Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 19 апреля 2024 года кассационную жалобу Гатауллиной Т.Н. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2023 года по административному делу N 2а-6095/2023 по административному исковому заявлению Гатауллиной Т.Н. к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, заместителю начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан Шафеевой И.И, Управлению ФНС России по Республике Татарстан об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан и Управления ФНС России по Республике Татарстан Егоровой Э.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
на основании решения Совета местного самоуправления Исполнительного комитета муниципального образования Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 декабря 1995 года Гатауллиной Т.Н. выделен земельный участок площадью 3 300 кв.м, под строительство дома в селе Малые Кабаны Лаишевского района Республики Татарстан.
В период с 22 апреля 2020 года по 13 августа 2020 года за Гатауллиной Т.Н. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N. В результате межевания указанного земельного участка 13 августа 2020 года образовались участки с кадастровыми номерами N, которые находились в собственности Гатауллиной Т.Н. до 3 сентября 2020 года, 7 сентября 2020 года, 10 ноября 2020 года, 17 ноября 2020 года, соответственно.
В период с 16 июля 2021 года по 18 октября 2021 года в соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении Гатауллиной Т.Н. проведена камеральная проверка, по результатам которой 8 ноября 2021 года налоговым органом составлен акт налоговой проверки N 12662.
В ходе проверки установлено, что Гатауллина Т.Н. в 2020 году реализовала свое право собственника и на основании договора купли-продажи недвижимого имущества продала земельные участки с кадастровыми номерами:
N на сумму 2 500 000 руб, дата регистрации права - 13 августа 2020 года, дата прекращения права - 3 сентября 2020 года, размер доли в праве - 1/1;
N на сумму 990 000 руб, дата регистрации права - 13 августа 2020 года, дата прекращения права - 7 сентября 2020 года, размер доли в праве - 1/1;
N на сумму 2 000 000 руб, дата регистрации права - 13 августа 2020 года, дата прекращения права - 10 ноября 2020 года, размер доли в праве - 1/1;
N на сумму 2 000 000 руб, дата регистрации права - 13 августа 2020 года, дата прекращения права - 17 ноября 2020 года, размер доли в праве - 1/1.
Срок владения земельными участками с даты государственной регистрации права собственности (13 августа 2020 года) и до отчуждения составил менее трех лет, в связи с чем налоговый орган сделал вывод о том, что и доходы от продажи земельных участков подлежат налогообложению.
15 сентября 2022 года по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение N 7867 о привлечении Гатауллиной Т.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц, ей начислен налог на доходы физических лиц, пени и штраф.
Гатауллина Т.Н. обратилась с жалобой в Управление ФНС России по Республике Татарстан.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 15 декабря 2022 года N 2.7-19/040646@ жалоба Гатауллиной Т.Н. оставлена без удовлетворения.
Гатауллина Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения от 15 декабря 2022 года N 7867.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гатауллина Т.Н. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. Выражает несогласие с выводом судебных инстанций о том, что срок нахождения в собственности налогоплательщика вновь образованных земельных участков подлежит исчислению с даты государственной регистрации прав на них. При возникновении новых объектов недвижимости из исходного объекта не изменялся объем прав владельца, и он не получал какой-либо доход в результате этих преобразований объекта недвижимости.
От представителя Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, Управления ФНС по Республике Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абзац 2 подпункта 5 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 упомянутого Кодекса. В случае приобретения права собственности в порядке приватизации, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого составляет три года.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, что исключает освобождение полученных доходов от налогообложения.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Ссылка в кассационной жалобе на приобретение права собственности в 1995 году в порядке приватизации не может служить основанием для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрацией прав на недвижимое имущество признается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из указанных норм следует, что при разделе земельного участка возникают новые объекты права собственности, а первичный объект прекращает свое существование, соответственно, срок нахождения в собственности образованных при разделе земельных участков для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гатауллиной Т.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.