Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 25 апреля 2024 года кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года по административному делу N 2а-308/2024 по административному исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области Ульяновой О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя прокуратуры Оренбургской области Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены места несанкционированной свалки в границах Покровского сельского совета в с. Покровка в кадастровом квартале 56:19:1207001:2, площадью 5 га, в с. Козловка в кадастровом квартале 56:19:1206001, площадью 1 га. Несанкционированное складирование отходов нарушает права на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих на территории муниципального образования и неопределенного круга лиц. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Покровский сельский совет, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в с. Покровка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1207001:2, (координаты земельного участка 52.013246, 53.798601), площадью 5 га, в с. Козловка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1206001, площадью 1 га (координаты земельного участка 52.013246, 53.798601), обязав в срок до 31 декабря 2025 года принять меры по ликвидации несанкционированного складирования отходов на указанной территории и не позднее одного месяца после ликвидации провести рекультивацию земельного участка; возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обязанность по софинансированию в установленном законодательством порядке мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки в размере не менее 98% от необходимых расходов.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 21 ноября 2023 года административный иск удовлетворен, призвано незаконным бездействие администрации муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в с. Покровка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1207001:2, (координаты земельного участка 52.013246 53.798601), площадью 5 га, в с. Козловка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1206001, площадью 1 га (координаты земельного участка 52.013246 53.798601). На администрацию муниципальное образование Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2025 года принять меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования Покровский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области в с. Покровка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1207001:2, (координаты земельного участка 52.013246 53.798601), площадью 5 га, в с. Козловка на земельном участке с кадастровым номером 56:19:1206001, площадью 1 га (координаты земельного участка 52.013246 53.798601) и не позднее одного месяца после ликвидации провести рекультивацию земельных участков. На Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области возложена обязанность по софинансированию в установленном законодательством порядке мероприятий по ликвидации указанных несанкционированных свалок в размере не менее 98% от необходимых расходов. Постановлено сообщать об исполнении решения суда в Новосергиевский районный суд в течение 10 дней со дня его исполнения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области просит отменить апелляционное определение, направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Выражает несогласие в части выводов об отнесении земельных участков к неразграниченной государственной собственности, о непривлечении к участию в качестве административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Оренбургской области, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Оренбургской области, поскольку собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 56:19:1207001:2, 56:19:1206001:2 разграничена в силу закона, положения, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П о порядке софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации работ по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках неразграниченной государственной собственности на землю или находящиеся в государственной собственности, не применимы. Следовательно, обязанность по софинансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на участках, которые относятся к муниципальной собственности, не может быть возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Также указано на принятие государственных программ и федеральных проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, по которым соисполнителями указанных проектов являются Министерство природопользования и экологии Оренбургской области, а также соответствующие администрации муниципальных районов и городских округов.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, к числу которых отнесены обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, что установлено в подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу пунктов 9, 14, 37 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального района.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; к вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в связи с отсутствием на момент рассмотрения спора закона, определяющего принадлежность, распределение и источники финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, и конкретные органы государственной власти как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации, на которые будут возложены соответствующие полномочия, суду при разрешении вопроса в части определения участия в финансировании мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок следовало привлечь к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Оренбургской области, поскольку именно финансовые органы государственной власти являются главными распорядителями бюджетных средств как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П правовыми позициями о порядке софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации работ по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках неразграниченной государственной собственности на землю или находящиеся в государственной собственности.
Доводы, изложенные в жалобе, об обратном основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.