Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 апреля 2024 года кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 января 2024 года по административному делу N 2а-1255/2023 по административному исковому заявлению Учалинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя прокуратуры Республики Башкортостан Мигунова В.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Учалинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории сельских поселений вблизи с.Кудашево на землях сельскохозяйственного назначения установлено несанкционированное размещение отходов. Уточнив требования, прокурор просил возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность в срок до 1 апреля 2024 года ликвидировать несанкционированную свалку на территории сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в 500 м. юго-восточнее с. Имангулово, на землях сельскохозяйственного назначения, на площади 1 га, в точке с координатами: широта 54, 26893, долгота 59, 2974.
Решением Учалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 сентября 2023 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность в срок до 1 апреля 2024 года ликвидировать несанкционированную свалку на площади 1 га, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения в 500 м. юго-восточнее с. Имангулово сельского поселения Имангуловский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с географическими координатами широта 54, 26893, долгота 59, 2974.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от
31 января 2024 года решение суда первой инстанции изменено, дополнено установлением срока проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов до
1 декабря 2024 года. В другой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является ненадлежащим административным ответчиком по делу. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что в полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан входит только предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Иные полномочия, в том числе по соблюдению законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также благоустройства территорий под твердые коммунальные отходы и по проведению муниципального земельного контроля, возложены на органы местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Положениями статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4 и 8 статьи 42).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в том числе обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Исходя из положений, изложенных в пунктах 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, именно собственник земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, обязан принять меры по ее ликвидации.
Разрешая административный спор, суд исходил из того, что свалка твердых коммунальных отходов расположена на территории сельского поселения, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, право собственности на земельный участок за кем-либо не зарегистрировано, более того, как установлено судами, указанный земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Вместе с тем отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 4 той же статьи Закона предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" с 1 января 2021 года органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами 2 - 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В силу пунктов 1.1, 3.8, 3.9, 3.22, 3.100, 3.102, 3.103 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35, последнее осуществляет в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства; осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; принимает решения об утверждении схемы расположения таких земельных участков; принимает решения об изменении вида их разрешенного использования; о предоставлении в аренду без торгов; устанавливает и прекращает публичные сервитуты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласовывает соглашения об установлении в отношении них сервитутов.
В соответствии с пунктом 4.3 данного Положения в пределах своей компетенции Министерство земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан организует и осуществляет проверки использования государственного имущества Республики Башкортостан, включая недвижимое имущество, в том числе земельные участки, составляет акты обследования принимает меры по устранению выявленных нарушении законодательства и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке.
Согласно пункту 1.5 Положения, финансовое обеспечение деятельности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Разрешая заявленный административный иск и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции, с которым в этой части согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрация сельского поселения и администрация района не являются ненадлежащими административными ответчиками. Министерство, осуществляющее полномочия собственника, является надлежащим лицом, которое несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране спорного земельного участка, в том числе, по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 30 мая 2023 года N27-П, согласно которым обязанность обеспечить только за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, может быть возложена на муниципальные образования в том случае, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) и муниципального земельного контроля.
В рассматриваемом случае собственник отходов, размещенных на вышеуказанном земельном участке, не установлен, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, сведений о передаче земельного участка на ином праве третьим лицам не имеется, доказательств тому, что возникновение или продолжение функционирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования, не представлено.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, принимая во внимание указанное правовое регулирование, а также установленные по делу обстоятельства, вывод судебных инстанций о возложении обязанности по ликвидации вышеназванной несанкционированной свалки на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, довод кассационной жалобы о том, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не может рассматриваться надлежащим административным ответчиком по делу, подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от
27 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от
31 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 июня 2024года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.