Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Волынчук Н.В, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 апреля 2024 года кассационную жалобу Еремеева Г.Н. на решение Ленинского районного суда города Самары от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 октября 2023 года по административному делу N 2а-3369/2023 по административному исковому заявлению Еремеева Григория Николаевича к Администрации Губернатора Самарской области о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Еремеев Г.Н. (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Губернатора Самарской области от 6 февраля 2023 года N 16 о назначении министром культуры Самарской области Калягиной И.Е.
В обоснование административного иска указано, что 12 апреля 2019 года Губернатором Самарской области издано распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области.
1 августа 2019 года проведён заключительный этап конкурса - собеседование с кандидатами на должность министра культуры. Комиссия после проведения 3 этапа конкурса выбрала 6 кандидатов, но не стала их рекомендовать Губернатору.
Губернатор Самарской области, не определив победителя вышеозначенного конкурса, издал постановление от 6 февраля 2023 года N 16 о назначении на должность министра культуры Самарской области Калягиной И.Е.
Административный истец, считая свои права как участника конкурса нарушенными, просил суд: признать незаконным постановление Губернатора Самарской области от 6 февраля 2023 года N 16 о назначении министром культуры Самарской области Калягиной И.Е.; возложить на Губернатора Самарской области обязанность устранить допущенные нарушения его прав путем отмены оспариваемого постановления, подведения итогов конкурса и определения победителя, назначения победителя конкурса министром культуры Самарской области либо путем опубликования публичного отказа в выплате награды - назначения на должность министра культуры победителя конкурса.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 3 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 октября 2023 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований Еремеева Г.Н.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Еремеев Г.Н, выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций и повторно приводя изложенные ранее в административном исковом заявлении и дополнениях к нему доводы о незаконности действий административного ответчика при проведении конкурса и множественных нарушениях Порядка его проведения и нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, просит отменить вышеупомянутые судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов, изложенных судами в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, нарушением судами норм процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Губернатора Самарской области от 12 апреля 2019 года N 183-р объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области - Министра культуры Самарской области и утверждено положение по проведению конкурса, состав конкурсной комиссии.
Административный истец принял участие в указанном конкурсе.
31 июля 2019 года по результатам заочного голосования конкурсная комиссия рекомендовала для участия в индивидуальном собеседовании 1 августа 2019 года Еремеева Г.Н.
31 июля 2019 года Еремеев Г.Н. прошел тестирование в Самарском региональном ресурсном центре, а 1 августа 2019 года принял участие в индивидуальном собеседовании с конкурсной комиссией.
На заседании конкурсной комиссии 1 августа 2019 года принято итоговое решение, согласно которому члены комиссии не рекомендовали никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность Министра культуры Самарской области.
Постановлением Губернатора Самарской области от 6 февраля 2023 года N 16 на государственную должность министра культуры Самарской области назначена Калягина И.Е. с 6 февраля 2023 года на срок полномочий Губернатора Самарской области.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление Губернатора Самарской области от 6 февраля 2023 года не противоречит действующему законодательству, принято в соответствии с полномочиями Губернатора Самарской области и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом суд первой инстанции отметил, что конкурсная процедура не является обязательной при отборе кандидатов на должность министра культуры Самарской области, а результаты конкурса носят рекомендательный характер, не связывая Губернатора Самарской области в кадровом усмотрении, поскольку Губернатор Самарской области вправе назначить на должность Министра культуры Самарской области любое лицо, не ограниченное в силу закона или судебного акта в праве на занятие государственной должности субъекта Российской Федерации, в том числе и не принимавшее участие в конкурсе.
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему спору.
Вопреки доводам кассационной жалобы, несогласие подателя жалобы с постановлением Губернатора Самарской области от 6 февраля 2023 года N 16 не свидетельствует о его незаконности, а также незаконности действий административного ответчика по проведению конкурса.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Самарской области "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области", должность министра Самарской области является государственной должностью Самарской области.
Лицо наделяется полномочиями, избирается или назначается на государственную должность Самарской области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом Самарской области и иными законами Самарской области (пункт 2 статьи 1 Закона Самарской области "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области").
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области" министры Самарской области входят в состав Правительства Самарской области.
Согласно пункту 5 статьи 67 Устава Самарской области и пункту 1 статьи 3 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области формирует Губернатор Самарской области.
Министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области (пункт 4 статьи 3 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области").
Судами сделан обоснованный вывод о том, что специальная обязательная процедура по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области законом не предусмотрена. Выбор лица для назначения на государственную должность министра культуры Самарской области осуществляется Губернатором Самарской области по своему усмотрению. Конкурсные процедуры обязательным этапом отбора кандидатов на указанную должность не являются.
Судебная коллегия также обращает внимание на то значимое обстоятельство, что распоряжением от 12 апреля 2019 года конкурс объявлен не на замещение государственной должности Самарской области - министра культуры, а конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области - министра культуры.
Вопреки доводам кассационной жалобы с момента принятия конкурсной комиссией решения в соответствии с пунктом 7.4 Положения по проведению конкурса и оформления протокола заседания конкурсной комиссии с 1 августа 2019 года конкурс завершен, информация о его результатах размещена на официальном сайте Правительства Самарской области 14 августа 2019 года.
Иные доводы кассационной жалобы Еремеева Г.Н. лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Судебными инстанциями по настоящему административному делу правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также подлежащее применению законодательство, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еремеева Григория Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.