружающей среды - почве, растительному и животному миру, а именно:
- при выравнивании участка спецтехникой (бульдозер) под строительство банно-гостиничного комплекса уничтожен образованный в течение долгого времени плодородный слой почвы с многолетне-сформированным растительным покровом. В результате этого образовался нарушенный фитоценоз с наличием большого количества заносных рудеральных сорняков, видовой состав растений не типичных для суходольного луга;
- на выровненный участок незавершенного банно-гостиничного комплекса занесен опасный карантинный сорняк Борщевик Сосновского. Естественным путем этот сорняк занестись не может, так как его семена распространяются с помощью ветра только на небольшие расстояния. Он может быть занесен антропогенно - на колесах и других нижних деталях спецтехники либо семена могли оказаться в строительном материале (в трещинах досок, брусьев или между ними);
- на границе с участком, идущим под уклон к пруду и на участке под уклон к пруду, осуществлена сплошная вырубка 183 деревьев, что повлекло причинение ущерба в размере 119 084 руб. 16 коп.;
- сплошная рубка деревьев привела к уничтожению привычных местообитаний животных - птиц, а также возможных мест их гнездования;
- снос грунта на участке под уклон к пруду с образованием широкой продольной борозды привело к механическому нарушению почвенного покрова с уничтожением естественно образованного многолетнего плодородного слоя почвы, а также к антропогенному негативному изменению видового состава растений суходольного луга;
- захламление участка обгоревшими стволами деревьев способствовало препятствию оптимального роста и развития поверхностного растительного покрова.
Кроме того, последствия, связанные с началом строительства банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории, в результате умышленных преступных действий Нестерова А.В. может повлечь причинение экологического вреда в виде: вынужденной миграции птиц с территории исследованного участка по причине негативного шумового воздействия строительной техники, что может создать вспышку массового размножения насекомых и привести к массовому поражению и уничтожению личинками насекомых растительного покрова исследованной территории и повреждению прилегающего зрелого многолетнего лесного массива; накопления и складирования отходов 1 класса опасности (чрезвычайно опасные отходы) - ртутных ламп с содержанием ртути, вещества 1 класса опасности (чрезвычайно опасные вещества) могут оказать негативное воздействие на животных (их отравление) в случае их складирования на открытом воздухе или на людей, в случае их складирования в помещении.
Кроме того, последствия, связанные с началом строительства банно-гостиничного комплекса на особо охраняемой природной территории, в результате умышленных преступных действий Нестерова А.В, имеют признаки угрозы экологического вреда, а именно:
- наличие искусственных посадок Золотарника канадского создало угрозу массовому его разрастанию, так как растение обладает признаками ценотической агрессивности (межвидовой конкуренции), и соответственно создало угрозу угнетению и подавлению характерной для суходольного луга растительности исследованного участка;
- распространение Борщевика Сосновского на исследованном участке создало угрозу массовому его разрастанию по причине высокой способности к адаптации к условиям произрастания, и соответственно создало угрозу к подавлению характерной растительности не только суходольного луга, но и к подавлению прибрежной растительности. К тому же, Борщевик Сосновского является высокотоксичным растением, содержащим и выделяющим в окружающую среду вредные для животных эфирные масла. Поедания этого растения дикими животными создает угрозу их массовому отравлению;
- механическое нарушение почвенного покрова на участке под уклон к пруду создало угрозу оврагообразовательному процессу по причине постоянного стекания воды под уклон при снеготаянии и с дождевыми осадками. Совершая вышеуказанные действия Нестеров А.В. осознавал, что они явно выходят за пределы его полномочий. Умышленные преступные действия Нестерова А.В. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, в области защиты особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира, а именно гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами прав и законных интересов неопределенного круга граждан на защиту окружающей среды, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" согласно которой хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ч.1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; ст. 58 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Кроме того, преступные действия Нестерова А.В. повлекли за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения ущерба бюджету Удмуртской Республики в общей сумме 3 595 540, 61 руб, причинения ущерба в размере 119 084 руб. 16 коп. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в результате вырубки 183 деревьев, а также повлекли существенное нарушение охраняемых интересов государства в виде дискредитации органов государственной власти. Совершая вышеуказанные преступные действия, направленные на превышение своих должностных полномочий вопреки интересам службы, Нестеров А.В. осознавал их общественную опасность, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, и желал их наступления из корыстной и иной личной заинтересованности.
Постановлением Октябрьского районного суда "адрес" от 31 мая 2023 года, действия Нестерова А.В. переквалифицированы на ч.1 ст. 293 УК РФ и уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Судом установлено, что Нестеров А.В. являясь министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и на которого были возложены функции охраны природных ресурсов и окружающей среды, наделенный в полном объеме соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, должен был убедиться в возможности строительства объекта, являющегося по проекту банно-гостиничным комплексом и возможности его использования по назначению в соответствии с целями заказника, инициировать приведение в соответствие с требованиями природоохранного законодательства нормативных документов по данному заказнику, в частности инициировать принятие Правительством Удмуртской Республики положения о заказнике, предусматривающего основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах этой особо охраняемой природной территории, надлежащим образом обеспечить соблюдение ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природный заказник (в частности сплошной рубки деревьев и среза слоя почвы), надлежащим образом осуществить контроль за сохранением в нем флоры и фауны при даче разрешения на строительство и при самом строительстве комплекса на территории Чекеровского заказника, в том числе организовать мониторинг его воздействия на окружающую среду в период строительства комплекса, организовать проведение предусмотренной Градостроительным Кодексом РФ государственной экспертизы проектной документации, не ограничиваясь включением в разрешение на строительство результатов заключения экспертизы сметной стоимости объекта строительства.
Наряду с этим, перед подписанием разрешения на строительство Нестеров А.В, являясь руководителем профильного ведомства, обладая для этого всеми полномочиями, должен был надлежащим образом организовать оценку воздействия на окружающую среду при строительстве вышеуказанных зданий, при том, что в последующем данная оценка легла в основу положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако, вышеуказанные действия Нестеровым А.В. вследствие недобросовестного и небрежного исполнения своих должностных обязанностей надлежащим образом выполнены не были, что повлекло неэффективное использование выделенных на строительство комплекса бюджетных средств, а также причинение экологического вреда почве, растительному и животному миру, выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы с сформированным растительным покровом, сносе грунта на участке под уклон к пруду с образованием широкой продольной борозды, приведшему к механическому нарушению почвенного покрова с уничтожением естественно образованного многолетнего плодородного слоя, сплошную незаконную (что подтверждено заключением эксперта - заведующего кафедрой ботаники, зоологии и биоэкологии ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", доктора биологических наук ФИО9 от 17 ноября 2022 года) вырубку 183 деревьев, приведшую, в том числе к сокращению привычных местообитаний птиц, а также возможных мест их гнездования. Вышеперечисленные негативные последствия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства в области защиты особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира и не наступили бы, если бы подсудимый должным образом отнесся к исполнению своих должностных обязанностей, проявил необходимую внимательность и осмотрительность.
Мотивируя свое решение о переквалификации действий Нестерова А.В, суд указал, что стороной обвинения не опровергнуты доводы стороны защиты, о том, что Нестеров А.В. действительно полагал возможным организовать строительство и подписать разрешение на строительство комплекса зданий и сооружений на территории Чекеровского заказника, что, свидетельствует об отсутствии у него умысла именно на превышение должностных полномочий.
Суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит категоричного запрета на строительство в границах заказников хозяйственных и жилых объектов, связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью, а их использование возможно при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Также суд указал, что с учетом производства государственной экологической экспертизы, не производство государственной экспертизы проектной документации, которая необходима в силу действующего законодательства, не могло повлечь за собой не выявление нарушений законодательства в сфере окружающей среды, которые вменяются Нестерову А.В, поскольку в соответствии с п.1 ч.5 ст. 49 ГрК РФ, при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой производится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды, не осуществляется.
В связи с вышеизложенным суд пришел к выводу об отсутствии у Нестерова А.В. умысла на превышение должностных полномочий.
Между тем, судебная коллегия полагает, что не основы на материалах уголовного дела выводы суда о том, что Нестеров А.В. умышленно своих должностных полномочий не превышал, что министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики не знал или мог не знать о том, что рекреационная и туристическая деятельность не допустима на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника.
Согласно п.1 и 2 ст. 58, п.1 и 2 ст. 59 ФЗ от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с действующим законодательством (п.3 ст. 95 ЗК РФ, ст. 24 ФЗ от 14.03.1995 года N 33-ФЗ " Об особо охраняемых природных территориях") запрещается деятельность на особо охраняемых природных территориях, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и непредусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. При этом целью создания государственных комплексных заказников является восстановления природных комплексов.
Согласно требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих правовой статус особо охраняемых природных территорий, капитальное строительство на территории заказника возможно, но только для обеспечения деятельности заказника, не противоречащее его целям и задачам и не влекущее за собой снижение экологической ценности данной территории, не причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, на его территории запрещена любая деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности территории заказника и причиняющая вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Туристическая и рекреационная деятельность в банно-гостиничном комплексе никак не связана с сохранением, воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания, поддержания целостности естественных сообществ, а наоборот влечет за собой последствия, противоположные заявленным целям. Данное обстоятельство подтверждается заключением эксперта N 101/2019 от 14.11.2019 года (том 43 л.д. 237-252, том 44 л.д. 1-44).
О недопустимости туристической и рекреационной деятельности на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, строительства банно-гостиничного комплекса в своих показаниях сообщили представитель потерпевшего ФИО10, свидетели ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО7 и другие.
Из показаний допрошенной на предварительном следствии свидетеля ФИО7 (том 36 л.д. 160-169, том 47 л.д. 83-85) следует, что о существующих ограничениях на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника и противозаконности строительства банно-гостиничного комплекса она сообщала Нестерову А.В... При этом сообщила, что сам Нестеров А.В. являлся профессионалом с большим опытом работы, ранее являясь первым заместителем министра, охватывал в своей деятельности весь перечень работ Минприроды УР, отлично разбирался в законодательстве об охране окружающей среды, знал законодательство об особо охраняемых природных территориях.
Данный факт также подтвердили в своих показаниях допрошенные на предварительном следствии свидетели: ФИО14 (том 37 л.д. 96-102) ФИО15 (том 37 л.д. 109-114), ФИО16 (том 38 л.д. 43-49), ФИО8 (том 36 л.д. 189-194).
Кроме того, о том что, министр природных ресурсов и охраны окружающей среду Удмуртской Республики Нестеров А.В. был осведомлен о правовом режиме, ограничениях, целях и задачах Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника свидетельствует "пояснительная записка" к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которой, указаны правовые акты, на основании которых организован Чекеровский государственный охотничий комплексный заказник Якшур-Бодьинского района: Распоряжение Совета министров УАССР от 11.11.1963 года N 1095, постановление Совета Министров УАССР " О сроках и правилах охоты" N 329 от 11.11.1996 года, Постановление Правительства Удмуртской Республики О схеме ООПТ N 377 от 18.12.1995 года, Постановление Правительства Удмуртской Республики "Об изменении границ "Чекеровского заказника" N 275 от 17.03.2000 года, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.12.2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", Постановления Правительства Удмуртской Республики от 10.11.2014 года N 439 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.12.2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" (том 38 л.д. 81-87).
Вопреки доводам Нестерова А.В, на указанном участке в соответствии с Постановлением Совета Министров от 09.09.1983 года N 264 "О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской Республики" ранее находилась база егерской службы, предназначение которой вытекает из самого Постановления - обеспечение деятельности заказника, а не туристическая и рекреационная деятельность.
Судом первой инстанции не дана оценка вышеперечисленным доказательствам, а также показаниям свидетелей: ФИО2 (том 35 л.д. 203-215, 220-258), ФИО17 (том 36 л.д. 17-32), ФИО18 (том 36 л.д. 33-38), ФИО4 (том 36 л.д. 153-159), ФИО19 (том 36 л.д. 228-234) и других, осведомленных от самого Нестерова А.В. об истинных целях строительства комплекса в заказнике, а также показаниям свидетелей ФИО20 (том 36 л.д. 39-44), ФИО21 (том 36 л.д. 45-50), ФИО6 (том 36 л.д. 51-55), слышавших об этом от других лиц, в том числе ФИО1, ФИО2 и ФИО22, показаниям свидетелей ФИО23 (том 36 л.д. 92-98, 100-104), ФИО3 (том 36 л.д. 60-75, 82-89), ФИО7 (том 36 л.д. 160-169), ФИО22 (том 36 л.д. 201-208), согласно которым, целью строительства данного банно-гостиничного комплекса являлось проведение отдыха и увеселительных мероприятий членами Правительства Удмуртской Республики и их гостей, а не туризм и рекреация.
В постановлении суда первой инстанции приведены показания свидетелей, которые они давали в судебном заседании, несмотря на то что, по ходатайству государственного обвинителя показания свидетелей, данные на предварительном следствии, судом оглашались, и свидетелями подтверждались, однако никакой оценки данному обстоятельству, судом не дано, не указаны причины, по которым суд не принял их в качестве доказательств по делу.
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО11 следует, что с 2017 года исполнял обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, а с апреля 2018 года Указом Главы УР назначен на должность. Строительство комплекса зданий и сооружений начато на особо охраняемой природной территории. Он лично выезжал на место и знакомился с документами, имеющимися в Минприроды УР и пришел к выводу, что данное строительство начато незаконно. Комплекс зданий и сооружений, внушительных размеров, не отвечают целям и задачам природного заказника. На особо охраняемой природной территории начато незаконное строительство обыкновенной базы отдыха, что является недопустимым и нарушением закона. Он лично убедился в том, что в результате начала строительства этой базы отдыха вырублены деревья по всему склону на большой территории. Он ездил на территорию заказника в феврале 2018 года вместе с ФИО24, который подтвердил, что деревья были спилены по указанию бывшего министра Нестерова А.В. Также кто-то из сотрудников ему сообщил, что при строительстве данного объекта и подготовке площадки для строительства использовалась спецтехника, с помощью которой естественный уклон был разровнен, срезан плодородный слой почвы.
Показаниям данного свидетеля не только не дана оценка судом первой инстанции, они вообще не приведены в постановлении от 31 мая 2023 года.
Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка пояснительным запискам к проекту Распоряжений Правительства Удмуртской Республики (975-р от 28.09.2015 года) и к проекту Распоряжения Правительства Удмуртской Республики (N 1064-р от 25.07.2016 года) о выделении субсидии в размере 14 700 000 руб, согласно которым на выделенные денежные средства планируется построить комплекс зданий и сооружений в целях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов животного мира. (том 48 л.д. 95, 164-166, том 47 л.д. 62-64), а также показаниям ФИО7 о том, что Нестеров А.В. давал ей указания и сам лично вносил поправки в пояснительные записки к проектам вышеуказанных распоряжений на выделение субсидий, включая в них заведомо ложные сведения о планах построить комплекс зданий и сооружений для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов животного мира.
Судом также не дана оценка показаниям свидетелей ФИО14 (том 37 л.д. 96-102), ФИО25 (том 37 л.д. 90-95), ФИО26 (том 37 л.д. 85-89) ФИО27 (том 37 л.д. 103-108) данными ими в ходе предварительного следствия и подтвержденными в судебном заседании, о том, что проект распоряжения о выделении денежных средств на строительство банно-гостиничного комплекса ими бы не был одобрен, поскольку строительство банно-гостиничного комплекса на территории заказника противоречит правовому режиму, ограничениям, целям и задачам данного заказника, нарушает действующее законодательство, но поскольку в пояснительной записке была надпись о комплексе зданий и сооружений в целях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны объектов животного мира, проекты были одобрены.
Свидетель ФИО27 в показаниях на предварительном следствии, поясняла, что Нестеров А.В. заходил лично и торопил её с согласованием Распоряжения N 1064 от 25.07.2016 года.
Из показаний свидетеля ФИО28 (том 37 л.д. 116-120) данными на предварительном следствии, следует, что строительство банно-гостиничного комплекса на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника не соответствует целям и задачам Управления Минприроды и видам его деятельности, предусмотренном Уставом, а также функциям и полномочиям Минприроды Удмуртской Республики, а также не соответствует целям и задачам самого заказника.
Судом первой инстанции установлено, что Нестеровым А.В. подписано разрешение на строительство комплекса в отсутствие требуемого Градостроительным кодексом РФ заключения государственной экспертизы проектной документации, а также установлено, что совершение указанных действий повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом общества и государства.
Однако выводы суда первой инстанции о том, что с учетом производства государственной экологической экспертизы, не производство государственной экспертизы проектной документации не могло повлечь за собой не выявление нарушений законодательства в сфере окружающей среды, которые вменяются в вину Нестерову А.В, поскольку в соответствии с п.1 ч.5 ст. 49 ГрК РФ, при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется, являются основанными на неправильном толковании закона.
В период с 2014 года по февраль 2017 года действующим законодательством было предусмотрено обязательное проведение государственной экспертизы объектов, строительство, реконструкцию которых планируются в границах особо охраняемых природных территорий, независимо от проведения иных экспертиз, и предметом экспертизы в соответствии с ч.5 ст. 49 ГрК РФ являлась оценка соответствия проектной документации требованиям в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям.
Пункт 1 части 5 ст. 49 ГрК РФ, на который ссылается суд в постановлении, был введен в действие Федеральным Законом от 03.08.2018 года N 342-ФЗ и никак не может относится к событиям, которые имели место в 2016 году, а кроме того, не освобождает от обязанности проведения государственной экспертизы проектной документации.
Из показаний свидетеля ФИО8 на предварительном следствии, следует, что вопрос о необходимости проведения в обязательном порядке государственной экспертизы проектной документации в соответствующем учреждении, в частности в автономном учреждении Удмуртской Республики "Управление госэкспертизы" при Минстрое УР, встал сразу, о нем она лично сообщила, в том числе Нестерову А.В. В присутствии других сотрудников Минприроды УР, как она, так и другие сотрудники, обсуждали и доводили до сведения Нестерова А.В, что требование провести государственную экспертизу проектной документации на возможность строительства комплекса зданий и сооружений на особо охраняемой природной территории - в Чекеровском заказнике, является обязательным, что это предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. Но Нестеров А.В. взял на себя ответственность и не стал ее проводить, подписал разрешение на строительство комплекса зданий в Чекеровском заказнике без проведения государственной экспертизы проектной документации. Хотя знал, что эта экспертиза обязательна.
Кроме того, судом вообще не дана оценка действиям Нестерова А.В. по утверждению положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации по объекту " Комплекс зданий и сооружений на территории Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника" с содержанием заведомо для Нестерова А.В. ложных сведений о наличии дополнительного направления заказника - организации экологического просвещения, ознакомления с природными достопримечательностями заказника, а также о допустимости планируемого строительства комплекса зданий и сооружений на территории заказника, и отсутствия в заключении экспертов сведений о произведенных в целях строительства вырубке лесных насаждений, среза плодородного слоя почвы.
Согласно заключению эксперта N 101/2019 от 14.11.2019 года в результате сплошной рубки деревьев, среза слоя почвы, захламления участка сгоревшими деревьями и, в целом, строительства банно-гостиничного комплекса причинен экологический вред природным комплексам и компонентам окружающей природной среды: почве, растительному и животному миру, который подробно описан в данном заключении, а также создана угроза экологического вреда этим компонентам.
Таким образом, судом первой инстанции, в нарушении требований ст. 87, 88 УПК РФ не дана надлежащая оценка доказательствам обвинения вины Нестерова А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 286 УК РФ.
Исследованные судом доказательства опровергают выводы суда первой инстанции о совершении Нестеровым А.В. преступления по неосторожности, свидетельствуют об умышленных противоправных действиях Нестерова А.В, следовательно, суд необоснованно принял решение о переквалификации его действий на ч.1 ст. 293 УК РФ и прекращении уголовного дела за истечением сроков давности.
В данном случае суд фактически отказался от проверки и оценки в соответствии со ст. ст. 87, 88 УПК РФ доказательств обвинения, что следует расценивать как нарушение судом правил о полноте и всестороннем исследовании обстоятельств дела в состязательном процессе и как незаконное ограничение права стороны обвинения на представление и исследование доказательств по делу. Допущенные судом нарушения повлияли на его выводы относительно фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции указанные нарушения закона не были устранены.
Наличие такого рода нарушений уголовно-процессуального закона не позволяет признать постановленные в отношении Нестерова А.В. судебные решения законными и обоснованными, и обусловливает необходимость их отмены с передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении уголовного дела суду первой инстанции надлежит в полном объеме исследовать материалы уголовного дела, проверить и оценить с соблюдением положений ст. ст. 87, 88 УПК РФ всю совокупность доказательств по уголовному делу, в том числе с учетом доводов, изложенных в кассационном представлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
постановление Октябрьского районного суда г.Ижевска от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 августа 2023 года в отношении Нестерова А.В. отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в Октябрьский районный суд г.Ижевска в ином составе суда.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.