Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 мая 2024 года кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 января 2024 года по административному делу N 2а-4574/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Уфы Республики Башкортостан об оспаривании бездействия администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и возложении на нее обязанности по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя прокуратуры Республики Башкортостан Мигунова В.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сети водоснабжения по улице Взлетной города Уфы от ВК 77-077 на улице Тальковой до ВК 77-249 на улице Воздушной, трубы Д-150, протяженностью 739 погонных метров, и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку на учет указанного имущества.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 января 2024 года, требования административного искового заявления прокурора города Уфы Республики Башкортостан удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно: сети водоснабжения по улице Взлетной города Уфы от ВК77-077 на улице Тальковой до ВК77-249 на улице Воздушной, трубы Д-150 протяженностью 739 погонных метров. На администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества, а именно: сети водоснабжения по улице Взлетной города Уфы от ВК77-077 на улице Тальковой до ВК77-249 на улице Воздушной, трубы Д-150 протяженностью 739 погонных метров.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 января 2024 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения дополнена указанием на срок исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности - в течение 3 месяцев с момента вынесения апелляционного определения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судами не учтены положения Закона Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года N 116-з "О внесении изменения в Закон Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан"". В настоящее время организация водоснабжения населения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан относится к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан. Указанные сети водоснабжения в настоящее время эксплуатируется гарантирующей организацией ГУП Республики Башкортостан "Уфаводоканал", которое вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества.
От Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и ГУП Республики Башкортостан "Уфаводоканал" поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 6.1 Федерального закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Во исполнение приведенной нормы Законом Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года N 116-з внесены изменения, Закон Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" дополнен статьей 10.1, согласно которой с 1 января 2020 года полномочия органов местного самоуправления городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование города Межгорье Республики Башкортостан, городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан, по организации водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, перешли к органам государственной власти Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
По смыслу приведенной нормы закона обязанность по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи возложена на органы местного самоуправления, на территории которого она находится.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорная водопроводная сеть не имеет собственника.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что водопроводная сеть является бесхозяйной, в связи с чем нарушаются права граждан, которые могут быть восстановлены путем возложения на орган местного самоуправления обязанности по постановке ее на учет.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы о том, что полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения перешли к органам государственной власти Республики Башкортостан, водопроводная сеть передана во временную эксплуатацию МУП "Уфаводоканал" (ГУП Республики Башкортостан "Уфаводоканал"), не опровергают вышеприведенный вывод, поскольку право собственности на нее до настоящего времени не оформлено, действенные меры административным ответчиком не предприняты.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 июня
2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.